ТЕМА 7. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
1. Нравственное воспитание: особенности и закономерности
2. Человеческая жизнь как бесконечное нравственное становление
3. Нравственные отклонения и пути их преодоления
4. Быть или казаться: нравственный поиск молодежи
1. Нравственное воспитание: особенности и закономерности (Раздел по Поляковой И.П.)
Демокрит писал следующее: “Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье”. Высказываний, в которых подчеркивается особая роль воспитания в жизни личности и общества, можно привести огромное количество.
Действительно, воспитание во многом предопределяет судьбу человека, ибо в нем закладываются многие основы его духовного мира, его отношение к дальним и близким, к окружающему миру. Именно, в процессе воспитания осуществляется духовное воспроизводство человека.
Хорошо известен тот факт, что индивиды, выраставшие вне общества (например, среди диких зверей или в заточении) людьми в полном смысле этого слова не становились.
Но тем не менее, нравственность нельзя подарить другому человеку, так как это внутреннее состояние, достигаемое исключительно через собственный опыт. А опыт этот приобретается, прежде всего в процессе воспитания, в котором предвосхищаются ситуации, возникающие в реальной жизни.
Процесс воспитания представляет собой сложное и многогранное явление. Есть воспитание трудовое, политическое, эстетическое, правовое. Но стержнем всего процесса воспитания является воспитание нравственное, ибо именно оно формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям.
Воспитание – многоуровневый процесс. Он состоит в целенаправленном воздействии на разум, чувства, волю человека с целью выработки у него определенных представлений, переживаний и отношений к различным явлениям действительности, а также соответствующих навыков поведения. Но при этом надо учитывать, что воспитание происходит не всегда целенаправленно, но и стихийно. Человек вступает в самые разнообразные отношения с различными людьми, подражая им вольно или невольно. Очень многое зависит т случайных факторов.
Несмотря на это, надо иметь в виду, что человек не является пассивным объектом воздействия, но и сам пытается делать отбор внешних воздействий. Каждый человек в той или иной мере занимается и самовоспитанием. “Самовоспитание – труднейшая разновидность самообслуживания”, - как метко заметил Эвгениум Коркош. Процесс самовоспитания идет непрерывно, ибо каждый человек постоянно что-то одобряет, а что-то осуждает и в своем, и в чужом поведении, размышляет о своей судьбе и судьбах окружающих.
Конечно, уровень и направленность самовоспитания у различных людей неодинакова.
В процессе воспитания используют вербальные и деятельные средства.
В первом случае воспитатель воздействует словом, вызывая у воспитуемого самые разнообразные чувства, образы, мысли. Воспитатель в процессе вербального воздействия должен прибегать к диалогу с воспитуемым.
В воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали. Сам процесс воспитания целесообразно строить как сотрудничество, сотворчество, сопереживание, а не как механическое заучивание какого-то набора норм и предписаний.
Деятельные средства воспитания состоят в вовлечении молодого человека в различные формы позитивно направленной социальной активности: в трудовую, учебную, политическую, религиозную и т.д.
Формы воспитания бывают индивидуальные и массовые. Индивидуальное нравственное воспитание позволяет в большей мере учесть особенности внутреннего мира, условий жизни того или иного индивида, использовать наиболее эффективные в данном случае методы влияния. В индивидуальном воспитании происходит непосредственное взаимодействие двух личностей: воспитателя и воспитуемого.
В результате возникает неповторимая, эмоционально-нравственная атмосфера. Своеобразное магнитное поле между полюсами двух сердец. Но эффективность индивидуального воспитания имеет свои пределы, обусловленные уровнем культуры, методической грамотности наставника, особенностями взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, которые могут не сложиться и быть поверхностными.
В некоторой степени недостатки индивидуального нравственного воспитания преодолеваются в воспитании массовом, т.к. в коллективах нередко возникает та духовная атмосфера, которая активно содействует выработке моральных убеждений. В коллективах срабатывают механизмы коллективной психологии (подражание, внушение, заражение, взаимовнушение), которые также оказывают воздействие на нравственный мир человека.
