ПРОБЛЕМА КУЛЬТУР В НАУКЕ


Современная наука – сложная система, состоящая из большого количества отдельных научных дисциплин. Их насчитывается несколько тысяч. Науковеды объединяют их в две большие группы – фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки имеют своей целью познание объективных законов окружающего мира: математические науки, естественные науки (механика, астрономия, физика, химия, геология, биология, антропология и т.п.), социальные науки (история, археология, этнография, экономика, демография, науки о государстве, право и т.п.), гуманитарные науки (логика, лингвистика, филология и т.п.). Фундаментальные науки своими выводами, результатами, теориями определяют содержание научной картины мира.

Прикладные науки нацелены на разработку способов применения полученных фундаментальными науками знаний объективных законов мира для удовлетворения потребностей и интересов людей. К прикладным наукам относятся технические науки (прикладная механика, теория машин и механизмов, сопротивление материалов, техническая термодинамика, электротехника, металлургия, космонавтика, радиотехника и т.п.), сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехния, ветеринария и т.п.), медицинские науки, педагогические науки и т.д.

В прикладных науках фундаментальное знание приобретает практическое значение, используется для развития производительных сил общества, совершенствования предметной сферы человеческого бытия, материальной культуры.

Каждая наука характеризуется собственными особенностями познавательной деятельности. Науки различаются предметом познания, средствами и методами познания, формами результатов познания, системами ценностей, идеалами, методологическими установками, стилями мышления, которые функционируют в данной науке и определяют отношение ученых к процессу познания, к социально-культурному фону науки. Совокупность систем ценностей, идеалов, методологических установок, стилей мышления, присущих отдельным наукам и их комплексам, называют научной культурой. Говорят о культуре естественно-научного знания, культуре гуманитарного знания. Характер научной культуры многое определяет в проблемах организации науки, в проблемах отношения науки и общества. Здесь и вопросы нравственной ответственности ученого, особенности этики науки, отношение науки и идеологии, науки и права, особенности организации научных школ и управления научными исследованиями и многое другое.

Наиболее контрастны различия между культурами гуманитарного и естественно-научного познания. Между этими составляющими культуры возникло противоречие, которое озаботило многих выдающихся современных мыслителей. Ч.Сноу в книге «Две культуры» пишет, что между этими культурами наблюдается огромная пропасть, которая с каждым годом возрастает. Ученые-гуманитарии и ученые, изучающие точные науки, говорят на разных научных языках и все более не понимают друг друга. Это опасная тенденция, которая, по мнению Ч.Сноу, грозит гибелью человечеству.

Существует немалое различие между естественно-научным и гуманитарным познанием, между научной и гуманитарной культурой. Ориентации этих культур различны: научная культура ориентирована на цивилизацию, гуманитарная – на духовность. Наука устремлена в будущее, ко все новым знаниям. Духовность же больше обращена к сохранению накопленного нравственного опыта человечества. Разрыв двух составляющих культуры заключается в различии темпов развития науки и совершенствования морали.

Естествознание ориентируется на повторяющееся, общее, универсальное, абстрактное. Гуманитарное познание – на специальное, конкретное, уникальное, неповторимое. Гуманитарные науки изучают уникальные, индивидуальные объекты, а естествознание имеет дело с обобщенными случаями, в которых особенности единичного случая не представлены. Цель естествознания – описать и объяснить свой объект, выразить качественные и количественные характеристики объекта. Цель гуманитарных наук – понять свой объект, найти способы конкретно-исторического, личностного переживания, толкования и содержания объекта познания и своего отношения к нему. Объекты гуманитарных наук имеют ценностную и рефлективную природу, т.е. теоретическое знание об объекте, полученное исследователем, так или иначе влияет на сам объект. М.Бахтин утверждал, что объект познания в гуманитарных науках принадлежит к той же действительности, что и познающий, и не менее активен, чем познающий субъект. Гуманитарное познание, по мнению М.Бахтина, представляет собой активный процесс диалогического общения и взаимодействия познающего и познаваемого субъектов.

