Диалектика как система


Ключевые понятия:

Основные формы диалектики, метафизика, принципы диалектики, развитие, связь, закон, три закона диалектики, тождество, различие, противоположность, противоречие, качество, количество, мера, скачок, отрицание, триада, категории диалектики (причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, содержание и форма)

 

Основные формы диалектики. Диалектика и метафизика

Первоначально под диалектикой понимали искусство спора, диалога. Сократ говорил, что диалектика – искусство обнаружения истины, путём столкновения различных или противоположных мнений. Платон понимал под диалектикой метод анализа и синтеза понятий, движения мысли от многообразных и конкретных значений к общим понятиям (идеям), выражающим истинно - сущее. Стоики рассматривали диалектику как умение рассуждать изощрённо.

Основные этапы развития диалектического метода:

1. Стихийная диалектика древности (Гераклит из Эфеса)

2. Идеалистическая диалектика Гегеля (диалектика как теория и система)

3. Материалистическая диалектика Маркса, Энгельса и Ленина

Развитие – направленное и закономерное изменение материи и сознания, ведущее к возникновению нового качества. Учение о развитии – диалектика. Таким образом, диалектика – это учение о наиболее общих закономерных связях и развитии бытия и познания, а также метод творчески познающего мышление. Диалектика делится на объективную диалектику (диалектику бытия) и субъективную (диалектику мышления). Диалектика – основной философский метод, рассматривающий явления в их связи и взаимодействии. Противоположностью диалектики как метода является метафизика, рассматривающая явления в статическом состоянии, вне связи и развития. Существование диалектики и метафизики имеют своим объективным основанием существование таких состояний как движение и покой. Диалектика утверждает, что движение абсолютно, а покой относителен. С точки зрения метафизики, покой абсолютен, а движение – сумма состояний покоя. Диалектика как система представляет собой некое единство принципов законов и категорий.

Принципы – основополагающие идеи теории. Выделяют два основных принципа:

· принцип развития;

· принцип всеобщей связи.

Развитие – это изменение, связанное с появлением нового качества. Связь – это такое отношение, при котором изменение одного явления вызывает определённые изменения другого. Различают связи непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, функциональные и генетические. Генетические связи проявляются в наличии общего между родственными объектами.

Закон – существенная, необходимая, внутренняя, повторяющаяся и устойчивая связь явлений. Законы делятся на частные, всеобщие и общие. Частные законы характерны для определённой формы материи, для данной конкретной науки. Общие законы – законы, которые проявляют свои действия в большой совокупности объектов и явлений. Всеобщие законы – это законы диалектики, проявляющиеся в природе, обществе и мышлении.

 

Три закона диалектики, их основные категории

Три основных закона диалектики:

· единства борьбы и противоположностей;

· взаимного перехода количественных изменений в качественные;

· закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей называют ядром диалектики. Во-первых, он характеризует источник и внутреннее содержание всякого движения и развития в природе, обществе и сознании. Во-вторых, этот закон обладает особой формой всеобщности, т.к. его действие пронизывает собой не только все явления материального и духовного мира, но и другие законы диалектики. Основными категориями данного закона являются тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество отражает относительную устойчивость, неизменяемость объекта. Различие фиксирует момент изменчивости явлений. Предельным случаем существенного различия является противоположность. Противоположности – это внутренние взаимосвязанные, присущие самим предметам и явлениям стороны и тенденции, которые предполагают друг друга и, в то же время, исключают друг друга, т.к. резко различаются между собой по своим свойствам, направлениям действия и выполняемым функциям. Противоречие есть форма взаимодействия противоположностей. Специфику противоречия определяет своеобразие процесса их возникновения, степень их организации, особенности их разрешения. Внутреннее противоречие – это взаимодействие противоположных сторон внутри данной системы. Внешнее противоречие – это взаимодействие между различными системами.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос: как, каким образом происходит развитие, т.е. вскрывает механизм развития. Основными категориями данного закона являются: качество, свойство, количество, мера и скачок. Качество есть «тождественная с бытием непосредственная определённость» (Гегель), т.е. то, что отличает данную вещь от всех других, без чего ее не существует. Качество - это определённость вещей, которая обусловливает их целостность, устойчивость и специфический характер. Качество проявляется через свойства. Свойства, в свою очередь, проявляются через взаимодействия объектов и представляют собой способ проявления определённой стороны объекта по отношению к другим объектам. Количество – «снятое» качество (Гегель). Количество отражает внешнее, формальное отношение предметов, их частей, свойств и связей, выражает число, величину, объём, степень проявления того или иного свойства. Как говорил Августин, «мера – это количественная граница данного качества». Мера – это интервал, в границах которого количественные изменения не приводят к изменениям качественным. Скачок – это переход от одного качества к другому. Существует классификация «скачков»:

· по времени протекания: медленные и мгновенные.

