ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА


1. Общество и его признаки. Системный анализ общества.

2. Структура и типология общества.

3. Характеристика современного общества.

4. Динамика и развитие общества.

 

Вопрос 1. Общество и его признаки. Системный анализ общества

Социология появилась как наука об обществе, то есть стала развиваться тогда, когда в процессе длительного развития общественной мысли было осознано, что наряду с организованными формами общественной жизни, такими, как государство и церковь, и созданными ими институтами и целевыми группами, происходят также различные спонтанные процессы. Они создают и преобразуют формы коллективной жизни, управляются собственными естественными законами независимо от вмешательства воли людей. Именно эти спонтанно происходящие процессы и возникающие благодаря им формы создают некую целостность, обусловливающую все явления общественной жизни человека, как целесообразно организованные, так и возникающие спонтанно. Поэтому когда в XVIII веке появилось понятие общества, оно имело такое широкое значение, которое допускало различные толкования.

Прежде всего, мы должны признать, что невозможно рассматривать формы общественной жизни человека как неинтегрированное множество общностей, групп, которые не связаны друг с другом. Повседневный опыт показывает, что все известные нам формы совместной жизни охвачены некоей «скрепляющей рамкой», определяющей общие связи и некоторые общие нормы. Общими могут быть определенные системы культурных ценностей (язык, религия, обычаи, моральные нормы и пр.). Они предполагают наличие широкой общественной формы, которая обеспечивает их соблюдение и поддержку, формирует культурные ценности, неформальные институты, эталоны поведения, интеграцию личности. И этой объединяющей формой выступает общество.

Общество – многозначное понятие, которое используется для определения социальных систем различного уровня и разнообразных объединений людей. Как отмечает Н. Луман, «общество прежде всего понимается как система, а форма системы… есть не что иное, как различение системы и окружающего мира»[17]. Так, мы можем говорить о западноевропейском обществе, объединяющем однородные страны, а можем и об обществе трезвенников или любителей футбола. В широком социологическом смысле общество понимается как мировое сообщество, все человечество в целом. В таком мировом сообществе действуют универсальные для всех стран правила экономического, политического, культурного взаимодействия. В узком социологическом смысле общество обозначает совокупность людей, проживающих исторически длительное время на одной территории, создавших собственную культуру и политическую систему управления. Вместе с тем общество можно характеризовать и как союз, ассоциацию, которая не имеет главного признака общества в социологическом значении – не является частью более общей системы.

Разные подходы к обществу предполагают разную методологию его анализа. Поэтому в узком смысле под обществом понимают:

· определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения определенной деятельности;

· конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа, страны;

· сложно организованную систему взаимодействия людей, которая имеет свою структуру и институты.

Проще всего рассматривать общество в рамках тех или иных государственных границ. Значит, российское общество совпадает с Россией как страной и государством. Однако это не дает полной характеристики данного понятия. Ведь было время, когда не существовало четких политических или государственных границ, а целые племена свободно перемещались, осваивая новые территории. Поэтому нас интересует общество как социальная организация страны, народности, нации. Наиболее полный список черт, которым должно соответствовать всякое социальное объединение, претендующее называться обществом, предложил американский социолог Э. Шилз. Обществом, согласно Шилзу, называется объединение людей,

1) которое не является частью какой-либо более крупной системы;

2) где браки заключаются между представителями данного объединения;

3) которое имеющуюся территорию считает своей собственной;

4) обладает собственной системой управления;

5) существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

6) сплоченное общей системой ценностей, которую называют культурой.

Исходя из данных критериев, можно констатировать, что обществом следует называть крупную группу, в которую включены все другие малые группы. В результате мы вынуждены говорить о том, что стержнем общества должна являться определенная социальная иерархия, в которой все люди выстроены по критерию богатства и объема власти. Наверху окажется богатая и всевластная элита, посередине средний класс, а внизу бедная и бесправная часть общества.

