Тема 1.2 Организационно-правовые основы судебно-психологической экспертизы
Судебная экспертиза– это назначаемое с соблюдением определенных правовых норм, процессуальное действие, состоящее в исследовании фактов, установленных процессуальным путем, проводимое по поручению следователей и судов лицами, сведущими в науке, технике, искусстве или ремесле на основе их специальных познаний для установления фактических данных, служащих в форме заключения эксперта средством судебного доказывания, а в конечном итоге – установлением объективной истины по уголовным и гражданским делам.
Основными признаками СПЭявляются следующие.
· Исследование проводится на базе специальных познаний в области психологической науки. Эксперт-психолог – лицо или орган, обладающий специальными познаниями в области психологии, достаточными для дачи заключения.
· Подготовка, назначение и проведение СПЭ осуществляется с соблюдением специального правового регламента, определяющего наряду с процедурой исследования и процессуальные права и обязанности участников процесса.
· Заключению эксперта-психолога закон придает силу источника доказательств [59].
Компетенция судебно-психологической экспертизыопределяет рамки задаваемых эксперту вопросов, границы разрешаемых им ситуаций и строго ограничена законом (УПК, ГПК и т. д.). В частности, эксперт-психолог решает вопросы, заданные ему следователем в постановлении, и не вправе выходить за рамки этих вопросов. В некоторых случаях необходима постановка дополнительных вопросов для разрешения какой-либо возникшей ситуации, тогда эксперт имеет право запросить следователя (лицо, ведущее дознание) дополнить постановление, а в отдельных случаях — назначить дополнительную либо повторную экспертизу. Закон, ограничивая компетенцию эксперта, тем самым устанавливает рамки решаемых им вопросов.
Пределы компетенции психологической экспертизы ограничены, с одной стороны, возможностями психологии в целом и ее конкретной отрасли, с другой — нормативным урегулированием статуса экспертизы и эксперта в конкретной сфере. Возможно также ограничение компетенции экспертизы полномочным должностным лицом или органом.
Нормативные акты, регулирующие назначение и производство экспертизы, рассчитаны на широкое число случаев и являются универсальными. Так, в уголовном, гражданском, административном процессах действующие нормы регулируют назначение и проведение любой экспертизы, не выделяя психологическую.
Препятствием в деятельности экспертизы может явиться и воля субъекта, ее назначившего, поскольку он может оказаться недостаточно подготовленным в области психологии, слабо представляющим себе ее возможности и методы. С этим также бывает связана нечеткая, неточная формулировка вопросов и задач, которые ставятся перед экспертом. Последний, безусловно, должен подчиняться действующим нормам, особенно в том, что касается характера его взаимоотношений с субъектом, назначившим экспертизу, требований к итоговому документу экс- пертного исследования и т. д.
Эксперт, проводящий психологическую экспертизу, не может вмешиваться в деятельность органа или должностного лица, назначившего экспертизу, однако он не должен быть и слепым орудием в их руках. Установив, например, что вопрос перед ним поставлен неправильно, узко, эксперт может обратиться к заинтересованному субъекту за уточнениями, чтобы провести исследование исходя из сегодняшних возможностей психологической науки.
Судебно-психологическая экспертиза широко применяется в практике правоохранительных органов, однако вопрос ее компетенции до сих пор дискутируется как в юридической, так и в психологической литературе.
Исходя из оценки реальных возможностей экспертно-психологического исследования, а также потребностей следственной и судебной практики, к компетенции СПЭ относятустановление:
1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Иными словами, судебно-психологическая экспертиза должна ответить на вопрос, имеются ли у подэкспертного отклонения от нормального для его возраста уровня интеллектуального развития и, если такие отклонения существуют, сделать вывод об их влиянии на поведение исследуемого.
Поводами для назначения судебно-психологической экспертизы в целях решения такой задачи могут служить: данные о малолетнем возрасте, низком уровне интеллектуального развития, недостаточном овладении активной речью, характерологических особенностях соответствующего лица; сомнения в способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них показания, основанные на оценке условий восприятия (быстротечность событий,
множественность раздражителей, одновременно воздействующих на субъекта, состояние повышенной психической напряженности в момент восприятия и др.); данные о характере воспринимаемого раздражителя (сила — слабость); несоответствие показаний определенного лица другим материалам дела.
Установление способности потерпевших (в том числе малолетних и несовершеннолетних) по делам о преступлениях, совершенных на сексуальной почве, правильно воспринимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление.
Наиболее распространенными поводами для назначения судебно-психологической экспертизы для решения этой задачи являются: данные о пассивном поведении субъекта в определенной ситуации, отсутствии глубоких эмоциональных реакций на случившееся; предположение относительно не связанного с психическими заболеваниями отставания потерпевшей в психическом развитии; сведения о некоторых характерологических особенностях (вялость, пониженная активность, неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость и пр.) или о неблагоприятных условиях общего воспитания (систематическое подавление родителями са- мостоятельности ребенка, излишнее ограждение от трудностей) и недостатках полового воспитания в семье и школе.
3. Установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии, полностью сознавать характер и значение своих действия и руководить ими (например, в ситуации вовлечения несовершеннолетних в преступную группу).
На возможность отставания в развитии психически здорового подростка могут указывать: данные о его педагогической запущенности, «детскости» поведения, легкомысленном отношении к своим противоправным действиям, несоразмерность объективного содержания поведения с субъективно преследуемыми подростком целями; свидетельские показания, говорящие о заметном отличии подростка от основной массы его сверстников.
4. Установление наличия или отсутствия у подэкспертного в момент совершения им противоправных действий состояния физиологического аффекта (со-стояния внезапно возникшего душевного волнения) или иных непатологических эмоциональных состояний (сильного страха, депрессии, эмоционального стресса, фрустрации), способных существенно влиять на его сознание и деятельность.
Поводами для назначения в таких случаях судебно-психологической экспертизы могут служить: сведения о реально существовавших условиях, способствовавших накоплению отрицательных эмоциональных переживаний, возникновению стойких состояний нервно- психической напряженности (стресса), хронической неудовлетворенности потребностей и т. п.; данные о конфликтном характере ситуации, в которой было совершено преступление, в частности о том, что действия потерпевшего или иных лиц препятствовали реализации ведущих мотивов по- ведения обвиняемого, затрагивали его наиболее значимые интересы; показания свидетелей об изменениях внешнего вида, голоса, моторики у обвиняемого; факты частичного забывания об- виняемым отдельных элементов ситуации преступления
Установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний или выявление индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или затрудняющим выполнение профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте и т. п.).
К поводам для назначения судебно-психологической экспертизы в связи с расследованием причин происшествий на транспорте и в производстве относятся прежде всего предположения о том, что требования ситуации превышали индивидуально-психологические и профессиональные возможности людей, управляющих техникой, в силу утомления, вызванного действием посторонних раздражителей, сильного эмоционального напряжения, состояния растерянности и других психологических факторов.
6. Установление структуры преступной группы на основе имеющихся данных о психологических особенностях личности ее участников: установление иерархии преступной
группы и индивидуально - ролевого статуса ее членов, поиск уязвимого звена и эффективного способа воздействия на менее устойчивых членов преступной группы.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 472;