· по механизму осуществления: путём «взрыва» (качество меняется целиком) и постепенно.

· по глубине качественных преобразований: единичные (в границах основного качества) и общие (связаны с преобразованием самой основы вещей).

Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос: в каком направлении происходит развитие (по спирали). Гегель понимал отрицание как «снятие», как момент связи старого и нового, т.е. отрицание, как философское понятие, отражает сложный характер взаимосвязей, возникающих и существующих в процессе изменения и развития предмета. Можно выделить два момента отрицания:

· уничтожение старого, отжившего, не отвечающего изменившимся условиям;

· сохранение нового положительного, соответствующее новым условиям.

Нужно отличать диалектическое понимание отрицания как момента связи старого и нового от метафизического понимания отрицания как полного уничтожения старого. Сущность закона отрицания отрицания выражает триада Гегеля:

1) тезис (утверждение);

2) антитезис (отрицание);

3) синтез (отрицание отрицания).

Категории диалектики (причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, содержание и форма)

Категории – предельно широкие понятия. Причина – это явление, вызывающее к жизни другое явление. Следствие – результат действия причины. Детерминизм – учение о всеобщей причинной обусловленности явлений. Индетерминизм – учение, отрицающие всеобщую причинную обусловленность явлений. Необходимо отличать причину от повода. Повод – это явление, которое предшествует явлению, но не вызывает его. Механистический детерминизм отрицал причинность в микромире, т.к. там не проявляется детерминизм, характерный для макромира: зная импульс и координаты тела в данный момент времени всегда можно определить импульс и координаты тела в любой другой момент времени. Но в микромире действуют другие закономерности, которые описывает уравнение Шрёдингера. Причина и следствие не могут меняться местами, тем не менее следствие может быть причиной другого явления.

Необходимость и случайность – это философские категории, отражающие два вида связей материального мира: необходимость вытекает из внутренней сущности явлений и обозначает их закон, порядок и структуру. Необходимость есть то, что должно произойти в данных условиях. Напротив, случайность – это такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Случайность есть то, что может быть, а может и не быть, может произойти так, а может произойти иначе. Тем не мнение случайность есть форма проявления и дополнения необходимости. Жесткий детерминизм Демокрита проявлялся в том, что он утверждал, что раз все явления имеют причину, то они совершаются с необходимостью. Такое понимание данных категорий привело к сведению необходимости к случайности («Черепаха»). Согласно фатализму, все явления происходят по воле фатума, судьбы, рока, т.е. неизбежно. Волюнтаризм является другой крайностью. Волюнтаризм отрицает объективную необходимость и опирается на субъективную волю людей.

Сущность – это нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и являющееся основанием всех форм их внешнего проявления. Сущность – совокупность фундаментальных законов и свойств предметов, определяющих тенденцию их развития. Она выражает внутреннюю, устойчивую сторону явлений. Явление – это конкретное свойство объектов, в которых обнаруживается сущность. Сущность – это общее, а явление – единичное. Сущность является, и явление существенно.

Содержание – это категория диалектики, обозначающая совокупность элементов, свойств и процессов, которые составляет данный объект. Форма – способ организации содержания.

Знание законов и категорий диалектики не только помогает понять сложность и неоднозначность мира, развивает мышление, но и во многом определяет решение проблем современной науки.