Кроме того, существуют и другие подходы к рассмотрению общества. Так, общество можно свести к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование и религия. Эти институты выполняют функцию столпов общества.

Можно также общество разделить и на четыре главные сферы: экономическую, политическую, социальную и культурную. Их называют подсистемами общества.

Экономическая сфера основана на организации производственной жизни общества по созданию разнообразных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения жизненно важных потребностей людей. Косвенно в ней участвует все население, так как оно является потребителем товаров и услуг, хотя непосредственно в экономике задействовано 50-60 % населения.

Политическая сфера представляет собой различные структуры, выполняющие функции обеспечения социального порядка в обществе, улаживания конфликтов между партнерами, учреждения новых законов, сбора налогов, регулирования форм борьбы за власть и т.д.

Духовная сфера призвана открывать новые знания в различных областях научно-практической деятельности, передавать накопленные знания последующим поколениям с помощью образования, сохранять художественные ценности, придавать смысл человеческой жизни, определять нормы морали.

Социальная сфера понимается в широком и узком смыслах. В широком значении – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения, обеспечение его социальными благами (транспорт, телефон, здравоохранение, парки культуры и пр.). В узком значении данная сфера предполагает социально незащищенные слои населения и деятельность в отношении их социального обеспечения.

Данные сферы общества тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга. Например, если экономика страны не обеспечивает население достаточным количеством товаров и услуг, то в социальной сфере снижается уровень жизни социально незащищенных слоев, появляется безработица, а в политической сфере растет нестабильность. А если система здравоохранения не выполняет своих базовых функций, то под вопрос становится само воспроизводство общества и стабильность сложившихся социальных отношений. То есть можно сказать, что каждая из указанных сфер, представляя собой отдельную часть общества, несет в себе черты интегральности, отражая какую-то грань общества в целом. Поэтому изучая каждую сферу, можно составить определенное представление об обществе.

Указанный выше сложный характер организации общества предполагает наличие разнообразных взаимодействий людей друг с другом. Невозможно представить человека, который был бы полностью изолирован и не проявлял интереса к другим людям. Поэтому социальность – это одно из важнейших качеств, присущих человеку. Конечно, люди по-разному социальны: кто-то полностью конформен (следует нормам и ожиданиям со стороны других людей), а кто-то не желает принимать существующие «правила игры». Однако с точки зрения человеческого существования наличие других людей жизненно необходимо. При этом в процессе взаимодействия между собой люди отчасти осознанно, но в основном неосознанно, вырабатывают правила, которым они стремятся следовать или которым должны следовать другие люди. Иногда эти правила отражают опыт человека. И обобщение этого опыта является важным элементом организации социальной жизни общества.

Таким образом, в социологическом понимании общество предстает как динамично развивающаяся целостная система социальных взаимодействий, в которые включены индивиды и их различные общности – семейные, профессиональные, территориальные и т.п., составляющие в своей совокупности целостную систему. И именно деятельностное взаимодействие является собственно социальным, определяющим характер и уровень формирования той или иной общности людей[18]. Так, примерами общности служат первобытная орда, охваченная общими чувствами, а более высоким по уровню сообществом – семья или племя. При этом отдельные объединения людей могут основываться на неполных наборах типов взаимодействия. Например, учреждение следует рассматривать как объединение, возникшее на базе коммуникационного и правового взаимодействий, хозяйственную организацию (предприятие, фирма) как объединение, сочетающее деятельностное, коммуникационное и правовое взаимодействия, а церковь нельзя представить без духовно-мистического, коммуникационного и эмоционального взаимодействий.

Итак, можно сказать, что общество – это исторически сложившаяся самодостаточная, саморегулирующаяся и самовоспроизводящаяся система организации социальных связей и взаимодействий людей на данной территории.

Общество обладает следующими основными признаками:

1. Территория, на которой происходит консолидация социальных связей. Особенности территории, ее рельефа, ландшафта, климата и пр. прямо влияют на общественную психологию людей, населяющих эту территорию. На этой основе формируется определенный менталитет.

