Сознание, его происхождение и сущность


Ключевые понятия:

Отражение, изоморфизм, гомоморфизм, информация, эволюция отражения, психика животных и психика человека, учение З. Фрейда о бессознательном, общественно-историческая сущность сознания, мышление и язык, материальное и идеальное

 

Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция отражения

Вся материя обладает свойством отражения, по существу сходным с ощущением. Отражение – результат взаимодействия материальных систем, заключающийся в воспроизведении особенностей одной систем в особенностях другой системы. Одна из них выступает в роли отражаемой, а другая – в роли отражающей. Отражение носит универсальный характер. Для объяснения сущности отражения как сходства используют понятия изоморфизм и гомоморфизм.

Изоморфизм – тождество строения, структурное соответствие (зеркальное отражение, след на снегу).

Гомоморфизм – неполное сходство, т.е. когда одному элементу одного множества соответствует несколько элементов другого (топографическая карта и местность).

Понятие «информации» уже, чем понятие «отражение», т.к. применимо только для самоуправляемых систем (животное, человек, общество и т.д.).

Информация – совокупность сигналов, поступающих в самоуправляемую систему.

Эволюция отражения

1) Неживая природа обладает элементарными формами отражения, такими как изменение скорости или направления движения. Форма отражения в неживой природе зависит от формы движения материи (механическое отражение, физическое отражение, химическое отражение).

2) На уровне живой материи отражение проходит следующие этапы:

· Раздражимость

· Чувствительность

· Психика

Раздражимость – это способность избирательным образом реагировать на воздействие внешней среды. Появляется на уровне одноклеточных организмов и проявляется в движении к источнику раздражения, либо от него.

Чувствительность – допсихическая форма отражения, проявляющаяся в реакции растений на свет, тепло, влагу. Проявляется в форме тропизмов и настий. Настии связаны с периодическими движениями, обусловленными изменением внешних воздействий. Примером «сейсмонастии» является поведение насекомоядного растения – росянки. Тропизм – это движение роста.

На уровне высших животных появляется психика.

Психика – продукт специфического взаимодействия высокоорганизованного существа с материальным миром, в ходе которого в мозгу животного и человека формируются системы нервных связей. Психика появляется с возникновением нервной системы и представляет собой субъективный образ объективного мира. Понятие «психика» шире понятия «сознание», т.к. включает в себя также бессознательные движения души.

 

Психика животных и психика человека. Учение З. Фрейда о бессознательном

Отличие психики человека от психики животных (В.С. Степин):

 

Психика животных Психика человека
1. Приспособление к среде 1. Преобразование среды
2. Первая сигнальная система 2. Вторая сигнальная система (язык).
  3. Целеполагание
  4. Самосознание

Психика человека – совокупность явлений его внутреннего, субъективного мира, отличного от внешнего мира вещей.

Основные составляющие человеческой психики:

· внешние чувства (ощущение, восприятие, представление),

· внутренние чувства, или эмоции (горе, радость, страх и т.д.),

· разум, или абстрактное мышление в форме понятий, суждений и умозаключений,

· воля – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Волевое поведение включает в себя принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов, и его реализацию.

Психическая жизнь включает в себя сознательные и бессознательные движение души.

Бессознательное – совокупность психических процессов и состояний, не представленных в сознании человека. Например: сон, гипнотическое состояние и т. д. З.Фрейд: «Бессознательное – это могущественная сила, антагонистическая силе сознания».

Психическая структура личности, по Фрейду:

· Сверх-Я (Супер-Эго),

· Я, или Эго,

· Оно (Ид) – область инстинктов и, прежде всего, инстинкта либидо.

Под «Ид» понималась наиболее примитивная часть человеческой личности, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия, и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Эта инстанция изначально иррациональна и аморальна.

«Эго» – это область предсознательного, подчиненная принципу реальности и вырабатывающая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к требованиям среды. К функциям Эго относятся: самосохранение организма, избегание угрожающих влияний, контроль над требованием инстинктов.

Супер-Эго – это область сознательного, она служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если Ид вырастает из наследственного опыта, Эго – это индивидуальность, то Супер-Эго – продукт влияний, исходящих от других людей (родителей, условий социальной среды). Супер-Эго возникает в раннем детстве и связано с Эдиповым комплексом. Если Эго принимает решение в угоду Ид, но в противовес Супер-Эго, то испытывает наказание в виде укоров совести и чувства вины.

Основные защитные механизмы, регулирующие воздействие различных инстанций на человека:

1. вытеснение,

2. регрессия,

3. сублимация.

Вытеснение – активное, но не осознаваемое самим индивидом, устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, что проявляется в так называемых «ошибочных действиях»: оговорках, описках и др.

Регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень мышления и поведения.