Существуют объективные и субъективные факторы, предопределяющие направленность воспитания. К объективным факторам следует отнести особенности среды, в которой живет человек. Прежде всего, социально-экономические отношения, господствующие в ту или иную эпоху, в той или иной стране, национальные отношения, уровень культуры, конкретная политическая ситуация. Все это фиксируется в значительной мере во внутреннем мире человека, определяет направленность его поведения духовно-нравственных исканий. Моральные ценности имеют общественный характер и достаточно консервативны. Они воплощаются в конкретных условиях жизни.
Кроме того, к объективным факторам относят возраст, пол, здоровье, темперамент, внешний облик воспитуемого. К факторам субъективного порядка необходимо отнести специфику личных устремлений, убеждения, склонности и увлечения, как воспитателя, так и воспитуемого. Таким образом, становление морального мира личности зависит от очень многих факторов. Поэтому успех в воспитательной деятельности далеко не всегда гарантирован.
Говоря о воспитании, нельзя не коснуться вопроса о соотношении нравственности и этикета. Как утверждал Филипп Честерфилд: “Хорошие манеры – лучшая защита от плохих манер тех, кто нас окружает”.
По своей сути этикет представляет собой набор определенных правил, регулирующих поведение человека в стандартных ситуациях. Эти правила упрощают, организуют поведение людей, уменьшают количество недоразумений, конфликтных ситуаций, делают человеческое общение более приятным.
Но между этикетом и нравственностью нельзя ставить знаки равенства.
Этикет регулирует лишь внешнее поведение, не проникая в глубины человеческого сердца. Для морали это неприемлемо, ибо для моральной оценки важно знать мотивы того или иного поступка, условия в которых он совершен. Мораль восходит к высшим ценностям, а не довольствуется только правилами приличия. Отличия между моралью и этикетом заключается также и в том, что моральные аксиомы, постулаты сравнительно неизменны, устойчивы, а этикет действительно меняется от века к веку, от народа к народу.
Задачей этикета является научить человека вести себя определенным образом в конкретных житейских ситуациях.
В задачи нравственного воспитания также входит формирование навыков, умений реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных житейских ситуациях, в выработке нравственного творчества, а также стремления к нравственному совершенствованию. Но всегда надо помнить о ведущей роли семь в формировании поведенческих навыков и нравственном воспитании, потому что, как сказал однажды неизвестный автор: “Сколько не учи детей хорошим манерам, они все-таки ведут себя как отец и мать”.
В дополнение к вышесказанному можно привести мнение выдающегося русского философа В.С.Соловьева: “Нельзя ни от кого требовать ни высшей добродетели, ни высшего ума или гения, но можно и должно требовать от всех учтивости. Это и есть тот минимум рассудительности, благодаря которому люди могут жить по-человечески”.
2. Человеческая жизнь как бесконечное нравственное становление
Нравственное воспитание, понимаемое как целенаправленное воздействие на сознание и поведение индивида с целью формирования определённых моральных установок, ценностных ориентаций, преимущественно ограничивается возрастом детства и юношества, когда индивид находится ещё в рамках гетерономной морали, в пределах зависимости младшего от старших. Хотя следует признать, что и взрослые иногда не в состоянии выйти за рамки гетерономности и нуждаются в продолжении руководства и контроля со стороны людей, имеющих более высокий социальный статус.
Обучение прямым образом связано с воспитанием, это взаимозависимые процессы. Невнимание к культуре и ослабление воспитания неизбежно приводят к кризису обучения и в целом образования. Система образования постоянно, а особенно в современное время нуждается в воспитательном идеале, который непосредственно связан с идеей человека. Кого мы хотим видеть «на выходе», какой тип личности должен выступать в качестве некоего образца – с этих вопросов должна начинаться образовательная деятельность. В значительной степени ответы на них даются в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь. Однако динамика жизни стимулирует необходимость внесения в неё корректив.