2. Социальность, т.е. способность людей к осмысленному и целенаправленному общению и взаимодействию с себе подобными в процессе общественно-исторической практики.

3. Высокая интегрирующая сила. Общество объединяет людей, сплачивает их, формирует у них солидарность по отношению друг к другу.

4. Высокая интенсивность и устойчивость внутренних взаимосвязей. Они определяются традициями и обычаями, выработанными на протяжении существования данного общества. При этом общение и взаимодействие людей приобретает институциональный характер, становится независимым от персонального состава участников.

5. Автономность и самодостаточность. Общество – это такая форма организации людей, которая может существовать самостоятельно от природы и от других обществ, способна сама себя содержать и прокормить. Все это обеспечивается благодаря общественному разделению труда и материальному производству (экономике).

6. Саморегуляция – общество не нуждается во внешних управленческих импульсах, оно само создает структуры управления собой и своим развитием. В этих целях формируются политическая система общества, его культура, правовая система и социально-стратификационная структура.

7. Самовоспроизводство – общество включает новые поколения людей в сложившиеся структуры и формы отношений, социализирует их и тем самым воспроизводит эти структуры и формы, воспроизводит само себя.

 

Изучая общество, мы видим, что люди для обеспечения своих потребностей в процессе производства, распределения и потребления вступают друг с другом в такие отношения, которые обусловлены характером производительных сил, существующих на данном этапе развития. И эти определенные производственные отношения составляют основу общественных отношений, которые представляют собой сложную систему.

Как известно, общество есть часть природы, подсистема природной реальности. Эта подсистема качественно отличается от целого. В то же время общество связано с природой генетически, исторически, информационно и т.п. Общество включено в общеприродную систему круговорота вещества и энергии. Здесь целесообразно обратиться к социальной философии, тщательно анализировавшей данный вопрос. Существуют качественные различия в действии сил природы и общества. Если силы природы действуют стихийно, то человек сам творит свою историю. В отличие от законов природы законы общества пробивают себе дорогу через разрозненные действия людей, наделенных сознанием и волей. Поэтому законы общества носят стохастический характер. А главное: человек не просто существует в природной среде, но активно и целенаправленно изменяет ее в ходе своей трудовой деятельности. Ведь материальным средством удовлетворения потребностей человека и общества служит общественное производство.

Иначе говоря, на базе естественных предпосылок складываются социально-исторические условия жизнедеятельности общества. Важнейшим из них является технология. Техника (средства труда) – это обширный комплекс вещей, искусственно созданных человеком, которые он помещает между собой и предметами труда и которые служат в качестве проводника его воздействия на предмет. Социальная роль техники состоит в том, что она опосредствует взаимосвязь природы и общества, выступает важнейшим элементом процесса труда. Процесс труда есть целесообразная и осмысленная деятельность человека для создания материальных и духовных ценностей, всеобщее условие обмена между человеком и природой. Соответственно, технология является систематизированным и упорядоченным, рационально обоснованным представлением о конкретных способах и приемах соединения предметов и средств труда между собой в целях организации процесса труда. Поэтому в процесс труда в качестве его необходимых элементов включаются социально-трудовой опыт человека и система научных знаний, овеществленная в виде технических и материальных средств труда.

Общество нельзя свести просто к сумме индивидов. Это сложная система взаимодействия людей. Поэтому для анализа такого сложноорганизованного системного объекта, как общество, необходимо использовать особую общенаучную методологию – системный анализ.

Система – это определенный объект, выделенный качественно относительно других явлений и состоящий из тесно взаимосвязанных частей, обладающих интегральными свойствами, то есть такими, которые присущи только целому, но отсутствуют у частей целого, взятых порознь. Благодаря этому любое изменение одного элемента вызывает соответствующие изменения всех остальных элементов данной системы. Иначе говоря, общественные взаимодействия и отношения носят надиндустриальный, надличностный характер, то есть общество – самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, составляет определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее. Т. Парсонс отмечает: «Поскольку социальная система образуется интеракциями человеческих индивидов, то каждый участник является одновременно и деятелем (обладающим определенными целями, идеями, установками и т.д.), и объектом ориентации как для других деятелей, так и для себя самого»[19].

