Белорусская философия


Ключевые идеи:

Философские идеи Ефросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского, философия Ф. Скорины, Н. Гусовского, Сымона Будного, философские идеи Симеона Полоцкого

 

1.Философские идеи Ефросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского (эпоха средневековья)

Ефросинья Полоцкая (ок.1110-1173). Основной источник её идей «Житие Ефросиньи Полоцкой». «Житие Ефросиньи Полоцкой» - источник и свидетельство ее жизни и учения, проникнутого христианскими ценностями, идеями духовного служения, просвещения и патриотизма: «Еуфросинья – небопарный орел, попаривши от Запада и до Востока, яко луна солнечная, просветивши всю землю полоцкую». Для Ефросиньи (светское имя её – Прадслава) достижение идеала неразрывно связано со Словом Божьим и знаниями, содержащимися в книгах Священного писания. Ефросинья говорила о значении «трех хлебов»: Слова Божьего, молитвы и книги: «Ими же утешается душа и сердце веселится». Бог – это «помощник, заступник и кормитель», «отец убогим, нагим одеяние, обидемым помощник, ненадеющимся надеяние». Сущностью бытия является высшая духовная реальность: «Вся видимая мира сего и красная суть и славна, но вскоре минует, яко сон, яко цвет увядает. Вечная же и невидимая во веки пребывает». Земное богатство и слава есть «прах и пепел, яко дым разыйдется, яко пара водная погыбает». Жизнь – это деятельное моление-мысление, образ жизни – смиренномудрие. Ефросинья «старых учила терпению и воздержанию, юных – душевной чистоте и телесной умиротворенности, … слову благочинному: при старших молчать, мудрых слушать, к старшим – покорность, к равным и меньшим – любовь без лицемерия, мало говорить, а много разуметь… Всех хотела видеть как единую душу». В «Житии Ефросинии Полоцкой» есть обращение, которое звучит как завет потомкам: «Вось сабрала вас, нiбы птушанятау, под крылы свае i на паши, нiбы авечак, каб вы пасвiлiся у Божых наказах. А я з легкiм сэрцам стараюся вучыць вас, бачачы плен вашае працы i дождж вучэння на вас пралiваю. Пастарайцеся ж, дзецi мае, пазбегнуць агня непагаснага, якому аддана пустацелле, зрабiцеся пшанiцаю чыстаю i змялiцеся у жорнах умiронасцю, малiтвамi i постам, каб чыстым хлебам прынесцiся на трапезу Хрыстову».

Кирилл Туровский (ок.1130-после1190) – философ и проповедник, родившийся в городе Турове. Он автор восьми «Слов», трех канонов, нескольких повестей и притч (сохранилось около 70 произведений), имеющих глубокий аллегорическо-символический, морально-поучительный и богословско-философский смысл. Для К. Туровского главная забота – духовность соотечественников, в соответствии с этичными и эстетичными идеалами эпохи. Идеал бытия – это бытие с Богом и для осуществления божественного промысла, тихая и мирная жизнь в чистоте и согласии с божественной правдой. Духовных деятелей христианства он называет «умелыми строителями славного и очень честного дома». Социально-этический смысл и духовная миссия «монашеского чина» - дать человеку примеры жизни с Богом. Человек – венец творения и единство двух начал: души и тела («Слово про слепого и хромого»). «Слепая» душа и «хромое» тело символизируют несовершенство человека и человеческого бытия. Цель жизни - духовное совершенствование. Большое значение в духовном самосовершенствовании человека принадлежит «сокровищу вечной жизни» - книжному знанию: «Ибо сладко-медвяный сот, и хорошо – сахар, обоих же лучше книжное знание: потому что оно – сокровище вечной жизни». Современники называли его «Златоуст, паче всех воссиявший нам на Руси».

2. Философия Ф. Скорины, Н. Гусовского, Сымона Будного(эпоха Возрождения)

Франциск Скорина (1490-1551) – выходец из Полоцка.

Основные идеи и проблемы философии Скорины:

1) Проблема человека и общества, а также смысла жизни человека. Главное назначение человека – совершенствование земной жизни.

2) Идея просвещения и любви к книгам. Библия (в переводе с греческого означает «книги»), она написана «внутрь и зовнутрь», т.е. имеет прямой и переносный смысл. Книга «ест зерцало жития нашего, лекарство душевное и потеха всем смутным».

3) Идея нравственного воспитания человека. Человек рождается «на пакуты, як искры, каб узнимацца уверх». Наказаниями, несчастьями и болезнями Бог напоминает не злым, а добрым людям, чтобы они «зрели» духовно.

4) Познание природы, общества и самого себя.

5) Проблема идеала. Идеал – это человек, который сочетает в себе библейскую и философскую мудрость, «духа святого и философии исполненный».

6) Мудрость – это не только вера и моральность, но и знание изначального, т.е. истоков. Мудрость – «мать всех добрых речей и учитель всякому доброму умению».

7) Идея постоянного духовного совершенствования человека.

8) Идея знания, как необходимого условия нравственной жизни.

