ЛЕКЦИЯ 10. РОССИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА: РЕФОРМАТОРСКАЯ ИНИЦИАТИВА И РЕВОЛЮЦИИ.
В конце XIX - начале XX в. мировое общество вступило в новую фазу своего развития. Капитализм достиг в передовых странах империалистической стадии. Основные черты империализма: монополии, сращивание промышленности с банками и образование финансового капитала, наряду с вывозом товаров приобрел широкий размах вывоз капиталов (в форме государственных займов или прямых вложений в экономику);
возникновение монополистических союзов; обострение борьбы между ведущими странами мира за рынки сбыта, что привело к ряду локальных воин, а затем к первой мировой войне.
Россия относилась к странам второго этапа развития капитализма. Особенностью российской экономика была ее многоукладность: частновладельческий, полунатуральный и мелкотоварный уклад. Противоречивость экономического развития заключалась в сочетании высокоразвитой промышленности и финансово-банковской системы с отсталым аграрным сектором.
Политическое развитие России на рубеже веков определялось: борьбой реформаторов (С.Ю.Витте) и традиционалистов (В.К.Плеве), остро стоявшим крестьянским вопросом, рабочим вопросом.
Затем обозначить причины революции 1905-1907 гг.: отсутствие политических свобод, нерешенный аграрный вопрос, ухудшение положения рабочих из-за экономического кризиса 1900-1903 гг., национальный вопрос, поражение в русско-японской войне 1904-1905, деятельность революционных организаций. Этапы революции: 1. январь – сентябрь 1905, 2. октябрь – декабрь 1905, 3. январь 1906 – июнь 1907. Необходимо изучить методы революционной борьбы и меры, предпринимаемые властью для подавления революции. Затем выявить итоги революции и подумать о ее значении для России.
Манифест 17 октября 1905 г. подписан Николаем в разгар октябрьской политической стачки и означал, что власть пошла на уступки. Основные политические партии, участвовавшие в политической жизни России: «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела», «Союз 17 октября», «Конституционно демократическая партия», РСДРП, партия социалистов-революционеров.
Партии | Лидеры | Программа / Основные идеи |
Социалистическое течение | ||
Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия (РСДРП) | Большевики - В.И. Ленин (Ульянов) Меньшевики – Ю. Мартов (Цедербаум) | Программа-минимум: произвести буржуазно-демократическую революцию – свергнуть самодержавие. Программа-максимум: победа социалистической революции, установление диктатуры пролетариата, национализация земли. |
Партия социалистов-революционеров (ПСР, эсеры) | В.М. Чернов, лидеры «Боевой организации» Е. Азеф, Б. Савинков | Главную силу революции - крестьянство, предлагали программу социализации земли, которая должна передаваться на уравнительных началах в пользование крестьянам по трудовой норме. Использовали тактику индивидуального террора. |
Либеральное течение | ||
Конституционно-демократическая партия (кадеты) | П.Н. Милюков | Установление конституционного строя, увеличение земельных наделов, отмена сословных привилегий, равенство всех перед законом, права рабочих, свобода личности и т.д. Основной метод – реформирование “сверху”, давление на правительство. |
Союз 17 октября (октябристы) | А.И. Гучков | Содействие правительству, удовлетворение обещанными свободами. Экономическая основа – частная собственность, отчуждение помещичьих земель лишь в крайнем случае. Сохранение единой и неделимой России. |
Консервативное течение | ||
Союз русского народа (черносотенцы) | В.М. Пуришкевич | Укрепление самодержавия, сохранения целостности и неделимости России, националистические лозунги «Россия для русских». |
Реформа П.А. Столыпина: в1906, 1910и1911годах были изданы указы: каждый крестьянин мог взять надел в собственность, мог свободно выйти из общины и выбрать другое место жительства, переселиться на Урал, чтобы получить землю (около 15 га) и деньги от государства на подъем хозяйства
Основные направления внешней политики России на рубеже веков: Западное - отношения с Англией, Францией, Германией. С конца 1880-х гг. союзником России в Европе стала Франция. С Англией Россия соперничала за влияние в Иране и Афганистане, с Австро-Венгрией — за влияние на Балканах. Южное - отношения с Турцией, Ираном. Россия вела борьбу за черноморские проливы и старалась укрепить свое экономическое и политическое влияние в Азии. Дальневосточное - отношения с Китаем, Японией. Особенно активными становятся действия русской дипломатии с начала 1890-х гг. Это было связано с обострением борьбы великих держав за сферы влияния в Китае.
Культура рубежа веков вошла в историю под названием «серебряный век». Период в развитии русской культуры конца XIX – начала XX вв. принято называть «серебряным веком» в сравнении с «золотым» XIX в. На рубеже столетий Россия переживала сложные, противоречивые процессы экономического, социально-политического развития. Этот же период стал временем духовного, культурного подъема, расцветом искусства, философии, по выражению Н. Бердяева, «русским культурным ренессансом».
Культура этой эпохи впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы предшествующего времени. Вместе с тем ее характерными чертами стали новое осмысление социальных и нравственных проблем, поиски новых художественных средств и методов, приведшие к появлению многообразия новых течений в искусстве. В связи с этим в культуре «серебряного века» выделяются две тенденции: первая была связана с приверженностью к духовному наследию прошлого, проявлявшейся в сохранении традиций реализма; другая ориентировалась на интенсивный творческий поиск, экспериментирование, разрыв с традициями прошлого, а подчас и их полное отрицание, что выражалось в появлении разнообразных модернистских (авангардистских) течений.