 

Природа и общество

Ключевые понятия:

Антропосоциогенез, природа, коэволюция, экология, экологический кризис, биосфера, ноосфера, географическая среда, географический детерминизм, население

 

Антропосоциогенез. Диалектика взаимодействия общества и природы

Антропосоциогенез – это процесс становления человека и общества. Начало антропогенеза было одновременно началом социогенеза. Антропосоциогенез длился в течение 3,5 млн. лет, а 40 тыс. лет назад появился кроманьонец (современный человек). Антропосоциогенез зависит от характера взаимодействия природы и общества. Современные учения об антропосоциогенезе основаны на следующих теориях:

· Теория происхождения жизни на земле на основе углеродистых соединений (А.И. Опарин);

· Теория развития живых организмов на основе естественного отбора (Ч. Дарвин);

· Концепция направленного мутирования, т.е. закрепления определенных изменений в генах (Л.С. Берг, В.П. Алексеев).

Все они доказывают естественное происхождение человека, т.е. то, что «человек – это детище природы».

Природа (в широком смысле слова) – это все многообразие движущейся материи, ее свойств и состояний.

Природа (в узком смысле слова) – это материальный мир, исключая социальную форму движения материи.

Общество возникло из природы в результате ее длительной эволюции. Решающую роль в выделении человека из природы сыграл труд – производство материальных благ. Возникнув из природы, человеческое общество, в определенной мере, обособилось от нее и выступает как новое качество в историческом развитии объективного мира.

Значение природы в жизни общества:

1. Природа – необходимая предпосылка функционирования и развития общества.

2. Природа оказывает влияние на формирование и развитие общественного сознания. Она представляет собой неиссякаемый источник знаний.

3. Природные условия воздействуют на формы и темпы исторического процесса. Засухи, наводнения, землетрясения способны затормозить развитие общества. От природных условий зависит и производительность труда.

Природные условия в зависимости от их роли в развитии общества подразделяются на 2 разряда:

1) Естественные богатства средств существования (злаковые растения, дичь и др.).

2) Естественные богатства средств труда (металлы, уголь, нефть и др.).

Первый вид богатств играет большую роль на низших ступенях развития общества, второй - на высших.

Характерные черты воздействия общества на природу:

1) расширение пространственных границ освоения человеком природы;

2) дальнейшее освоение природы вглубь (открытие и промышленное использование новых элементов, свойств и процессов);

3) усиливается интенсивность использования природных ресурсов (ежегодно добывают примерно 100 млрд. тонн руды);

4) возрастает загрязнение природной среды (ежегодно в атмосферу выбрасывается более 200 млн. тон окиси углерода и других вредных веществ, что приводит к парниковому эффекту).

Загрязнение – это поступление в окружающую среду любых твердых, жидких и газообразных веществ и видов энергии в таких количествах, которые оказывают вредное влияние на человека, животных и растений как непосредственно, так и косвенным путем.

 

Понятие коэволюции. Экологический кризис и его составляющие. Понятие биосферы и ноосферы

Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образованных ими сообществ между собой и окружающей средой.

В 70-ые гг. ХХ века складывается социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические аспекты ее охраны. В связи с проблемой экологии возникла проблема коэволюции – совместной эволюции человека и природы.

Понятие «биосфера» было введено в науку в начале 19 века Ламарком, а затем в 1875г. австрийским геологом Э.Зюссом Учение о биосфере, как активной оболочке Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов проявляется как геохимический фактор планетарного значения и масштаба создано русским ученым В.И. Вернадским. Биосфера - это целостная земная оболочка, охваченная жизнью и качественно преобразованное ею. Биосфера включает в себя: «живое вещество»; «биогенное вещество», т.е. органо-минеральные продукты, созданные живым веществом (каменный уголь, торф, гумус); «биокостное вещество», созданное живыми организмами вместе с неживой природой (вода, атмосфера).

Термин «ноосфера» был предложен в 20-е годы 20 века французскими философами Э. Леруа и Тейяром де Шарденом, которые под сферой разума понимали выражение божественного духа. Научное понимание ноосферы было предложено В.И. Вернадским: «Ноосфера – это новое эволюционное состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность направлять развитие биосферы в интересах Человека и его будущего».

Биосфера существовала до появления человека на земле и может существовать без него. Но человек вне биосферы существовать не может. Значит, обеспечение коэволюции биосферы и общества потребует от человечества известной регламентации в своих действиях, определенных ограничений, – в этом и состоит экологический императив нашего времени.

Экологический кризис – глобальный процесс неблагоприятных изменений естественных условий жизни (существования) биосферы и планеты в целом, грозящих подрыву ее динамического равновесия.