Специфика нравственного воспитания в современной культуре определяется, во-первых, тем, что оно осуществляется в открытом информационном и педагогическом пространстве. Во-вторых, происходит индивидуализация современной культуры, возрастание значимости личностного начала в социальной жизни. В третьих, наблюдается противоположный предыдущему процесс, связанный с увеличением, благодаря современным средствам коммуникации, возможностей манипулятивного воздействия на сознание и поведение индивида. В четвертых, сущностное отличие организации воспитательного воздействия в современных учреждениях образования состоит в наличии в культуре ценностной неопределенности, когда понятие нормы теряет свою регулятивную роль. Все это в значительной степени усложняет процесс нравственного воспитания учащихся.
В том числе это связано с возникновением проблемы, суть которой заключается в том, что, с одной стороны, нравственное воспитание всегда осуществляется с опорой на определенный моральный идеал. Именно он задает предельные основания человеческого бытия, показывая безграничность морального совершенствования индивида. С другой стороны, если множественность личностных образцов детерминирует возможность выбора различных альтернативных способов поведения, то при несформированности базовых основ нравственной культуры формирующейся личности, она может попадать под влияния не только положительные, но и разного рода деструктивные. Таким образом, сложность реализации морального идеала связывается, прежде всего, с возможностью столкновения или даже конфликта ценностно различных нормативных программ. Любые воспитательные воздействия в стенах учреждения образования могут натолкнуться на конфликтующие с ними ценностные ориентации, сформированные учащимися, благодаря воздействию семьи, ближайшего окружения, средствам коммуникации. К сожалению, достаточно часто учащиеся основываются на социально ожидаемых сценариях поведения, не отражающих их собственный уровень нравственного развития. Уход в частную жизнь, многообразные формы эскапизма демонстрируют появление двойной морали.
Появлению негативных моментов в системе нравственного воспитания способствует то, что в ней до сегодняшнего дня применяется «мероприятийный» подход, когда о ее эффективности судят по количеству проведённых мероприятий. И тогда можно слышать удивление, связанное с тем, что педагоги так много сил и энергии отдают учащимся, им предлагается такое количество интересных дел, а отдачи практически нет. То есть «на входе» – весьма значимые позитивные намерения, на «выходе» результат далеко не всегда соответствующие ожиданиям. Эта ситуация определяется несколькими причинами. Прежде всего, в данном случае проявляется специфика функционирования морального во взаимодействии людей, которая напрямую связана с вопросом субъекта деятельности. В жизненной и педагогической практике чаще всего ситуация складывается таким образом, что воспитанием, в том числе и нравственным занимаются субъекты, наделенные определенным статусом – родители, педагоги, т.е. те люди, в чьи обязанности (функциональные или родительские) включается эта задача. Но в отношении нравственного воспитания принципиальным предстает вопрос о собственных личностных качествах воспитателя. У учащегося всегда есть возможность сравнивать его словесные декларации с реальным поведением.
Отсюда следует достаточно тривиальный вывод: в современный период как и в древности, в отношении морали определяющим принципом предстает традиционное «начни с себя».
