Советская социология
В советский период официально развивалась лишь марксистская социологическая традиция. В 20-е годы С. Г. Струмилиным (1877—1974) был проведен ряд новаторских эмпирических исследований, посвященных изучению внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность труда. Сформировались такие разделы социального познания, как социология труда (А.К. Гастев), социология искусства (Е.Н. Анциферов), социология молодежи (А.И. Колодная), социология домашнего быта (Е.О. Кабо) и др. Н.И. Бухарин даже предложил объединить социологию с историческим материализмом, что могло бы легализовать ее в условиях монополии коммунистической идеологии. Однако этот подход был отвергнут в связи с репрессированием его автора. В дальнейшем на фоне сворачивания социологических исследований, официального запрещения социологии как «буржуазной науки» продолжалась индивидуальная, преодолевающая государственное противодействие разработка отечественными учеными закономерностей социального развития.
Всемирную известность и, прежде всего зарубежное признание получили теоретические работы Н. Д. Кондратьева (1892—1938), в которых выявлена волновая природа экономического и всего социального развития в целом; А. В. Чаянова (1888—1939) по проблемам кооперации, ее экономической и социальной эффективности, принципов ее оптимизации. Эти блестящие ученые были репрессированы и посмертно реабилитированы.
Одним из наиболее ярких, своеобразных, увлекательных общественно-научных построений XX в. является созданная выдающимся русским ученым Л. Н. Гумилевым теория этногенеза. Теоретические возможности, вскрытые в концепции Гумилева, лишь сегодня начинают использоваться. Это же можно сказать и о развитии социологии культуры и социологии языка в трудах М. М. Бахтина (1895—1975), разработавшего концепцию диалогового общения.
В 60-е годы в результате «оттепели» в СССР возрождаются социологические исследования. В 1968 г. был создан Институт конкретных социальных исследований (ныне – Институт социологии). Разработка социологических проблем советскими социологами В. А. Ядовым, Г. В. Осиповым, Т. И. Заславской, И.С. Коном, Ю.А. Левадой и другими осуществлялась параллельно с переводом, изучением социологических теорий западных ученых. Однако на состоянии социологии сказалась общая обстановка застоя. В последние годы стали складываться благоприятные условия для развития социологии в России. Серьезные успехи достигнуты в сфере институционализации науки, в преподавании ее в вузах.
Вопрос 4.Основные направления современной западной социологии
Новый, современный этап в развитии зарубежной социологии начинается с ослабления интереса к выработке общей социологической теории и бурного развития эмпирических и прикладных исследований, в первую очередь в США, а затем и в других странах. Этот внутринаучный процесс был спровоцирован изменением модели экономического развития западного общества, приведшим к увеличению роли потребительских вкусов в развитии экономики и роли общественного мнения в развитии политической жизни общества.
В силу относительной стабильности западного общества в его социологической науке стали преобладать теории позитивистского толка, ориентированные на стабильность, социальный консенсус и реформизм.
Неопозитивизм
Неопозитивизм – это одно из самых популярных и влиятельных течений в современной западной социологии. Это не единая школа, а некая научная, мировоззренческая и теоретико-методологическая ориентация, опирающаяся на философское положение логического позитивизма. Общие принципы неопозитивизма:
ü социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности;
ü методы социального исследования должны быть строгими, точными и объективными;
ü субъективные аспекты поведения человека можно исследовать только через их открытые проявления (бихевиоризм);
ü научная истина устанавливается на основе эмпирических процедур;
ü все социальные явления описываются и выражаются количественно;
ü социология должна быть свободна от ценностных суждений, оценок и связи с идеологией.
В рамках неопозитивистской традиции наибольшее распространение и влияние получила теоретическая школа структурно-функционального анализа, сформировавшаяся параллельно в США и во Франции.
Структурно-функциональный анализ (школа Т. Парсонса)
Эта школа рассматривает изменение элемента системы только в контексте изменений всей системы. Ключевую роль здесь играет категория равновесия. Каждое общество стремится к равновесию и стабильности. Все, что способствует равновесию и стабильности, функционально, а то, что не способствует этому, дисфункционально. Условия выживания социальной системы – условия равновесия. Любое общество связывают общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения.
Толкотт Парсонс (1902 – 1979), американский социолог, создатель социологической доктрины структурно-функционального анализа, считал, что основной проблемой социологии является исследование процессов интеграции социальных систем. С его точки зрения, социальная система состоит из взаимодействий индивидов, каждый из которых одновременно является и действующим лицом (актором), имеющим определенные цели, установки, стремления и т.п., и объектом ориентации как для других действующих лиц, так и для себя самого. Социальная система функционирует как открытая, взаимодействующая с окружающей средой.
Общая модель действия называется «единичным актом» и включает в себя, согласно Т. Парсонсу, два основных компонента:
1. действующее лицо (актор), т.е. субъект действия, наделенный стремлением действовать, имеющий определенные цели и мотивы, способный описать способы их достижения и осуществить их;
2. ситуационное окружение – изменяемые и неизменные факторы окружения, от которых оно зависит. Здесь действие предстает как определенный процесс в системе «субъект действия – ситуация», имеющий мотивационное значение для действующих лиц и коллективов.
Ситуационное окружение действующих субъектов состоит из четырех факторов:
1) биологический организм;
2) личностная подсистема;
3) культурная подсистема;
4) социальная подсистема.
Эти четыре фактора в своем взаимодействии образуют структурную иерархию социальных подсистем, приводящую в процессе своего функционирования к «интегративному состоянию» общества, к его единству и стабильности.
Различные элементы ситуации, в которой действуют индивиды и коллективы, имеют для действующих субъектов специальные смыслы и значения в качестве «знаков» или «символов», являющихся важнейшими элементами культуры. Следовательно, социальная система состоит из множества индивидуально действующих лиц и их коллективов, взаимодействующих друг с другом в определенной ситуации, а их отношения к ситуации, включая отношения друг к другу, определяются и опосредуются системой общепринятых символов, являющихся элементами культуры. «Наличие высокодифференцированной культурной системы со сложной сетью взаимосвязей, – подчеркивает Т. Парсонс, – является отличительной чертой современных, модернизированных обществ» [14].
Свойственная культуре система культурных идеалов, ценностей, образцов создает устойчивые связи для структурирования индивидов в единую социальную систему, структурирует обязательства личностей перед социальной реальностью в значимые ориентации по отношению к социальному окружению и системам действия. В кибернетическом смысле именно она занимает высшее место в системе действия, выполняя роль регулятора по отношению ко всем остальным системам – организму, личности и социальной системе.
Таким образом, социальное действие предполагает символичность, нормативность и волюнтаризм. Социальное действие включает в себя четыре подсистемы: социальную, культурную, личностную и органическую. Развитие общества носит эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциации и интеграции.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 343;