В общем можно сказать, что гуманитарное знание отличается от естественно-научного большим присутствием субъективного начала. Гуманитарные науки в качестве объекта познания имеют дело с системой «объект плюс условия наблюдения (включая субъекта)». В гуманитарном познании объект исследования не может быть отчужден от исследователя. В естественно-научном познании объект изучается сам по себе, влияние исследователя (субъекта) стараются исключить. Другими словами, различие между естественно-научными и гуманитарными знаниями заключается в том, что естественно-научные знания основаны на разделении субъекта (человека) и объекта (природы, которую познает человек – субъект), а гуманитарные знания имеют отношение прежде всего к самому субъекту.

Если для естественно-научного подхода характерна выработка единой точки зрения на изучаемые явления и на природу и возможность практического использования теоретических знаний, то для гуманитария характер изучаемого объекта и понимание возможностей использования гуманитарных знаний соотносимы с его собственной личностью, идеями, методологией или с его ценностями. Следовательно, допускается много подходов в изучении, что влечет за собой разные варианты гуманитарного знания, объясняющие один и тот же эмпирический материал и факты.

Не следует противопоставлять естественно-научное и гуманитарное знание. Они различаются лишь мерой присутствия «человеческого» в каждом из них. Оба типа знания являются научными, они требуют постоянной проверки результатов и сохраняют нацеленность на поиск более правильных и глубоких объяснений. Понимание и объяснение не исключают, а предполагают друг друга. М.М.Бахтин писал:

«Противопоставление гуманитарных и естественных наук было опровергнуто дальнейшим развитием гуманитарных наук. Одновременность художественного переживания и научного изучения – их нельзя разорвать, но они проходят разные стадии и степени не всегда одновременно».

В проблеме двух культур – два важных аспекта: закономерности взаимодействия науки и искусства, единство науки. Художественно-образный и научно-рациональный способы отражения мира не исключают абсолютно друг друга. Ученый должен обладать способностью не только к понятийному, но и образному творчеству. Многие ученые прекрасно разбираются в музыке, живописи. Более того, само научное творчество представляет для них вид искусства. В любых абстрактных науках познавательная деятельность содержит художественно-образные моменты. Иногда говорят о поэзии науки. Анализируя творчество выдающегося физика ХIX века Л.Больцмана, лауреат Нобелевской премии М.Лауэ заметил, что «достижения, подобные достижениям Л.Больцмана, не вырастают на почве одностороннего, хотя и очень хорошего специального образования». А сам Л.Больцман писал о себе: «Тем, чем я стал, я обязан Шиллеру... Другим человеком, оказавшим на меня такое же влияние, является Бетховен…» Автор теории относительности А.Эйнштейн неоднократно заявлял, что он научился у Ф.М.Достоевского больше, чем у любого физика.

Чувство гармонии и прекрасного в науке присуще многим естествоиспытателям. В.Гейзенберг писал:

«Проблеск прекрасного в точном естествознании позволяет распознать великую взаимосвязь явлений еще до детального понимания, до того, как она может быть рационально доказана».

А П.Дирак образно выразил свое понимание истины:

«Красота – критерий истины…Красота уравнений важнее, чем их согласие с экспериментом».

А.Пуанкаре подчеркивает, что ученый получает удовольствие от занятия наукой:

«Ученый изучает науку не потому, что это полезно, а потому, что он получает от этого удовольствие; а удовольствие от этого он получает потому, что она красива».

С другой стороны, художник, деятель искусства творит не произвольные, а типические художественные образы, предполагающие процесс обобщения, познания действительности. Познавательный момент органически присущ искусству. Интуиция и логика присущи как искусству, так и науке. В системе духовной культуры наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. Тем не менее, противоречие между гуманитарными и естественными науками остается, так как критерии истинности у них различны. М.М.Бахтин в работе «К философским основам гуманитарных наук» писал: «Критерий здесь не точность познания, а глубина проникновения».

Теперь о проблеме единства науки. Наука – это многогранное и вместе с тем системное образование, все отдельные компоненты которого теснейшим образом связаны. Между различными конкретными науками существует постоянное взаимодействие. Развитие науки требует постоянного взаимного обогащения, обмена идеями между различными областями знания. В ХХ веке биология получила мощный импульс для своего развития в результате применения математических, физических и химических методов исследования. С другой стороны, биологические знания позволяют инженерам создавать новые типы автоматических устройств, проектировать новые поколения авиационной техники и т.д. Единство наук определяется материальным единством окружающего мира.