Составляющие экологического кризиса:

1. несовершенство современной технологии;

2. всеобщее загрязнение среды;

3. демографический взрыв;

4. прямое уничтожение генетического фонда планеты.

 

Географическая среда - предпосылка существования и развития общества.

Критика географического детерминизма

Понятие «географической среды» введено в науку во второй половине XIX века французским географом и социологом Э. Реклю.

Географическая среда – та часть природы (вода, атмосфера, земная кора), которая на данном историческом этапе так или иначе вовлечена в процесс общественной жизни и составляет необходимое условие существования и развития общества.

Географический детерминизм – учение, согласно которому географическая среда определяет развитие общества, исход тех или иных исторических событий. Представители: Ш.Л. Монтескье, Г. Бокль, Э. Реклю. Монтескье (1689-1755) в сочинении «О духе законов» писал: «Судьбу народов и государств определяет в конечном итоге климат. Власть климата сильнее всех властей». Однако в сходных географических условиях может быть различный социальный строй. Родовой строй имел место в разное время в Европе, Азии, Америке. Смена общественно-экономических формаций происходит быстрее, чем изменения в географической среде.

Природа оказывает действие на человека, влияет на его психику, что находит отражение в его быту, в некоторых эмоциональных особенностях. Учет этого влияния может иметь ценность для этнографа, врача, но при определении характера общественного устройства и направления его изменения, влияние природы на человека не имеет существенного значения.

Человек – это мощная геологическая сила (В. Вернадский), способная изменить глобальные процессы на земле. Он сдвинул цикл озона, изменил круговорот воды между океанами и материками, нарушил тепловой и магнитный баланс земли.

Население – предпосылка и субъект исторического процесса

Народонаселение – это совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей.

Различают 3 вида движения народонаселения:

· Социальное

· Естественное

· Миграционное

Социальное – это перемещение людей из одной социальной группы в другую.

Естественное – это самообновление населения, смена поколений под влиянием процессов рождаемости и смертности.

Миграционное – это перемещение людей через границы тех или иных территорий навсегда или на длительное время.

Демографические процессы включают в себя естественное движение и миграцию. Социальное движение – сфера социологии.

Элементы демографического фактора:

1. Изменение в рождаемости и смертности;

2. Изменение в половой и возрастной структуре;

3. Изменение в средней продолжительности жизни и брачности;

4. Пространственное перемещение.

При натуралистическом взгляде рост народонаселения рассматривается как фактор, независимый от законов развития общества и даже определяющий его. При этом, одни (М. Ковалевский) социологи приписывают этому фактору положительную роль и рассматривают рост народонаселения как причину для поиска новых источников пропитания и, тем самым, толкающую вперед развитие производства. Другие (Т. Мальтус) видят в быстром росте народонаселения источник общественных бедствий. В своей книге «Опыт о законе народонаселения» Т. Мальтус утверждает, что средства существования растут в арифметической, а население - в геометрической прогрессии. Замедленный рост средств существования Мальтус обосновывал законом убывающего плодородия почвы, отсюда он делает вывод, что главная причина бедности вовсе не зависит от образа правления и формы собственности. Богатые не в силах предоставлять бедным работу и пропитание, поэтому бедные не вправе требовать этого. Мальтус предложил регулировать рост населения на уровне общества и государства, путем отказа от медицины и полового воздержания. Его последователи пропагандировали насильственные методы управления демовоспроизводством, вплоть до войны.

Проблемы народонаселения есть во всех странах мира. В экономически развитых странах - это «постарение» населения. Демографический взрыв – это резкое увеличение населения, прежде всего в развивающихся странах, на которые приходится 4/5 прироста мирового населения. Это явление вызвано изменением типа воспроизводства народонаселения, переходом от традиционного к современному типу. Традиционный тип господствовал в странах с аграрной экономикой и характеризуется высокой рождаемостью и высокой смертностью, невысокими темпами роста (0.1 –0.5 %). Современный тип возникает в Европе в конце XVIII века, связан с переходом к капитализму и характеризуется низкой рождаемостью и низкой смертностью.

Осмысление диалектики взаимодействия природы и общества необходимо для решения современных глобальных проблем, в том числе экологической и демографической проблем, а также для осуществления коэволюции природы и общества.

 



Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 301;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.025 сек.