В рамках традиционной морали выстраивается достаточно четкая иерархия ценностей с опорой на внешний авторитет. Поэтому педагог в своих воспитательных воздействиях, во-первых, может воспользоваться тем, что предлагается укоренившейся традицией, и, во-вторых, он опирается мощный авторитет, которым может быть как персонифицированная личность, так и сакральные сущности. Открытое образовательное пространство практически исключает возможность апелляции к некой инвариантной системе ценностей по причине представленности в современной культуре множества нормативных программ. Более того, можно констатировать исчезновение во многих субкультурах и, в частности, молодёжной, понятия нормы, что чрезвычайно усложняет процесс нравственного воспитания в особенности в период становления нравственного сознания. Для достигшего уровня моральной автономии индивида, несомненно, отличительной особенностью предстает его способность выбора. Когда сформирована определенная степень моральной надёжности личности, есть некоторая гарантия того, что этот выбор будет осуществлен на социально позитивной основе. Все же следует признать, что положение моральной неопределённости и индифферентности в современной культуре создаёт значительные трудности в определении моральной позиции личности, вплоть до того, что касается личностной идентификации. Множество нормативно-этических программ усложняют определение моральной позиции личности, особенно если у неё не сформированы внутренние механизмы самооценки и самоконтроля. Вопрос возникает даже в определении казалось бы традиционных мужских и женских ролей. Феминизация мужчины и маскулинизация женщины делает иногда проблематичным выявление таких конкретных качеств личности, которые одобряется либо, напротив, осуждаются в современной культуре. Учащийся имеет возможность выбора таких паттернов поведения, которые однозначно отрицались, или, по крайней мере, не оправдывались ещё совсем недавно.
В целях совершенствования процесса нравственного воспитания учащихся необходимо осуществлять более тесное взаимодействие учреждений образования с семьей. Иначе значительная доля усилий со стороны педагога окажется неэффективной. Родители должны стать со-участниками воспитательного педагогического процесса.
Специфика нравственного воспитания, его сверхзадача заключается в его отрицании. Иначе говоря, его цель предполагает достижение личностью того уровня развития, когда воспитание в период гетерономной морали трансформируется в самовоспитание на развитых уровнях личностного развития.
3. Нравственные отклонения и пути их преодоления
Формирование личности инициативной, способной на совершение осознанного выбора и несущей ответственность за него предстает одной из самых значимых задач современного белорусского общества, переходящего на инновационный путь развития. Сформулированный “социальный заказ” предполагает не только определение стратегии и конкретных путей реализации этих задач, но и выявление возникающих проблем и противоречий. Здесь не может быть простых ответов, предполагающих достижение быстрого результата, в особенности если это касается нравственного мира человека.
Мораль представляет собой уникальный синтез различного рода антиномий, непосредственно определяющих непредсказуемость как самого процесса нравственного формирования личности, так и практических результатов, которые иногда весьма далеки от намечаемых целей. Во многом эти противоречия связаны с необходимостью перехода от гетерономной к автономной морали.
Ситуация ценностной неопределенности в современной культуре, размывание понятия нормы создает значимые проблемы для становящейся личности, начиная с трудностей личностной и моральной самоидентификации и заканчивая множественностью паттернов поведения, часть из которых не отличается добродетелью. Однако если исчезает представление о норме, то, соответственно, некорректно говорить и о девиациях, ведь последние как раз и представляют собой отклонение от нормы. Эту констатацию нетрудно проиллюстрировать изменениями сексуального поведения современной молодежи. Если в традиционной морали добрачные сексуальные отношения, безусловно, отвергались, то сегодня это достаточно распространенное явление, которое к тому же сопровождается снижением среднего возраста сексуальной инициации. Еще более показательный пример – достаточно жесткая пропаганда в западном обществе в качестве нормы однополых сексуальных отношений. Можно еще упомянуть ставшую относительно недавно проблему половой идентификации личности. Она характеризуется, во-первых изменением образцов фемининности и маскулинности, что приводит к возникновению более феминизированного мужчины и более маскулинизированной женщины. Во-вторых сложность половой идентификации увеличивается возрастающими возможностями медицинского вмешательства в физический облик индивида, вплоть до операций по изменению пола. Оказывается и такая константа как пол может подвергаться радикальным изменениям. В третьих, на обозначенный процесс существенно влияет достаточно резкий поворот в системе моральных ценностей молодежи, когда на первый план выходит прагматические и гедонистические жизненные приоритеты. Соответственно, сексуальные отношения перестают рассматриваться в контексте продолжения рода преимущественно в рамках семьи, а в большей степени ассоциируются с получением удовольствия, при чем, освобождаясь от нормы «двойной» морали. Относится это как юношам, так и к девушкам.