Естествознание, являясь основой всякого знания об окружающем мире, оказывает влияние на развитие гуманитарных наук через методологические установки, общемировоззренческие представления, образы, идеи. Особенно значительно это воздействие в век современной научно-технической революции. Естественно-научные методы познания все в большей мере используются в общественных и гуманитарных науках. В исторических исследованиях они дают надежную основу для уточнения дат исторических событий, открывают новые возможности для быстрого анализа громадной массы источников, фактов. Широко применяются естественно-научные методы в психологии. Новые перспективы взаимообогащения естественно-научного и гуманитарного знания открываются с созданием новейшей теории самоорганизации – синергетики.

Для современного этапа развития науки характерно выдвижение на передний план вопросов о том, как гармонизировать изменение действительности и гуманистические идеалы, как сделать гуманистические идеалы органической частью познавательной и практической деятельности человека. В этих условиях мало знать, что представляет собой объект познания или преобразования, необходимо предвидеть последствия преобразования человеком окружающего мира с точки зрения интересов самого человека, его места в мире. Поэтому традиция рассматривать объект как независимый от человеческой деятельности переосмысливается. Методология современной науки ориентирует на все большее включение в науку гуманистических идеалов как конечной цели научных исследований. В связи с этим стандарты гуманистического познания все больше проникают в естественные науки. Г.Гачев отмечал, что «взаимоопыление проблем гуманитарных и естественных наук есть не прихоть праздного ума, но назревшая историческая потребность самого человечества, даже исходя из простого корыстного вопроса о возможностях и путях продолжения его существования: выживем ли?».

Всеобщая закономерность исторического развития науки – диалектическое единство дифференциации и интеграции науки. Образование новых научных направлений сочетается со стиранием резких граней, разделяющих различные отрасли науки, с образованием интегрирующих отраслей науки (кибернетика, теория систем, информатика, синергетика и т.д.). Отличительной особенностью формирования постнеклассической науки во второй половине ХХ века является примат междисциплинарных исследований, принцип системности, синтетическая картина реальности. Наука в целом становится все более сложной единой системой с богатым внутренним расчленением, где сохраняется качественное своеобразие каждой конкретной науки. Таким образом, не конфронтация двух культур в науке, а их тесное единство, взаимодействие, взаимопроникновение является закономерной тенденцией современного научного познания.

Наука дает человеку знания, позволяющие запускать мощные глобальные процессы. И если эти процессы осуществляются вне контроля норм гуманистической морали, то гибель человечества становится весьма вероятной. Получение нового знания и использование уже полученного должно определяться главной стратегической установкой человечества – выживанием и обеспечением устойчивого развития. Этим обусловлена необходимость преодоления отчуждения естественно-научного и гуманитарного знания и их воссоединения в рамках целостного взгляда на действительность. Сочетание естественно-научного и гуманитарного подходов порождает комплексное мироощущение, расширяющее наши возможности всестороннего познания мира с одновременным проникновением в его тайны и разумом, и чувством. Поэтому противоестественно отрывать их друг от друга.

 

МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ

Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. В определении материи следует обратить внимание на два важных момента. Во-первых, материя существует объективно, т.е. независимо от нас. Во-вторых, она копируется, отображается нашими ощущениями, т.е. познаваема. Материя – причина, содержание и носитель всего многообразия материального мира. С точки зрения философского материализма, материя первична, а все другие формы бытия есть ее порождение; весь мир – движущаяся материя в ее бесконечно разнообразных проявлениях.

