Словесный портрет: методика составления и использования.

Понятие, сущность и значение криминалистической габитологии.

 

1. Криминалистическая габитология (габитоскопия), от лат. habitus - наружность, телосложение - учение о внешнем облике, внешних признаках человека, используемых в целях установления истины по уголовному делу.

Значение этого учения - в научном обеспечении использова­ния внешних признаков человека в целях:

- описания примет неустановленных или объявленных в розыск подозреваемых, обвиняемых, преступников;

- использования этих примет для поиска, задержания и идентификации указанных лиц;

- розыска подозреваемых и обвиняемых, скрывшихся от след­ствия и суда;

- фиксации примет и отождествления личности погибших при наличии неопознанных трупов;

- розыска без вести пропавших граждан;

- правильной фиксации телесных повреждений на трупах и теле живых лиц;

- единообразной, полной и точной уголовной регистрации лиц, создания и ведения учетов, базирующихся на внешних признаках регистрируемых лиц.

Все внешние признаки человека делятся на собственные (свойственные самому лицу, его внешнему виду) и сопутствующие. Собственные признаки подразделяются на морфологические и функциональные. Существует и иное подразделение собственных признаков: на общефизические, анатомические и функциональные.

Важную группу признаков образуют особые приметы - призна­ки, отличающиеся большой наглядностью, являющиеся следствием врожденных аномалий, патологических изменений, увечий, хирурги­ческих операций и т.п. (например, бородавки, шрамы, шестипалость, горб, наличие протезов рук, ног, глаз, зубов, косоглазие, татуировка).

 

Словесный портрет: методика составления и использования.

 

Криминалистическое изучение и описание признаков чело­века и использование сведений о них в раскрытии и расследовании преступлений осуществляется на основе соблюдения правил словесного портрета. Это метод описания внешних признаков челове­ка в целях его розыска и идентификации. Основные разработчики метода - А.Бертильон, Р.Рейсс, В.А.Снетков, А.М.Зинин.

В словесном портрете дается системная характеристика наибо­лее информативных признаков лица, тела, конечностей и других анатомических элементов человека. При этом используются опре­деленные термины и параметры, что позволяет обеспечить едино­образие описания и его эффективное использование в криминали­стической практике. Описание ведется в определенной последова­тельности - “сверху вниз” и “от общего к частному”. Кроме ана­томических, описываются и функциональные признаки (походка, жестикуляция, заикание и т.д.), а также особые приметы.

Анатомические признаки описываются с точки зрения величи­ны, формы, контура, размера, положения и цвета. Величина и раз­мер признака указываются в относительном выражении, сопостави­тельно с другими частями лица, тела: нос большой, средний, ма­лый, очень маленький. Форма определяется в сравнении с геомет­рическими фигурами: нос прямой, выпуклый, вогнутый и т.д.; лицо овальное, круглое, прямоугольное, треугольное, ромбовидное.

Положение фиксируется относительно вертикали, горизонтали, по отношению к другим частям и элементам внешности: основание носа - приподнятое; выступающая нижняя губа и т.п.

Словесный портрет составляется следователем, оперативным работником, экспертом. При этом используются самые различные источники информации: показания потерпевших и свидетелей; резуль­таты осмотра трупа, освидетельствование живого лица; данные уго­ловной регистрации; фото - и видеодокументы, запечатлевшие иссле­дуемое лицо; опросы граждан, результаты наблюдения и других опе­ративных мероприятий, предусмотренных законом “Об оперативно-розыскной деятельности”; материалы архивных уголовных дел и др.

Широкое распространение в установлении и поиске скрывших­ся с места происшествия неизвестных преступников получили так называемые субъективные (композиционные) портреты, состав­ляемые специалистом-криминалистом по указанию свидетелей-очевидцев и потерпевших с использованием сконструированных для этих целей приборов серии ИКР (“идентификационный ком­плект рисунков”). В настоящее время имеются различные компьютерные системы типа «фоторобот», предназначенные для автоматизации процесса создания субъективных портретов путем компановки на мониторе графических образов из базы готовых элементов лица, например, компьютерная система составления композиционных портретов «кадр».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Проблема возрастной периодизации в трудах Д.Б. Эльконина.

Дата добавления: 2021-10-28; просмотров: 299;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.