Влияние эмоций на пищеварение
Учение о происхождении человека от низших животных сыграло огромную роль в деле изучения природы человека. Это учение, как метод изучения человека, направлялось главным образом в сторону исследования особенностей анатомической структуры человеческого тела.
Так напр., целый ряд органов, по-видимому лишенных в настоящее время всякой функции, рассматриваются с этой точки зрения как остатки тех органов, которые были полезны для наших далеких предков или составляли характерные черты их строения, передаваясь от поколения к поколению в силу закона наследственности. Подобная точка зрения оказалась приложимой и для объяснения функциональных особенностей человеческого тела.
Мимика и жесты—выражение лица при гневе например — подмечаемые у детей и у различнейших человеческих рас, оказываются врожденными и лучше всего объясняются как сохранившиеся у людей реакции, сходные по своему характеру с реакциями низших животных.
Такая точка зрения оказалась весьма плодотворной и позволила биологии пролить некоторый свет на наши представления о мотивах человеческого поведения. Социальные воззрения, господствовавшие в прошлом веке, либо допускали, что поведение определяется сознательным влечением к удовольствию, или избеганию боли, либо же приписывали его туманной и неопределенной способности, называемой сознанием или моральным чувством.
Сравнительное изучение поведения человека и низших животных в разных условиях, особенно с целью исследования источника главнейших мотивов этого поведения, показало однако всю недостаточность теорий старых психологов. Все больше и больше выясняется, что причины поведения как человека, так и высших животных следует искать в воздействии известных эмоций, которые получают свое выражение в инстинктивных актах.
Тем не менее, до сих пор весьма мало внимания уделялось той роли, которую играют у высших животных эти основные реакции. Исследование изменений, наступающих в теле при эмоциональном возбуждении, физиологи предоставили натуралистам, философам и психологам. Последние однако были слишком поверхностно знакомы с физиологическими отправлениями сложного организма, чтобы найти ключ к разрешению этого вопроса, вследствие чего наши сведения об эмоциональных состояниях у высших животных весьма скудны.
Конечно, существует много поверхностных наблюдений над состояниями возбуждения. Сокращение кровеносных сосудов, сопровождающееся побледнением кожи, выступание «холодного пота», прекращение слюноотделения, в результате чего «язык прилипает к гортани», расширение зрачков, поднятие волос дыбом, учащенный пульс, ускоренное дыхание, дрожание и судорожное сокращение мышц, особенно круговых мышц рта,—все это хорошо знакомые нам изменения, сопутствующие боли и таким сильным эмоциям, как страх, ужас и глубокое отвращение.
Но все эти нарушения слишком обыденны и потому легко бросаются в глаза даже при поверхностном наблюдении. Даже учащенное сердцебиение легко распознается по пульсации кожных сосудов. Существуют, однако, и другие органы, лежащие глубоко в теле, изменение функций которых при сильных эмоциях распознать не так уж легко. Для того, чтобы определить, включаются ли в комплекс эмоционального возбуждения эти глубоко лежащие органы, необходимо прибегнуть к помощи особых методов исследования.
Из органов, в сильной степени реагирующих на эмоциональные возбуждения, следует выделить пищеварительные органы. Связь эмоций с деятельностью пищеварительного канала представляет особый интерес, ибо недавние исследования показали, что в то время, как запах, вкус и вид приятной пищи возбуждают в первые стадии пищеварительного процесса, боль и сильное эмоциональное возбуждение могут внести в него серьезные нарушения. Таким образом, между ощущениями и сопровождающими их изменениями в теле может наступить весьма серьезный конфликт, который послужит предметом последующего изложения.
Дата добавления: 2023-08-09; просмотров: 303;