В настоящее время известны два вида материи: вещество и поле. Вещество – вид материи, обладающей, в отличие от физического поля, массой покоя. Вещество – совокупность дискретных образований, слагающихся из элементарных частиц, масса покоя которых не равна нулю (в основном из протонов, нейтронов и электронов), атомов, молекул и построенных из них тел. Весь вещественный мир Вселенной образуют три класса элементарных частиц. Это класс кварков, класс лептонов и класс бозонов. Кварки прежде всего образуют протоны и нейтроны, составные части атомных ядер. Класс лептонов включает электрон, мюон, тау-лептон и три сорта нейтрино. Именно эти два класса участвуют в образовании атомарного вещества. Класс бозонов образуют особые частицы, роль которых состоит либо в создании в микромире излучений, либо в участии по обеспечению взаимодействий, протекающих между частицами первых двух классов. Так, фотон, безмассовая частица, служит основой всех электромагнитных взаимодействий. Восемь разновидностей глюонов, также безмассовых частиц, обеспечивают в ходе сильного взаимодействия объединение кварков в протоны и нейтроны. Они же обеспечивают объединение протонов и нейтронов в атомные ядра. Векторные бозоны трех разновидностей участвуют в процессах, носящих название слабого взаимодействия. К этому же классу приписан гравитон, гипотетическая безмассовая частица, участвующая в гравитационных взаимодействиях. Перечисленные частицы составляют ту Вселенную, объекты которой до сих пор изучаются физиками, астрономами и астрофизиками.

Поле как физическая реальность (т.е. как вид материи) в науку было введено М.Фарадеем. До Фарадея электрическое, магнитное и гравитационное взаимодействия рассматривались как взаимодействия на расстоянии, между взаимодействующими телами была пустота. Фарадей предположил, что физические тела взаимодействуют друг с другом через соответствующие физические поля, заполняющие пространство между взаимодействующими телами. В классической физике вещество и поле противопоставляются друг другу как два вида материи, у первого из которых структура дискретна, а у второго – непрерывна. Поля (электромагнитные, гравитационные и др.) заполняют пространство непрерывным образом. Введение понятия поля покончило с действиями на расстоянии и силами, которые действуют мгновенно. По мнению А.Эйнштейна, идея поля была самой оригинальной идеей Фарадея, самым великим открытием со времен Ньютона. О сложной связи между веществом и полем А.Эйнштейн и Л.Инфельд в книге «Эволюция физики», вышедшей в 1938 г., писали:

«Мы имеем две реальности: вещество и поле. Несомненно, что в настоящее время мы не можем представить себе всю физику построенной на понятии вещества, как это делали физики в начале девятнадцатого столетия. В настоящее время мы принимаем оба понятия. Можем ли мы считать вещество и поле двумя различными, несходными реальностями? Пусть дана маленькая частица вещества; мы могли бы наивно представить себе, что имеется определенная поверхность частицы, за пределами которой ее уже нет, а появляется ее поле тяготения. В нашей картине область, в которой справедливы законы поля, резко отделена от области, в которой находится вещество частицы. Но что же является физическим критерием, различающим вещество и поле? Раньше, когда мы не знали теории относительности, мы пытались бы ответить на этот вопрос следующим образом: вещество имеет массу, в то время как поле ее не имеет. Поле представляет энергию, вещество представляет массу. Но мы уже знаем, что такой ответ в свете новых знаний недостаточен. Из теории относительности мы знаем, что вещество представляет собой огромные запасы энергии и что энергия представляет вещество. Мы не можем таким путем провести качественное различие между веществом и полем, так как различие между массой и энергией не качественное. Гораздо большая часть энергии сосредоточена в веществе, но поле, окружающее частицу, также представляет собой энергию, хотя и в несравненно меньшем количестве. Поэтому мы могли бы сказать: вещество – там, где концентрация энергии велика, поле – там, где концентрация энергии мала. Но если это так, то различие между веществом и полем скорее количественное, чем качественное. Нет смысла рассматривать вещество и поле как два качества, совершенно отличные друг от друга. Мы не можем представить себе резкую границу, разделяющую поле и вещество. Те же трудности вырастают для заряда и его поля. Кажется невозможным дать ясный качественный критерий, позволяющий провести различие между веществом и полем, между зарядом и полем…

Мы не можем построить физику на основе только одного понятия – вещества. Но деление на вещество и поле, после признания эквивалентности массы и энергии, есть нечто искусственное и неясно определенное».