В свою очередь прагматические нравственные установки вкупе с гедонистическими устремлениями порождают довольно опасную в плане личностного развития тенденцию: жить сегодняшним днем, добиваясь максимального удовольствия при минимуме усилий. При этом многие молодые люди и не пытаются строить долговременные планы. То есть при отсутствии потребности в стратегических целевых установках, они не задумываются о выстраивании профессиональной карьеры, создании семьи, установлении прочных социальных связей с ближайшим окружением. Соответственно, трансформируется понимание базовых ценностей: здоровье в общем плане, конечно. Необходимо, но важнее получение удовольствия «здесь и сейчас», работа – только та, которая сразу предполагает высокий доход или престижную должность, семья – до первых трудностей – легче «разбежаться», нежели выстраивать долговременные отношения. Со всех сторон на молодого человека воздействует информация, которая вполне может породить неадекватное восприятие путей достижения желаемого: сюжеты о «красивой жизни», бесконечные перепевы того, «кто с кем спит», и в каком белье ходят представители шоу-бизнеса, примитивные «мыльные оперы» о «золушках» – бедных провинциалках, которые выходят замуж за богатого человека и т.д. и т.п. Молодежи свойственно желание получить много и сразу, что может, например, подтолкнуть девушку (а в последнее время и не только) на панель, или в поисках «легких денег» встать на криминальный путь. Тем более, что часто можно слышать оправдание неблаговидных поступков ссылкой на родителей, знакомых, которые честно трудятся на заводе, в школе, в организации и в результате живут «от зарплаты до зарплаты». А примеры быстрого обогащения, пусть и не совсем праведным путем, вызывает стремление не принимать в расчет какие-либо нравственные ограничения. И отношение обыденного сознания к людям, которые пытаются жить в соответствии с высокими нравственными критериями, в лучшем случае, выражается в высказываниях: человек не прагматичный, «не умеющий жить», «не от мира сего», что отнюдь не стимулирует видеть их в качестве морального образца.
Ведь по сути, один из путей возникновения девиации связан со спецификой морального бытия человека. Каждый индивид выбирает ту жизненную нишу, где ему комфортно, хорошо. При этом разнообразие экзистенциальных выборов простирается от социально приемлемых до абсолютно асоциальных. Ведь алкоголик чувствует себя «комфортно» в той среде, которую он выбирает. Выход из нее предполагает совершение значительных духовных усилий, на которые может просто нет сил или просто на просто никакой мотивации и желания. Специфика морального бытия индивида, напротив, предполагает реализацию постоянных усилий, начиная с ценностно-мотивационной сферы. Одним из условий ее поддержания является трансцендирование индивида, выход за пределы своего наличного опыта и соотнесения Я-реального с моральным идеалом. Нравственное бытие индивида – это всегда настоящее в том смысле, что его добродетельность требует постоянного подтверждения по той причине, что достигнутые прошлые моральные вершины не являются гарантией будущей моральности. Осознание этого факта предполагает значительные усилия по формированию соответствующего понимания в рамках гетерономной марали. И достижение уровня моральной автономии личности на началах потребности необходимости саморазвития, основанной на постоянной оценке себя. Но учитывая сложность такой духовной работы она часто остается невостребованной. Зачем индивиду совершать какие-то усилия, если ему и так хорошо. Призыв к самосовершенствованию будет услышан тем, кто уже находится на определенном уровне нравственной культуры, кто осознает необходимость развития. В морали четко проявляется закономерность: чем выше индивид находится на уровне интеллектуального и нравственного развития, тем более он собой не доволен, тем большие горизонты саморазвития он видит. И чем человек ограниченнее в обозначенных отношениях, тем более он собой доволен, тем более безапелляционны его позиции, тем более он нетерпим ко всему тому, что не вписывается в его систему нравственных координат. И убеждать его в необходимом саморазвитии – бесполезное занятие. Основной моральный постулат «начни с себя» принципиально неприемлем для людей с ограниченным нравственным кругозором.