Сублимация – механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в форме деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

 

Общественно-историческая сущность сознания. Мышление и язык

Общественно-историческая сущность сознания состоит в том, что только в человеческом обществе формируется разум человека, его способность активно, деятельно участвовать в преобразовании мира и самого себя.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животного и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание как функция высокоорганизованного мозга формируется под влиянием труда и речи. Зачатки труда уже характерны для австралопитеков (объем мозга 600 см3), живших более 2-х млн. лет назад. Труд становится отличительным признаком у их преемников питекантропов и синантропов – первых людей на Земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандерталец увеличил ассортимент орудий труда, использовал новый природный материал, например, костяные иглы, а 40 тыс. лет назад появляется современный человек – Homo sapiens – кроманьонец (объем мозга 1400 см3). С ростом мозгового вещества увеличивается и площадь поверхности мозга, за счет увеличения лобных и височных долей. Мозг, как орган сознания, развивается с развитием руки, как орудия труда. Именно рука, как воспринимающий орган, давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазам. Активно действующая рука заставляла голову думать, прежде чем сама стала орудием его воли. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления.

Человек в онтогенезе повторяет филогенез. Онтогенез – индивидуальное развитие человека от младенческого состояния до зрелого. Филогенез – развитие человечества от первобытного состояния до цивилизованного, поэтому при воспитании ребенка необходимо учитывать факторы, развивающие у него мышление и речь (развитие руки).

С возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагал сотрудничество людей, элементарное разделение трудовых операций: одни поддерживали огонь, другие охотились. Разделение труда – результат осмысления связи своих действий с действиями других членов коллектива, с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально фиксированной системе потребностей, обязанностей, дисциплине. Человек стремился не только к удовлетворению своих природных потребностей, но и понять мир. Развитие труда способствовало тесному сплочению общества, у людей появилась потребность что-то сказать друг другу. Физиологический механизм образования речи условно-рефлекторный, звуки и жесты сочетаются с соответствующими предметами и действиями, а затем и с идеальными явлениями. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения предметов, их свойств и отношений.

Язык – система содержательных знаковых форм, хранящая в себе социокультурный опыт человечества и выполняющая роль механизма социальной наследственности, это средство общения и орудие мышления. Речь – это сам процесс общения, обмена мыслями, который осуществляется с помощью языка.

 

Материальное и идеальное

Форма существования сознания – это идеальное. Оно характеризует сущность сознания по отношению к материи, содержанием идеального является материальный мир. Идеальное – это субъективный образ объективного мира.

 

Материальное Идеальное
1. Является причиной самого себя. 1. Не имеет самостоятельного, независимого от материального мира, существования.
2. Всегда существует в конкретных формах (вещество и поле). 2. Всегда бестелесно и бесплотно, это предмет, отчужденный от самого себя.

 

Мысль не имеет существования в физическом и физиологическом смысле, вместе с тем мысли, идеи – реальны, они существуют. Однако их реальность не материальна, а идеальна, это наш внутренний, субъективный мир. Сознание – субъективная реальность. Сознание принадлежит человеку, т.е. субъекту, а не объективному миру.

Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания. Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Нарушение структуры организации мозга влечет за собой и разрушение структур сознания. Отравление мозга алкоголем и наркотиками ведет к деградации личности и ее сознания.

Таким образом, сознание:

· высшая форма отражения действительности;

· свойство высокоорганизованной материи;

· функция мозга;

· продукт общественно-исторического развития;

· субъективный образ объективного мира;

· субъективная реальность;

· идеальное.

Понимание общественно-исторической природы сознания, соотношения сознательного и бессознательного, материального и идеального способствует развитию интеллекта молодых людей, их способности к рефлексии (самопознанию).

 

Теория познания

Ключевые понятия:

Три положения теории отражения, основная проблема гносеологии, истина, заблуждение, ложь, правда, относительная истина, абсолютная истина, вечные истины, догматизм, релятивизм, чувственное и рациональное познание, сенсуализм, рационализм, практика.

 

Три положения теории отражения. Основная проблема гносеологии

Отражение действительности – знание о мире, природе, человеке и обществе. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, - это знание», - писал К. Маркс. В основе теории познания лежит теория отражения.

Теория отражения может быть выражена в 3 положениях:

· Вне нас существует объективный мир.

· Наши восприятия и представления суть образы этого мира.

· Проверка образов, отделение истинных от ложных, происходит на практике

Теория познания (гносеология) – это наука, изучающая природу человеческого познания, сущность знания, закономерности его функционирования и развития.

Основной проблемой гносеологии является проблема объекта познания и субъекта познавательной деятельности.

Субъект познания – исторически обусловленный человек, носитель определенных общественных отношений. Объект познания – фрагмент бытия, на который направлена познавательная деятельность человека. Он зависит от общественно-исторического характера практики, т.е. изменяется. Например, элементарные частицы, другие планеты Солнечной системы не всегда включались в объект познания.