Системный анализ общества предполагает одновременное и взаимосвязанное изучение трех основных аспектов:

1. социальные общности – это множество взаимодействующих индивидов, объединяющихся в разнообразные группы;

2. социальная организация – это иерархия социальных позиций (статусов) и социальных ролей, благодаря которым взаимоотношения людей приобретают упорядоченность и организованность;

3. культура как система разнообразных норм, правил и ценностей, регулирующих взаимоотношения людей в обществе.

 

Как уже указано, общество обладает сложной многокомпонентной структурой. Эта структура имеет сложный иерархический характер. Поэтому изучать общество можно с различных сторон, на различных основаниях.

Первый подходформационный (марксистский) означает выделение производительных сил, производственных отношений (базиса) и надстройки. Ведущая роль при этом принадлежит первым двум элементам и их взаимодействию друг с другом.

Второй подход – цивилизационный, в рамках которого наиболее важным и влиятельным представляется структурно-функциональный. Здесь выделяются социальные функции и подсистемы общества, ответственные за выполнение этих общезначимых функций: экономическая подсистема, политическая подсистема, культура, институты семьи и образования и т.д.

Третий подход – по видам социальных отношений: межличностные, между личностью и группой, внутри- и межгрупповые, организационные, политические, глобальные.

Остановимся на первых двух подходах, которые базируются на системном анализе и выражают наиболее распространенные взгляды на изучение общества.

 

Согласно формационному подходу, общество и его развитие рассматриваются на следующих принципах:

1. Общество имеет закономерный характер своего развития, то есть в его основе лежат законы развития и смены формаций.

2. Экономические (материальные) факторы являются в конечном счете определяющими в различных общественных процессах.

3. Универсальная природа общественной эволюции (большинство или все народы в своем развитии проходят через выделенные формации).

4. Стадиально-прогрессивный характер развития человеческого общества (каждая последующая формация сложнее предшествующей).

Формационный подход позволяет увидеть то общее, что было в историческом развитии народов, представить историю человеческих обществ как единый процесс, установить определенные законы развития общества, а также предлагает определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных народов.

Кроме того, следует отметить, что в марксистском социологическом взгляде на общество присутствует жестко детерминистический подход. В соответствии с ним общество как система состоит из экономической, социальной, политической и идеологической подсистем, каждую из которых можно рассматривать как систему. Во взаимоотношениях между ними главенствующую роль играют причинно-следственные связи.

Однако критики формационного подхода считают, что в нем имеются существенные недостатки, так как:

ü многие народы не проходили в своем развитии через все формации;

ü большинство процессов политического, духовного, культурного порядка не может быть объяснено исключительно лишь с экономических позиций;

ü последовательное применение формационного подхода отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность;

ü недостаточное внимание уделяется своеобразию и неповторимости отдельных обществ и народов.

 

Общие принципы цивилизационного подхода можно определить следующим образом:

1. Его сторонники делают особый акцент на уникальности, своеобразии и неповторимости различных обществ, существовавших в прошлом и существующих в современном мире.

2. Обращается внимание на многообразие факторов, определяющих своеобразие развития народов, среди которых наряду с экономикой важную роль играют географические, духовные, культурные, религиозные, психологические и другие факторы.

3. Считается, что важнейшим условием изучения конкретного общества является выявление не столько общего и типичного, закономерного, сколько неповторимого у данного народа, цивилизации.

Конечно, цивилизационный подход позволяет глубоко изучать конкретные общества во всем их многообразии и специфике, ориентирует на изучение специфических сторон общественной жизни – ценностей, национальных особенностей, психологии и пр., а также ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.