9) Образование и культура – путь к индивидуальному и общественному благу.

10) Идея основного постулата морального закона, который «написан есть в серцы единого каждого»: «то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным, чего сам не хощеши от иных иметь».

11) Любовь – это высшая, нравственная добродетель, универсальный закон личной и общественной жизни. Любовь и справедливость – это два главных критерия поведения человека»

12) Идея патриотизма: «люди, игде зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имають».

13) Красота – «душа» бытия, его животворный источник.

 

Николай (Hussoviani)Гусовский (1470? – 1533?) – белорусский поэт – гуманист, мыслитель и просветитель эпохи Возрождения. В 1522 году по просьбе папы римского Льва Х (Медичи) написал свое лучшее произведение «Песню пра выгляд, лютасць зубра и паляванне на яго». В октябре 1523 года издал в Кракове сборник «Песня о зубре», состоящий из прозаического посвящения королеве Боне Сфорца (просил ее взять под государственное покровительство талантливых людей науки и искусства), одноименной поэмы и 11 стихотворений. В посвящении королеве Боне поэт говорил о том, что «государство опирается больше на доблесть духа, чем на силу тела, о чем свидетельствуют как греки, так и римляне. Наиболее могущественны они были тогда, когда расцветали науки. А как только начали исчезать таланты, силы упали, а с падением последних обрушилась их держава». От расцвета наук и искусства «будет и государству большая польза» и «высокая слава» главе государства. В поэме Гусовский выступает как представитель ренессансного реализма, популяризатор истории и культуры Беларуси в мире, призывал к единению и дружбе разных по вере и культуре европейских народов перед угрозой турецкого нашествия, выступал против войны: «Войны! Презренное дело войны вызывает гнев мой, и слезы, и боль». Все части поэмы объединены темой судьбы Родины, преданности родной земле, заботливого отношения к природным богатствам. Гусовский говорит о необходимости хозяйского «досмотра», без которого «приходят сады в запустенье, поле родить перестанет, где нива не сжата».

«Песня о зубре» - это гимн родной земле, ее красоте, силе и богатству, а также мужеству и трудолюбию белорусского народа: «Наше отечество – край чудес и загадок». Зубр в поэме – аллегорический образ родного края, его свободолюбия и могущества. Гусовский развивал патриотические и экологические идеи гармонии человека, общества и природы, охраны окружающей среды, рационального ее использования и умножения природных богатств родины. Природа – это источник здоровья, радости, «благо страны» и «кладезь бездонный богатства». Как философ Гусовский говорит о «жажде познания», о неуловимости сущности явлений, «ведь сущность – как ты расскажешь», о том, что «правда - внутри», о скоротечности жизни: «Гонишься вслед за утраченным временем, смертный, - не догоняешь – убито». Судьба человека зависит от него самого: «Своими руками … держишь судьбу свою: выпустишь – все потеряешь. Жизнь на весах, коль сплошаешь – пощады не будет». В целях нравственного усовершенствования общества Гусовский пропагандировал систему латинского европейского образования («семь свободных наук»), выступал за творческое освоение белорусами античной мифологии и литературы. Гусовский «превыше богатства и счастья ставил он духа боатство и благоговейно с верой глубокою чтил всемогущего Бога», «отвергал все домыслы», выступал против идолопоклонничества, колдунов и суеверий: «Древним поверьям любого народа свойственно все объяснять сверхъестественной силой. Правды в них мало, считаю». Гусовский видел в народной мудрости неисчерпаемый источник творчества, знаний и одну из причин стойкости народного духа, выступал за единение соседских славянских народов, утверждал, что их раздоры выгодны их врагам, предупреждал об опасности подобной политики: «Явные знаки опасности видящий видит».

