Характерные черты германского федерализма
Федерализм в Германии имеет давние исторические кориц. Он сформировался снизу и адаптировался к ее условиям. Исключение — период нацизма (фашизма), когда страну превратилась в централизованное унитарное государство.
Поражение во Второй мировой войне и фактический раздел страны державами-победительницами привели к тому, что на востоке и на западе ранее единой Германии развитие государственности шло разными путями. При образовании ГДР восторжествовал унитарный принцип. На западе были воссозданы или образованы новые земли, а затем в 1949 г. на их основе конституировано новое федеративное государств^
После объединения Германия состоит из 16 земель (10 стсфых западных земель, 5 воссоединенных территорий оывшей Гдр, а также Берлин). Статус земли имеют два крупных западногерманских города — Бремен и Гамбург. Субъекты ФРГ обладают довольно высокой степенью автономности (самостоятельности). По своему статусу земли -не политические субъекты, а скорее регионы с государственной структурой и определенной самостоятельностью. В германской модели федерализма фактически реализовано равенство федеральных единиц. Немецкие субъекты Федерации имеют свои конституции, парламенты и правительства. Вмешательство Федерации как вышестоящей структуры в сферу суверенной компетенции земель допускается лишь в исключительных случаях, предусмотренных конституционными нормами.
Бундесрат — верхняя палата парламента — формируется целиком из представителей земельной исполнительной власти. Она имеет большие полномочия. В частности, в ряде случаев бундесрат имеет право на участие в принятии решений наряду с бундестагом и правительством. Это относится, например, к введению в действие закона о чрезвычайном положении, о применении федерального принуждения к какой-либо из земель, при выдвижении обвинений против президента ФРГ, а также при объявлении войны. Определенное значение имеет и тот факт, что федеральный президент избирается не всеобщим голосованием, а особым собранием, половина которого формируется за счет депутатов бундестага, а другая — из представителей земельных парламентов. Это дополнительно усиливает позиции земель по отношению к центру (Берлину).
Акцент в законодательной области смещен в сторону федерации, однако приоритет в области исполнения законов принадлежит субъектам. Земли правомочны принимать законы в той мере, в какой конституционные положения не отводят данное право Федерации. В связи с этим в Основном законе ФРГ проведено четкое разграничение между федеральным и земельным законодательством, между исключительной компетенцией Федерации, конкурирующим законодательством Федерации и земель (предметы совместного ведения), общегерманским законодательством, которое детализируется в землях, а также вопросами, находящимися в компетенции местных властей. К исключительному ведению Федерации относятся: внешние сношения; оборона; общегерманское гражданство; эмиграция и иммиграция; денежное обращение; таможенное и торговое единство территории; таможенная и пограничная охрана; железные дороги и воздушное сообщение; правовое положение лиц, находящихся на федеральной службе; правовая охрана промышленной собственности; ащита и безопасность германского государства и его земель; и некоторые другие объекты. В ведении земель находятся культурная, полицейская и коммунальная сферы, а также гражданское и уголовное право, судопроизводство, хозяйственное право, судоходство, охрана побережья, иммиграция и т.д. В большинстве случаев сферы компетенции Федерации и ее субъектов переплетены таким образом, что для принятия какого-либо решения требуется взаимное согласование.
Федерация и земли самостоятельны в ведении бюджетного хозяйства, но они должны учитывать требования национального экономического баланса и долгосрочного финансового планирования.
Важной чертой германского федерализма является то, что в компетенцию субъектов переданы функции исполнительной власти, за исключением тех, которые оставлены в ведении центра. И земли выполняют федеральные законы как свои собственные, а федеральные органы лишь следят за тем, чтобы законы не нарушались. Указания по порядку проведения в жизнь каких-либо конкретных законов руководители земель получают только тогда, когда действуют по поручению Федерации.
При разрешении затрагивающих конституционные прерогативы сторон споров между отдельными землями и Федерацией или между различными землями последнее слово принадлежит Федеральному Конституционному суду.
В целом институты германского федерализма функционируют достаточно эффективно, межрегиональные отношения не могут стать угрозой стабильному развитию общества и государства.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 267;