Тем не менее, критики цивилизационного подхода утверждают, что:

ü цивилизационный подход делает невозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества;

ü целые общества и народы попадают в своеобразную изоляцию в результате отрицания единства человеческой истории;

ü возможности исследования закономерностей развития общества сводятся к минимуму.

 

Вместе с тем в социологии существует структурно-функциональный взгляд на общество. Он интерпретирует общество как целостную систему согласованно действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которой обеспечивается необходимым набором функций.

Первым, кто выразил функционалистский взгляд на общество и социальную структуру, был Г. Спенсер. Он сравнивал общество с живыми организмами, где каждый орган выполняет специфические функции поддержания жизни – сбой в работе одного органа сказывается на нормальной работе всего организма. Поэтому общество состоит из множества частей (военной, экономической, медицинской, религиозной и т.д.), выполняющих определенные функции. И чем более различны эти функции, тем сложнее одни части заменить другими.

Основы функционализма, сформулированные Г. Спенсером, развил Э. Дюркгейм. По его мнению, общество состоит из множества разных частей, каждая из которых влияет на всю систему. Поэтому общественные явления можно объяснить, анализируя их функции в социальной системе. Так, девиантное поведение имеет определенный позитивный смысл, поскольку убийство, например, дает людям возможность подтвердить правила, запрещающие убийства, и, наказав убийцу, выразить свое согласие с этими общими нормами.

Взгляды современных функционалистов (Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Дейвис) выстраиваются через характеристику частей общества, выделения их положительных и отрицательных функций, а также их объединения, которое раскрывает образ общества как органического целого. Теоретические подходы современного структурно-функционального анализа можно определить в виде следующих положений:

1. Общество – это система, состоящая из частей, объединенных в единую целостность.

2. Общественные системы постоянны, поскольку внутри них действуют такие механизмы внутреннего контроля, как правоохранительные органы и суд.

3. Дисфункции, конечно, существуют, но они исчезают сами по себе или глубоко укореняются в обществе.

4. Перемены обычно носят последовательный, а не революционный характер.

5. Социальная интеграция, или понимание того, что общество формируется на основе согласия граждан, поддерживаемого единой системой ценностей.

Иначе говоря, для сторонников структурно-функционального подхода общество – это постоянное и единое целое, в котором важное значение играет согласие всех членов общества в отношении общественных ценностей. Как видим, данная позиция полностью соответствует традициям цивилизационного изучения общества. Однако следует отметить, что в большинстве обществ никогда не достигается полного согласия в отношении ценностей.

 

Заметим, что принципиальное различие детерминистского взгляда в формационном учении и структурно-функционалистского подхода состоит не в выявлении функций. Первый признает одну из функций наиболее важной для воздействия на общество, определяющей все другие. Второй подход основывается на том, что все функции одинаково важны и только полнота их набора и выполнение каждой функцией своего предназначения является законом стабильности общества. И формационный, и цивилизационный подходы к изучению общества в их совместном применении дают нам объемную картину, позволяющую лучше понять общество, в котором мы живем.

 

Вопрос 2. Структура и типология общества

Анализ любого системного объекта предполагает изучение его структуры, то есть выявление его составных частей. Как мы установили, общество можно характеризовать через его наиболее крупные части, называемые подсистемами. Но подсистемы, в свою очередь, подразделяются на более дробные компоненты, которые являются их элементами. В роли таких элементов при рассмотрении подсистем общества выступают субъекты, объекты и организационные связи человеческой деятельности.

Субъектом является носитель целенаправленной активности, который воздействует на общество. Поэтому в качестве субъекта могут выступать только люди, имеющие потребности и волю. Но, признавая субъектами только людей, социологи спорят о том, кто именно способен на эту роль. Так, М. Вебер полагал, что субъектами могут быть только отдельно взятые человеческие индивиды. В свою очередь, Э. Дюркгейм считал, что в этой роли могут выступать объединения людей и даже социальные институты – нации, партии и т.д. Однако большинство современных ученых полагает, что такая идея «коллективного субъекта» неправомерна, потому что государства или социальные институты не могут думать и желать; думать и желать могут только люди.