Квантовая физика, которая ввела идею двойственной, корпускулярно-волновой природы любого микрообъекта, привела к нивелированию противопоставления вещества и поля. Выявление взаимосвязи вещества и поля привело к углублению представлений о структуре материи. На субатомном уровне (т.е. на уровне элементарных частиц) различие вещества и поля становится относительным. С точки зрения квантовой теории поля понятия частицы (вещества) и поля, которые раньше относились к различным физическим объектам, сливаются в единое понятие квантового поля как особой формы существования материи. Совершенно новым свойством стала дискретность, квантованность поля. Поля утрачивают чисто непрерывный характер, им необходимо соответствуют дискретные образования – кванты поля. А элементарные частицы выступают как кванты соответствующих полей. Частица – лишь особое состояние поля, квант поля. Неправомерно на субатомном уровне различать вещество и поле по наличию или отсутствию массы покоя, так как различные поля обладают массой покоя. В современной физике поля и частицы выступают как две неразрывно связанные стороны микромира, как выражение единства корпускулярных (дискретных) и волновых (непрерывных) свойств микрообъектов.

Полученные в последнее время космологические данные требуют кардинального дополнения современных представлений о структуре материи и фундаментальных взаимодействиях элементарных частиц. Лишь 4% массы Вселенной приходится на понятное нам «обычное» вещество. Остальные 96% – это некие субстанции: темная материя (23%) и темная энергия (73%). Помимо обычного вещества во Вселенной имеется другой тип вещества – темная материя. Темная материя сродни обычному веществу. Она способна собираться в сгустки (размером с галактику) и участвует в гравитационных взаимодействиях. Скорее всего, темная материя состоит из новых, не открытых еще в земных условиях частиц. Темная энергия – гораздо более странная субстанция, чем темная материя. Она не собирается в сгустки, а равномерно распределена во Вселенной. Темная энергия носит явно выраженный невещественный характер, но именно она доминирует во Вселенной. По словам академика В.А.Рубакова, природа темной энергии – это главная загадка фундаментальной физики ХХI века. Перед наукой стоит задача определить природу темной энергии и объяснить ее доминирующую роль во Вселенной.

Материю нельзя противопоставлять конкретным вещам как некоторое первоначало, из которого все формируется. Не существует первичной субстанции, из которой затем формируются вещи; материя существует только в виде бесконечного разнообразия конкретных объектов. Вещи не состоят из материи, а являются конкретными формами ее проявления. При этом все материальные объекты обладают внутренней упорядоченностью, которая проявляется в закономерном движении и взаимодействии элементов. Существуют различные структурные уровни организации материи, каждый из которых имеет своего носителя и свою систему закономерностей. Материальное единство мира проявляется в том, что все уровни материи взаимодействуют и переходят друг в друга.

Итак, материя обладает следующими свойствами:

- материя объективна, то есть существует вне нашего сознания;

- материя существует в многообразии конкретных объектов;

- существует материальное единство мира как взаимосвязь и взаимозависимость всех уровней материи, а также

наличие ее универсальных свойств и законов;

- материя несотворима и неуничтожима, существуют законы сохранения, изменение материи всегда связано с устойчивостью некоторых ее свойств;

- материя находится в состоянии непрерывного движения, материя не существует без движения, т.е. без взаимодействия вещей и процессов;

- движение материи происходит в пространстве и во времени;

- материя способна к саморазвитию, т.е. усложнению структуры без вмешательства извне;

- материя познаваема;

- все известные материальные объекты и процессы подчинены принципу причинности, т.е. имеют свои причины и порождают следствия.

Движение - способ существования материи, ее всеобщий атрибут. Движение, с точки зрения философии, есть всякое изменение вообще, развитие вообще, взаимодействие материальных объектов. Ф.Энгельс так определял понятие движения:

«Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т.е. понимаемое как форма бытия материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собою все происходящие во Вселенной изменения и процессы, начиная от простейшего перемещения и кончая мышлением».

Движение – неотъемлемое свойство материи, оно несотворимо и неуничтожимо, как и сама материя. Материя – не косное вещество, к которому нужно прикладывать движение извне, а основа и носитель движения.

Долгое время движение понималось как перемещение материальных тел, как изменение их пространственного положения. Все остальные процессы пытались объяснить перемещением отдельных частей тел относительно друг друга (механицизм в науке). Но уже в ХIХ веке выяснилось, что химические реакции, электромагнитные и оптические явления нельзя свести к механическому движению и объяснить законами классической механики.

Движение материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Выделяют три основные группы форм движения материи: неорганическая природа, органическая природа и общество.