Если этот факт учитывать при анализе процесса формирования личности, то эта безапелляционность и авторитарность воспитания может привести к противоположному результату, когда в особенности в подростковый период жизни возрастает потребность в самоутверждении и эмансипации от родителей.
Если растущей личности нет возможности проявить себя, прежде всего в ситуации самостоятельного выбора и ее «загоняют» в жесткие рамки или держат на «коротком поводке», то потенциал девиации возрастет в соответствии со степенью, во-первых, отрицания ею родительских ценностей и, во-вторых, принятия, под воздействием различных причин (непонимание в семье, боязнь одиночества, чувство сопричастности «своим» и т.п.) требований подростково-юношеской среды. Именно непонимание взрослых иногда толкает молодого человека на поиски тех, кто примет его таким, каков он есть на самом деле. Ситуация отчуждения среди близких людей формирует потребность его преодоления, но достаточно часто не там и не среди тех, где она проявилась – в семье, например, а в среде принявших и проявивших интерес (реальный или лицемерный – это не всегда распознается) к проблемам юноши или девушки. Диапазон таких «понимающих» может быть очень широк – от криминальных групп до адептов новых религиозных движений, нередко несущие в себе деструктивное начало. Не случайно, по данным социологических опросов, у многих подростков возникает мысль о бегстве из семьи. В большей степени она остается не реализованной, но количество ее воплощений позволяет определять это явление как серьезную социальную проблему.
Насилие в семье в современный период также выступает как одна из самых значимых социальных проблем. Суть дела заключается не только в «традиционных методах воспитания», когда семейные сценарии повторяются из поколения в поколение, основываясь, например, на распространенном обыденном суждении о том, что «родители меня били, а вырос «нормальным» человеком, поэтому и я буду «дурь» из своих детей выбивать». Проблема гораздо шире, нежели просто использование физического насилия. Хотя следует признать, что ее значимость и актуальность не пропала и для современного этапа развития белорусского общества. Сложность ее выявления состоит в латентном характере таких явлений. Чаще всего жертвы семейного насилия или не желают «выносить сор из избы», или не воспринимают некоторые действия по отношению к себе как насилие, считая такие действия абсолютно приемлемыми и естественными. Но насилие порождает ответное насилие, проявляющееся либо в агрессии, либо в озлобленной реакции. Понятно, что эта озлобленность может распространяться не только на человека – источника насилия и проявляться в самых разнообразных формах неприятия действительности: от алкоголя и преступных действий, до эскапизма вплоть до «растворения» в виртуальном пространстве.
Но физическое насилие – это только вершина айсберга, который содержит в себе множество видов насилия, включая психологическое и моральное. Это может быть ситуация унижения личности, пренебрежительного отношения к личностным качествам и исповедуемым идеалам и т.п. это же относится не только к насильственным методам воспитания, но и, прежде всего, к целевым установкам, которые далеко не всегда учитывают интересы формирующей личности, когда реализуется представление о том, что родители лучше знают, что необходимо детям. Чаще всего это связано действительно с благими намерениями, в том числе и в процессе «приобщения к культуре». Возникает противоречивая ситуация: на «входе» – позитивные установки условных воспитателей, на «выходе» – иногда прямо противоположный результат. Как видится, многое заключается в ложной посылке идеи «приобщения»: мораль и общая культура личности формируется только путем собственных усилий индивида. Можно заставить человека что-то сделать, можно выдрессировать его согласно поставленным задачам, но заставить его быть моральным невозможно, т.к. становление морального субъекта предполагает собственные усилия человека. Можно принудить выполнять моральные нормы, однако его сущностная нравственная культура основывается только на личностном выборе, который в свою очередь может совпадать с моральными требованиями. В случае принуждения диапазон его принятия может быть разнообразным: от внутреннего диссидентства, в случае непримиримого столкновения ценностей, до конформизма, приводящего к нивелированию личности. Задуманный результат предполагается возможным, если в процессе воспитательных воздействий будет занята вся полнота бытия индивида, без всяческого «зазора» свободы, что в теории можно предположить, но практически невозможно реализовать на практике. Индивид, обладая даже минимальной свободой, может воспользоваться теми ее потенциальными возможностями, которые не учитываются воспитателями. И тогда «вдруг» послушный мальчик растит себе «ирокезы», а примерная девочка прокалывает нос, делая пирсинг.