Другая группа элементов общественной жизни представлена объектами, представляющими те предметы деятельности человека, на которые направлена деятельность человека в обществе. В качестве объекта может быть и сам человек (например, человек, пытающийся противодействовать давлению другой стороны). Традиционно же при изучении общества объектами определяют предметы, которые лишены человеческих свойств – вещи и символы. А это не позволяет в полной мере определить строение самого общества.

Кроме того, в структуре общества выделяется совокупность связей, которые существуют между упомянутыми выше субъектами и объектами общества. Связь понимается как взаимная согласованность изменений, при которой смена свойств и состояний одного явления сказывается на свойствах и состояниях другого, связанного с ним. В обществе эти связи между людьми приобретают вид общественных отношений, то есть устойчиво воспроизводимой зависимости между людьми, которая порождается совпадением или несовпадением их интересов и определяет характер и формы взаимодействия между ними.

Как видим, экономическая, политическая, социальная и духовная деятельность, которая лежит в основе подсистем общества, определяет типы отношений между людьми. Однако в социологии характеристика индивида и самого общества предполагает использование более конкретных оснований для описания структуры общества.

Основной и главной единицей общества является человек, имеющий в обществе определенный статус и роль. Статус человека устанавливает положение его в группе или обществе, в системе общественного разделения труда. На его основе определяется характер взаимодействия с другими людьми. При этом статус предполагает выполнение человеком тех или иных ролей, имеющих в своей основе совокупность прав и обязанностей. То есть множество статусов образует социальную структуру общества в виде сложно и иерархически организованных ячеек, скрепленных социальными функциями, которые определяют общественные отношения.

Вместе с тем важное место в организации общества играют социальные группы, представляющие собой совокупность индивидов, ограниченных формальным или неформальным членством. Взаимодействие в ней осуществляется на основе определенных ролевых ожиданий в отношении друг друга. Социальные группы могут объединять различное число людей. Например, большие социальные группы можно подразделить на профессиональные (врачи, преподаватели, инженеры), половозрастные (старики, дети, мужчины, женщины), национальные (русские, американцы, китайцы), религиозные (протестанты, мусульмане, православные), политические (либералы, консерваторы, демократы) и другие.

Также в социальной структуре общества можно выделить социальные институты. Они представляют собой исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. Главными институтами человеческого общества являются семья, производство, образование, религия, государство. Они, в свою очередь, имеют множество частных институтов (например, образование представлено совокупностью школ, техникумов, вузов, научно-исследовательских институтов, министерства образования и пр.).

Таким образом, структурные элементы общества в социологии можно определить следующим образом:

1) человек, занимающий определенное место в структуре общества;

2) социальные группы, составляющих совокупность людей со сходными социальными позициями и ролями;

3) социальные институты, определяющие формы организации совместной деятельности субъектов общества.

 

При всей своей устойчивости и целостности ни одна система общества не остается раз и навсегда неизменной. В процессе исторического развития общество проходит различные этапы, порождающие разные типы общественного устройства. Поэтому важное значение имеет типология общества, которая может быть осуществлена на разных основаниях. Типология общества производится по тем же теоретическим подходам, что и структурирование.

1-я типологияпо наличию письменности. Все общества делятся на дописьменные (т.е. не умеющие писать) и письменные (владеющие алфавитом, которым фиксируют звуки на материальных носителях). Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор существуют племена, незнакомые с ней. Поэтому их называют доцивилизованными.

2-я типологияпо числу уровней управления и степени социального расслоения. Согласно этой типологии общества делятся на простые и сложные. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов. При этом можно сказать, что простые общества совпадают с дописьменными: у них нет и письменности, и сложного управления и социального расслоения. Соответственно, сложные общества совпадают с письменными.

