А. Тейярдистская концепция человеческого будущего
Совершенно обособленно стоит социальная концепция, предложенная французским палеонтологом, философом и теологом Тейяром де Шарденом (1881-1955) /7/ . Его особенность состоит в том, давая позитивную оценку НТП, Тейяр вовсе не строит картину человеческого будущего на основе экстраполяции черт нынешнего технотронного общества. Он скорее склоняется к доктрине некоего “третьего пути”, свободного от недостатков как рыночного, так и планового хозяйств, к обществу скроенному по предложенной им мерке “подлинной человеческой природы”. В основе его концепции лежит идея реформирования христианства. Бог, согласно его учению есть ни что иное как “Христос эволюции” который в виде некой духовной энергии наполняет собою весь универсум (каждую ее частицу) и является движущей силой эволюции во вселенной.
Среди многочисленных течений христианской мысли тейярдизм выделяется тем, что он трактует проблемы человеческого будущего в оптимистических и гуманистических тонах, претендуя на создание новой, всеохватывающей системы гуманизма, в которой были бы синтезированы как земные, так и небесные устремления человека, т.е. любовь к человеку и любовь к богу. В отличие от традиционных религиозных воззрений философ не только надеется на милость всевышнего или силы небесные, но в первую очередь на соединение естественных сил человека со сверхъестественными силами бога. Тейярдисты считают, что такое соединение возможно только в условиях сближения и сотрудничества науки и христианства в понимании человека и всех его стремлений. Причем (и это весьма существенный момент) за человеком признается особое положение, которого христианство за ним никогда раньше не признавало. Являясь стержнем и высшей целью эволюции, человек становится центром развития космоса (космогенеза), его основной действующей силой и поэтому превращается в соучастника божественного акта преобразования мира. Данная концепция является разновидностью пантеизма, где антропоцентризм сливается воедино с христоцентризмом.
Как не трудно заметить, тейяровское понимание обращения к богу вовсе не означает отказа от мира. Напротив, человек должен “погружаться” в мир, вовлекаться в активное участие в преобразовании и созидании мира, отдавать этому всю ясность своей мысли, всю страсть своей любви, всю силу своей энергии. В этом как раз и состоит специфика тейяровского гуманизма, основной объект которого - человек - выступает в роли связующего звена между материальным космосом и духовной сферой, ее вершиной и завершением – “точкой Омега”, богом.
Сохраняя и укрепляя веру в ценность сверхъестественного, божественного порядка, Тейяр в то же время стремится сохранить и обогатить все земные человеческие ценности в единой концепции “человеческого смысла”, лежащего в основе его гуманизма.
Переживая современный кризис, вызванный социальными и научно-техническими изменениями Тейяр вместе с тем видел не только разрушительные, но и созидательные силы. Последние и определяют тенденцию к будущему, которое рисовалось ему в образе “планетезированного человечества”. В этом проявился оптимизм его концепции. “Планетезированное человечество” выступает как новое, совершенное общество, в котором человеческий разум будет полностью господствовать над материей и общественными отношениями. “Эта планетизация, - по утверждению Тейяра, - является аутентичным и непосредственным продолжением процесса эволюции, посредством которого в прошлом вычленился зоологический тип человека” /1. С.129/.
Идею “планетезированного человечества” можно представить как “биологическую конвергенцию” человечества к единому планетарному организму. И как отмечал французский иезуит Э. Ридо “Тейяр заражен был биологическими законами селекции и аристократической иерархией, в идеале которой склонен был видеть общественную структуру с решающей ролью элиты” /там же, с.127/. В качестве главного инструмента продвижения к этой цели признается “социализация”, под которой понимается сплачивание всех человеческих групп в единый социальный феномен. Основными этапами и формами объединения человеческой мыслящей массы в единый социальный организм Тейяр считал социализацию, коллективизацию и тотализацию, посредством которых у человеческих групп должны постоянно возрастать чувства солидарности, процессы интеграции и объединения все более широких общностей с завершающим слиянием их в единой всемирной общности.
Но все же главным для него остается “извечное стремление” человека к единению с богом. Это всеохватывающее стремление к единству развертывается в той мере, в какой человек осознает, что влечет его к себе всемогущий и вселюбящий бог, выступающий в рассматриваемой концепции в облике мистического “пункта Омега” (Омега – понятие Тейяра, служащее для обозначения бога как конечной цели развития универсума). Только “под оживляющим влиянием Омеги каждое из наших частных действий может приобрести характер тотальности”, - утверждает он /там же, с.132/. Духовный синтез человеческих индивидуумов в единую общемировую человеческую общность и есть тейяревская планетизация, т.е. обобществление человечества в масштабах нашей планеты в живой единый организм.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 474;