«Принужденная моральность» чревата тем, что в случае отсутствия внешнего контроля, при неразвитости внутренних механизмов самоконтроля и саморегуляции, индивид не способен к осознанию личной ответственности за свои поступки за свои поступки и зачастую не видит смысла в добродетельном поведении. Однако в условиях индивидуализации морального пространства, невозможно осуществить контроль за каждым индивидом. Все упирается в личностный выбор. Но одна их серьезных проблем постсоветского пространства заключается в том, что у многих людей не сформировано чувство личной ответственности за свои поступки. Социальное и моральное иждивенчество для индивида может быть очень удобным, когда за него принимаются все значимые решения.
Однако, цель нравственного воспитания как раз заключается в обретении индивидом моральной автономии, которая подразумевает не только развитость всех компонентов нравственной культуры, но прежде всего, стремление к осознанному выбору и способность нести моральную ответственность за него. Иначе говоря, цели нравственного воспитания будут достигнуты, когда необходимость в нем отпадает, когда индивид достигает такого уровня своего нравственного развития, в котором заложена потребность в самовоспитании, саморазвитии.
Нравственная культура личности – степень реализации личностного нравственного потенциала в сознании и поведении. Это не только усвоение опыта человечества, сконцентрированного в общечеловеческих ценностях, но и выработка собственной нравственной автономии. Иначе говоря, в нравственной культуре важно подчеркнуть саморазвитие личности, то, что формируется только в соответствии с ее собственными усилиями.
Мораль, говоря словами А.А. Гусейнова, есть практическое, деятельное сознание, в котором идеальное и реальное взаимно обусловливают друг друга. Наши поступки таковы, каковы наши представления (они могут быть четко отрефлексированы, а могут быть в виде неких образцов, паттернов, ориентированные на значимого Другого) о должном, о добре и зле, справедливом и несправедливом. Даже если остановиться на эмоционально-чувственном уровне морального сознания, то следует признать то, что моральные чувства, используя мысль Л. Выготского – это «умные чувства», обязательно включающие элемент рефлексии, осознания мотивации своего поступка и его возможных последствий. Здесь, конечно, не рассматриваются действия, совершенные в состоянии аффекта или в результате применения различных психоактивных веществ – от алкоголя до «спайсов». Более того, вероятно можно утверждать, что моральные чувства более точно характеризуют направленность индивида в силу непосредственного отражения его сущностной природы.
Развитость нравственной культуры личности характеризует не только гармоничность взаимосвязи всех ее элементов, не только «чистота» морального мотива (которую чрезвычайно трудно выявить во всем многообразии мотивации деятельности), но и то, что связано с объективацией морального сознания, т.е. поступком. Действительно, чаще всего (в силу очевидности и простоты) мы характеризуем уровень морального развития индивида по его конкретным делам. Но использование даже этого, казалось бы очевидного критерия не дает возможности оценки реального уровня развития нравственной культуры личности. Прежде всего, это связано с источниками поступка, которые могут основываться на корыстной или даже противоречащим внутренним убеждениям, мотивации. Нередко поступки человека, совершенные им под давлением извне, либо из-за боязни выглядеть не соответствующим ожиданиям значимого ближайшего окружения. Понятно, что цепочку такого рода «недоброкачественных» мотиваций можно продолжить.