3-я типологияпо способу добывания средств существования. Самым древним является охота и собирательство. Примитивные способы добывания средств существования соответствовали характеру организации общества – оно состояло из локальных родственных групп. Позже возникают скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Данное занятие возникло из охоты, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. В свою очередь, огородничество выросло из собирательства и явилось переходной формой от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному выращиванию окультуренных злаков, положив начало земледелию.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности – признаков, которые присущи цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого образа жизни к оседлому.

В XVIII в. земледельческую, или аграрную, цивилизацию сменила машинная промышленность. Наступила эпоха индустриального общества, характеризуемого гигантскими масштабами производства, ростом городов, крупными социальными изменениями в обществе.

4-я типологияпо способу материального производства. В середине XIX в. К. Маркс предложил свою типологию общества, которая исходила из определяющего влияния способа производства и формы собственности. Согласно марксистскому подходу выделяются пять общественно-экономических формаций, выступающих как типы общества и одновременно как последовательные и закономерные ступени его развития: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Общественно-экономическая формация представляет собой общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. В основе каждой формации лежит тот или иной способ производства, а производственные отношения, складывающиеся в процессе жизнедеятельности общества, образуют ее сущность и воздействие на соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др., составляя целостный социальный организм.

Наиболее важным признаком деления на общественно-экономические формации является господствующий тип собственности, определяющий характер общественных отношений. Поэтому первобытнообщинная формация характеризуется как общество, где важнейшие средства производства находились в общем владении коллектива. Отсюда выводится уравнительное распределение жизненных благ и социальная однородность, а также солидаристский тип отношений между людьми.

Однако такой строй был связан с низким уровнем развития, а потому был обречен на исчезновение, поскольку тормозил возможности его совершенствования. Постепенно возникало имущественное неравенство, связанное с обособлением семейного производства и потребления. С другой стороны, общественное разделение труда приводило к обособлению социального управления, закрепившего неравенство статусов в обществе. В результате возникла новая общественно-экономическая формация на антагонизме социальных групп.

Возникшая частная собственность постоянно меняла свои исторические формы. Она выступала (1) как «корпоративная» собственность управляющего сословия; (2) как собственность рабовладельцев, использовавших человека как «говорящее орудие»; (3) как собственность феодалов, сочетавшаяся с экономической обособленностью зависевших от них крестьян; (4) как собственность капиталиста, которая распространяется на рабочую силу юридически свободного работника, лишенного необходимых средств производства.

Поэтому история общества может рассматриваться как процесс развития сменяющих друг друга в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций, в ходе существования которых изменяются формы экономической деятельности людей, социальная организация общества, политическое неравенство людей.

5-я типологияна основе цивилизационных критериев. Современная социология попыталась объединить все типологии в некую синтетическую модель. Ее создателем считают американского социолога Даниела Белла. Он разделил общество на три стадии развития: доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная.

Данный подход соответствует теории структурно-функционального анализа. Ведь когда одна стадия приходит на смену другой, сопровождаясь изменениями технологии, способа производства, формы собственности, организации социальных институтов, политического режима, культуры, образа жизни, социальной структуры, численности населения. Сторонники данной типологии в качестве важнейшего различия в образе жизни людей определяют сельское хозяйство, индустрию, информационные технологии, сферу услуг и пр. С этим «технологическим» признаком связывают принадлежность того или иного общества к различным стадиям развития, измеряемого в индексах совокупного потребления.

В доиндустриальном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором выступало сельское хозяйство с церковью и армией в качестве главных институтов. В таком обществе господствовала экстенсивная технология; человек согласовывал свою деятельность с ритмами природы; ценность имела активность, направленная вовнутрь человека; особое значение имели традиции и обычаи, а также религия и др. Поэтому члены общества стремились к удовлетворению главным образом бытовых потребностей. Основой экономики являлось семейное хозяйство. Появляется эксплуатация человека человеком в виде рабства и крепостной зависимости. Поэ<



Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 265;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.031 сек.