Сымон Будный (1530-1593) - белорусский мыслитель-гуманист эпохи Возрождения, философ и теолог, один из руководителей реформационного движения в Белоруссии и Литве, основатель типографии в Несвиже, где издал на белорусском языке «Катехизис» (1562) и другие книги. Согласно С. Будному, Священное писание – метод решения всех проблем, «светильник», освещающий путь человека к истине: «Пока человек держится слова божьего, он заблудиться не может, так как имеет свечу, которой освещает себе путь». Истина находится в Библии в «свернутом» виде, ее необходимо «развернуть» и адекватно передать. С. Будный рассматривал герменевтику как искусство истолкования Библии, настаивал на контекстуальном осмыслении Библии в соответствии с доводами разума и логики, реальным опытом и знаниями человека, осуждал авторитаризм и догматизм мышления, интеллектуальную нетерпимость и религиозный фанатизм тех церковных деятелей, которые «не только пером, но огнем и мечом» внедряли свое учение. Люди должны быть объединены «духом учения, а не авторитетом личности». Нельзя использовать любые средства для достижения цели. С. Будный говорил о высокой духовной миссии учителей, о том, что учителя, предотвращающие «порчу» людей, есть «соль земли», «яко бо соль заховуеть што ею посолится, абы не провоняло. Тако и учитель наказанием, поучением и напоминанием заховуеть людей от духовной гнили». Как и Фома Аквинский, он считал, что вера может быть обоснована рациональным способом. Согласно С. Будному, индивидуальный разум – самый важный инструмент познания. Однако понятия не являются врожденными, они формируются на основе чувственного опыта, знания конкретных, единичных вещей, то есть идея вещи не предшествует самой вещи. Такой взгляд свидетельствовал о номинализме С. Будного, согласно которому общее понятие – только имя (лат. nomen – имя, название) реально существующих единичных вещей. Его основная этическая идея - идея религиозно-морального возрождения. В предисловии к «Катехизису» он писал об искажении истинного христианства, подмене искренней и сознательной веры и морали формальной и показной. Основой веры являются не догматика, обряды и литургия, а этика, которая содержится в божественном откровении, то есть в Библии. Своим каждодневным поведением, трудолюбием и честностью человек заслуживает спасения, он несет личную ответственность за свои поступки перед Богом. Идея морально-духовной свободы человека связана с концепцией Пико делла Мирандолы о необходимости нравственного самосовершенствования. С. Будный выступал за умеренное социальное реформирование, социальную гармонию, мирное сосуществование всех слоев феодального общества, считал, что никому не стыдно заниматься ремесленным трудом, что «ремеслом занимался даже апостол Павел», то есть мастерство и творчество является «святым делом». Каждый должен занимать определенное место в обществе в соответствии с существующими историческими обстоятельствами. Государственная власть - божественное установление, и ей необходимо подчиняться. Политической идеал – «философ на троне», то есть просвещенный монарх, который должен окружать себя мудрыми и учеными людьми, с которыми он мог посоветоваться, как действовать в тяжелых ситуациях. Развитие ремесла, торговли, распространение образования в стране требует мира и покоя. С. Будный обосновывал мысль о познавательном и морально-воспитательном значении искусства. Прекрасное – то, что истинно, во взаимодействии содержания и формы приоритет принадлежит содержанию. С. Будный считал, что только на основе свободы возможно полное самовыражение личности, расцвет ее способностей. В «Катехизисе» он призывал «сильных мира сего», в частности князей Радзивиллов, заботиться о развитии белоруской культуры, образования и родного языка, что явилось фактором становления национального самосознания.

Философские идеи Симеона Полоцкого(эпоха Нового времени)

1) Симеон Полоцкий (1629-1680). Философию он подразделял на «разумительную» (логика), «естественную» (физика), «нравную» (этика). Философия – это мудрость, а философ – это мудрец, знающий и умеющий жить в мире. Значение философии в том, что она исправляет души от зла, учит человека «благо жити», уподобляет человека ангелу. Человек – это мост между материей и духом, центр мироздания. Человек - это существо «содружное», т.е. общественное, деятельное.

Мир состоит из трех частей:

1. Первообразный мир (Бог),

2. Макрокосм (природа),

3. Микрокосм (человек).

Бог является активным и творящим духовным началом, которое из ничего творит все. В результате творения возникли две части мира -вещественная (стихии: земля, огонь, вода, воздух) и духовная. Из стихий образовался мир отдельных вещей, т.е. макрокосм. А на основе духовной части возникли ангелы (бестелесные существа) и душа человека. Сочетание материальной и духовной частей образует микрокосм, т.е. человека. Первообразный мир (Бог) непознаваем, в него надо только верить, а две другие части - природа и человек - познаваемы. Природа – это книга, которую доступно прочитать и изучить каждому, а человек – это город с пятью воротами (зрением, обонянием, вкусом, осязанием, слухом), через которые он и приобретает первичные знания. Центр разума - в человеческом сердце, его задача хранить добрые мысли.

Ошибки разума – это грехи:

1) невежество, причины его кроются в нежелании учиться, отсутствии условий для учебы и настойчивости в преодолении трудностей;

2) нерассудие (необдуманность, некритическое заимствование знаний);

3) скоросудие (поспешные выводы);

4) непостоянство ума;

5) упрямство (нежелание признать свои взгляды ошибочными);

6) мудрствование плоти (направленность на удовлетворение телесных наслаждений);

7) желание узнать то, что меньше всего человеку дает пользу.

Истину он рассматривал с трех сторон: гносеологической, семантической, праксеологической. С гносеологической стороны истина понималась как мысленное отображение, адекватное отражаемому, с семантической - как наиболее точное воспроизведение самим предметом или явлением значения слова, с праксеологической - как совпадение дел человеческих с моральными законами.

Нравственную чистоту человека охраняет 6 стражей:

1) умеренность в еде и питье, учтивость в шутках и скромность в общении;

2) стеречься от безделья, ибо безделье - мать привыкания ко злу;

3) попроще тело наряжать;

4) следить за чувствами, чтобы не блуждали;

5) старательно избегать болтливости, ибо дурные беседы нам лучшие обычаи портят;

6) случайностей остерегаться всяких.

 

Знание основных идей русской и белорусской философии необходимо для понимания «корней» славянской культуры и философии, а также для формирования патриотизма.

 



Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 416;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.015 сек.