Невозможно предвидеть появление новых зависимостей, которые приводят человека к девиации. Постоянно создаются все более новые наркотики, другие психоактивные вещества. И если общество будет каждый раз только отвечать за поспешные действия на возникающие угрозы, то одна проблема будет заменяться другими и воспитатели будут в роли «догоняющих». Единственно возможный, в достаточной степени гарантирующий противодействие негативным влияниям вариант связан с формированием моральной автономии личности, ответственной за свои действия, способной противостоять негативным воздействиям на основе выработанного «нравственного иммунитета». И тогда уже не важно будет, какие новые искушения появятся. Конечно, «индустрия порока» всегда найдет себе жертву, однако если наличествует достойная альтернатива, способная насытить «центры удовольствия» социально приемлемым содержанием, то количество таких жертв будет значительно меньше.
4. Быть или казаться: нравственный поиск молодежи
воспитание имеет ряд особенностей, одной из которых является отдалённость результатов воспитания. Изменения, затрагивающие личностную сферу учащегося, всегда связаны с переработкой его сознания. Поэтому осуществляемые усилия «на входе» не всегда приносят ожидаемый результат «на выходе».
Сложность и противоречивость создания новых механизмов моральной социализации личности обусловлены ещё и тем, что современная нравственная культура находится на своеобразном переходном этапе: старые, традиционные способы регуляции поведения человека не столь эффективны, они «не работают», а новые не получили ещё должного развития.
Нравственное развитие личности представляет собой процесс становления и изменения индивида как субъекта морали, предполагающий выработку на основе усвоения нравственного опыта человечества индивидуальной системы моральных ценностей, которая свидетельствует о нравственном самоутверждении и целостности личности.
Данный процесс связан с изменениями ценностных ориентаций и интересов личности, приводящих к качественным преобразованиям её духовного мира и в конечном итоге влияющих на формирование личностных образований, в том числе нравственных качеств. Изменения, затрагивающие нравственный мир человека, не могут иметь поверхностный характер, они всегда сущностны.
Личность, развиваясь, приходит к осознанию расширяющихся возможностей воздействия не только на окружающий мир, но и на самого себя. Несомненно, это связано с формированием моральной рефлексии, способности достаточно критически оценивать свои поступки, ценности, стратегию своей жизни в целом. Моральная рефлексия — одна из предпосылок внутреннего развития личности. Но, пожалуй, при всей очевидности сказанного необходимо сразу же обозначить некоторые границы. Ведь моральная рефлексия предполагает достаточно высокий уровень самосознания и культуры человека. А всегда ли это так? Поэтому более корректно будет сказать, что моральная рефлексия и самооценка выступают в качестве предпосылки развития только тогда, когда возникает внутренняя потребность развития. Можно в связи с этим утверждать, что нравственное развитие человека не всегда сопровождается развитой моральной рефлексией, а более связано с влиянием внешних факторов. И, несомненно, процесс изменения ценностных ориентаций и линия поведения, не приводящие к совершенствованию, усложнению духовно-нравственного мира человека, далеко не всегда опосредованы становлением и развитием личности как морального субъекта, как творца своей судьбы и свободного морального выбора. И если предположить, что со дня рождения каждый человек заключает в себе определённый личностный моральный потенциал, который остаётся лишь как возможность, не раскрывается в сознании и деятельности, то это есть уровень морального существования, слепо детерминированный существующими обстоятельствами.
В процессе личностного развития большое значение имеет обретение нравственной автономии, которая понимается нами как способность индивида к творению своей собственной жизни, заключающемуся в совершении свободного выбора и осознании личной ответственности за него. Главным моментом нравственного развития следует, вероятно, признать необходимость самореализации личности, раскрытие и объективирование в поступках и в отношениях с другими людьми своего нравственного потенциала, утверждение себя как личности в глазах окружающих и в своих собственных во всех сферах жизнедеятельности. Но здесь же и другой полюс — признание своего морального несовершенства, осознание факта безграничности морального развития, неисчерпаемость богатств нравственного опыта, закодированного в че<
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 371;