 

Истина как процесс. Критика догматизма, релятивизма

Целью познания является достижение истины и ее практическое применение.

Истина – это знание, соответствующее реальности (адекватное отражение реальности).

Заблуждение – это знание, не соответствующее реальности.

Ложь – это преднамеренное искажение реальности.

Правда – это субъективная интерпретация истины.

Основными свойствами истины являются объективность и конкретность.

Объективность истины проявляется в том, что ее содержание не зависит ни от человека, ни от человечества.

Конкретность – это свойство истины, основанное на знании реальных связей и взаимодействий объекта, отражает зависимость нашего знания от условий. Конкретность истины означает, что истинное знание имеет своим содержанием определенный, конкретный объект.

Истина не есть статическое состояние, а представляет собой процесс, ибо объективный мир развивается, и знание, отражающее его, также развивается. Для объяснения «движения истины» философы выработали понятия абсолютной и относительной истины.

Относительная истина – это неполное знание объекта.

Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание об объекте. Абсолютная истина недостижима, т.к. мир бесконечен и постоянно изменяется. Тем не менее, абсолютная истина существует:

1) как цель познания,

2) как момент, частичка относительной истины,

3) как вечная истина.

Вечные истины – это достоверно установленные факты, даты событий рождения и смерти. Например, «все птицы имеют клюв».

Реальный процесс познания складывается диалектически: абсолютная истина складывается из бесконечного числа истин относительных. В свою очередь, во всякой относительной истине содержится момент («зерно») истины абсолютной.

Во взглядах на истину существует две крайности: догматизм и релятивизм.

Догматизм – это учение, которое признает существование абсолютной истины и отрицает относительную истину. Истинное знание целиком соответствует действительности и углубляться, уточняться не может. Существует либо абсолютная истина, либо заблуждение, – «третьего не дано». Несостоятельность догматизма состоит в том, что он рассматривает истину вне развития. Как говорил Ф. Бэкон, истина – «дочь времени, а не авторитета».

Релятивизм – это учение, которое признает только относительную истину и отрицает абсолютную. Релятивисты отрицают момент абсолютного (верного) знания в относительной истине и, таким образом, сводят процесс познания к смене одного заблуждения другим.

3. Чувственное и рациональное познание, их основные формы. Критика сенсуализма и рационализма

«От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него – к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (В.И. Ленин). Чувственное познание, т.е. «живое созерцание», – это познание внешних свойств объектов. Формы чувственного познания:

1) ощущение,

2) восприятие,

3) представление.

Ощущение – это форма чувственного познания, отражающая отдельный признак или свойство предмета.

Восприятие – это целостный образ предмета, возникающий при его воздействии на два или более органов чувств. В основе восприятия лежит синтез ощущений.

Представление – это целостный образ предмета, возникающий на основе былого восприятия и хранимый в памяти.

Следующим уровнем познания является абстрактное мышление (рациональное познание). Основные формы рационального познания – это понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – форма рационального познания, отражающая существенные признаки предмета. Например, «человек – это живое существо, обладающее абстрактным мышлением и способностью создавать орудия труда».

Суждение – форма рационального познания, содержащая утверждение или отрицание. Суждение возникает на основе синтеза понятий.

Умозаключение – форма абстрактного мышления, в которой из одного или нескольких суждений, называемых «посылками», выводится новое суждение, называемое «заключением».

Во взглядах на сущность познания существует две крайности: сенсуализм и рационализм.

Сенсуализм – учение, согласно которому ощущение – единственный источник познания. Джон Локк сформулировал основной тезис сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях».

Рационализм – философское учение, признающее разум основой познания и поведения людей. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях, кроме самого разума, т.е. принципов логики», - основной тезис рационализма, сформулированный Г. Лейбницем.

 

Практика и ее роль в познании

Практика, в широком смысле слова, – это вся деятельность человека по созданию материальной и духовной культуры.

Практика, в узком смысле слова, – это нечто противоположное теории.

Практика – это материальная, общественно – историческая деятельность людей, направленная на преобразование мира. Различают три основных вида практики:

· Материально-производственная.

· Общественно-политическая, или социально-преобразующая.

· Научно-экспериментальная.

Основным видом практики является материально – производственная, т.к. «прежде чем заниматься наукой, искусством и философией человек должен есть, пить, иметь жилище», т.е. удовлетворять свои необходимые, материальные потребности (К. Маркс).

Отличительные черты практики:

· Предметный характер.

· Общественный характер, т.к. она объединяет большие группы людей вокруг общей цели.

Функции практики:

· основа познания,

· критерий истинности знаний,

· цель познания.

Научное понимание деятельностной природы познания способствует формированию исследовательских (творческих) способностей у студентов.

 



Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 295;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.069 сек.