К формам движения материи в неорганической природе относятся: механическое движение – перемещение тел в пространстве; движение элементарных частиц и полей – электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.; движения и превращения атомов и молекул, включающее в себя химическую форму движения материи; изменения в структуре макроскопических тел – тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и др.; геологические формы движения материи; изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.

В настоящее время выделяют следующие структурные урони неживой природы:

- Вселенная;

- Метагалактики;

- галактики;

- космические тела (звезды, планеты и т.д.);

- макротела;

- молекулы;

- атомы;

- элементарные частицы;

- кварки.

Возможно, что существуют уровни больших или меньших масштабов, но современной наукой они еще не идентифицированы. Размеры материальных объектов, изучаемых современной наукой, лежат в диапазоне от 10-15 м до 1010 световых лет. Каждому структурному уровню соответствует своя форма движения, но они взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Каждой форме движения присущи свой носитель, своя область распространения и свои законы.

Формы движения материи в живой природе: совокупность жизненных процессов в организмах и в надорганизменных системах: обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, различные отношения в биоценозах и других экологических системах, взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли и с обществом. Выделяют следующие структурные уровни живой природы:

- биосферный уровень;

- уровень биоценозов (биоценоз – совокупность популяций, населяющих участок суши или воды, при которых продукты жизнедеятельности одних организмов являются условием существования других организмов);

- популяционно-видовой уровень (популяция - совокупность особей одного вида, занимающих определенную территорию, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других особей своего вида);

- организменный и органотканевый уровень;

- клеточный уровень;

- молекулярный (доклеточный) уровень (белки и нуклеиновые кислоты).

Общественные формы движения материи включают в себя многообразные проявления деятельности людей, все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности: развитие производительных сил и производственных отношений, классовые, национальные, государственные отношения и др. В социально организованной форме материи можно выделить следующие структурные уровни:

- человек (отдельный индивид);

- семья;

- группа;

- коллективы разных уровней;

- социальные группы (классы, страты);

- этносы;

- нации;

- расы;

- государства;

- союзы государств;

- человечество в целом.

Высшие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде – в соответствии со структурой и законами развития более сложной системы. Между ними существуют единство и взаимное влияние. Однако высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие взаимоотношения между формами движения материи играет важную роль в понимании единства мира, в познании сущности сложных явлений природы и общества. Общие законы движения были сформулированы Гегелем: переход количественных изменений в качественные, борьба противоположностей, отрицание отрицания. Движение внутренне противоречиво, оно представляет собой сочетание движения и покоя, изменения и устойчивости. Устойчивость проявляется всегда: как бы ни изменился объект, он сохраняет какие-либо характеристики (это следует хотя бы из законов сохранения). Покой – это движение, не нарушающее качественной специфики объекта. Покой всегда относителен, абсолютный покой невозможен.

Различные формы движения материи изучают различные науки: физика, химия, биология, социология и т.д. Физика – наука о наиболее общих свойствах и формах движения материи и их взаимных превращениях. Физика изучает механическое, тепловое, электромагнитное движение, атомные и внутриатомные явления и др. Любая материальная система есть прежде всего физическая система, поэтому физические формы движения материи входят как составная часть в более сложные формы движения материи. Все остальные естественные науки должны учитывать физические закономерности, лежащие в основе изучаемых ими явлений: законы сохранения и превращения энергии, начала термодинамики и др. Кроме того, все естественные науки широко используют физические методы исследования. Поэтому физика считается основой современного естествознания.

Формы движения материи взаимосвязаны, поэтому существует взаимосвязь между науками, изучающими различные формы движения материи.

Итак, свойства движения таковы:

- движение объективно (т.е. существует в реальности, а не в наших представлениях о ней);

- движение всеобще (т.е. все движется);

- движение – неотъемлемое свойство материи, возникает из самой материи;

- движение неуничтожимо количественно (оно не прекращается) и качественно (каждая форма движения может превращаться в другую), прекращение одних форм движения есть возникновение новых его форм;

- движение абсолютно (в то время как покой относителен);

- движение имеет определенные формы, которые подчиняются своим законам, но могут переходить одна в другую.

 



Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 1382;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.032 сек.