В литературе продолжением реалистической линии, преобразованной под влиянием новых исторических условий, стало позднее творчество Л. Толстого, произведения А. Чехова, И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева, В. Короленко.
Модернистские литературные течения характеризуют новаторство, провозглашение свободы личности, культ красоты, экзотики, звучность выражений, неожиданность рифм и образов. Символизм, представителями которого были В. Брюсов, Д. Мережковский, А. Белый, А. Блок, К. Бальмонт, основное внимание сосредоточивал на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных утонченных чувств и видений. Для акмеизма (от akme - высшая степень чего-либо) – С. Городецкий, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Кузмин, О. Мандельшта - был характерен отказ от символистских стремлений к «идеальному», возврат к точному значению слова, эстетизация, поэтизация земного бытия человека, его чувств. Творчество представителей футуризма (Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин) отражает эстетику урбанизма, динамику современной цивилизации, языковое экспериментирование.
Модернистские искания в живописи на рубеже XIX-XX вв. привели к образованию целого ряда художественных объединений. А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, Л. Бакст, М. Добужинский, Н. Рерих, З. Серебрякова, Б. Кустодиев, И. Билибин входили в объединение «Мир искусства». Провозглашая свободу искусства от социально-политических проблем и идею «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и пристрастность передвижников; опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Живописи и графике «Мира искусства» присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Для работ представителей «Голубой розы» (П. Кузнецов, А. Матвеев, Н. Сапунов, М. Сарьян и др.) характерны плоскостное изображение и декоративная стилизация форм, иногда мистико-символические искания. Художники, входившие в группу «Бубновый валет» (П. Кончаловский, А. Лентулов, И. Машков, Р. Фальк) обращались к приемам русской иконописи и лубка, народной игрушки, для них также характерны эксперименты с формой и цветом в духе кубизма и фовизма. Художники М. Ларионов, Н. Гончарова и др., организовавшие группу «Ослиный хвост», сочетали анархическое бунтарство, отрицание классических традиций, провозглашение свободы формальных экспериментов с обращением к примитивизму, к традициям русской иконы и лубка. Представителями «русского авангарда» были также М. Шагал, В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин, проповедовавшие искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они заложили основы абстракционизма (В. Кандинский), его разновидности – супрематизма (К. Малевич), конструктивизма (В. Татлин). Некоторые художники (М. Врубель и др.) сочетали русские художественные традиции с новейшими изобразительными формами в духе модерна.
В скульптуре новые тенденции проявились в работах А. Голубкиной, С. Коненкова, использовавших новые пластические формы и светотеневые контрасты.
В русской архитектуре в начале XX в. сложились три направления. Стиль «модерн» использует новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий - гостиница «Метрополь» (архитектор В. Валькот), здание Ярославского вокзала в Москве (архитектор Ф. Шехтель) и др. Неорусский стиль характеризуется обильным использованием мотивов древнерусского зодчества – здание Казанского вокзала (архитектор А. Щусев). Неоклассицизм возрождал основные принципы архитектурной классики: строгая симметрия, монументализм, использование элементов античной архитектуры – здания Музея изобразительных искусств, Киевского вокзала (арх. И. Рерберг).
Отличительной особенностью культуры «серебряного века» является идея синтеза искусств, провозглашающая искусство единым целым, предполагающая взаимопроникновение различных видов художественного творчества. Воплощением идеала слияния искусств явился театр, это обусловило необычайный расцвет театрального искусства. Центром театральной жизни Москвы стал Художественный театр, основанный К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко в 1898 г., в котором играли В. Качалов, И. Москвин, О. Книппер-Чехова и др. В московском Малом театре блистали М. Ермолова, А. Сумбатов-Южин. В Петербурге открылся театр великой актрисы В. Комиссаржевской. Поиски новых форм сценического искусства характеризуют деятельность театрального режиссера В. Мейерхольда.
Продолжение традиций русской музыки, поиски новых музыкальных средств выразительности характеризуют творчество композиторов С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского. Центрами музыкальной культуры стали консерватории в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, императорские театры - Большой (в Москве) и Мариинский (в Петербурге), Московская частная опера С. Мамонтова. Вокальное искусство представлено плеядой прославленных певцов - Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова. Расцвет русского балета связан с именами А. Павловой, Т. Карсавиной, В. Нижинского. Значительную роль в популяризации русского театрально-музыкального искусства сыграла деятельность С. Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны» (1907-1914 гг.). В них принимали участие ведущие композиторы, исполнители, певцы, художники, артисты балета, благодаря которым достижения русской культуры получили мировую известность и признание.
Особое место в культуре «серебряного века» занимает русская философская мысль (Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк, Г. Федотов и др.), основными темами которой были осмысление проблем свободы личности, нравственности, исторической роли интеллигенции и ее судьбы (сборники «Вехи», «Из глубины») и др.
В целом новые художественные формы, темы, идеи, зародившиеся в отечественной литературе и изобразительном искусстве, философии, внесли большой вклад в сокровищницу мировой культуры, оказав значительное влияние на развитие европейского и мирового художественного творчества, общественно-политической, философской, научной мысли.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 411;