География групповых факторов крови.
При изучении мирового распределения группоспецифических сывороточных и эритроцитарных систем крови ставится цель выявить генетические связи между расами и этническими группами, раскрыть факторы популяционной изменчивости по системам этих признаков. Первые карты распределения факторов крови среди представителей различных расовых и этнических групп были составлены в начале XX в. По некоторым недавно открытым факторам (S, V, Р, Lе, Кеll и др.) накопление популяционных сведений только начинается. С помощью формул, позволяющих перейти от фенотипа групповых систем крови к их генотипу или вычислению концентрации гена каждой группы крови, можно картографировать его территориальное распространение, т.е. перейти к геногеографии человека. Особенностей крови, характерных для одной расы и отсутствующих у остальных, не найдено. Но существует своеобразие распределения групп крови в различных популяциях.
У. Бойд на основании изучения групп крови и других генетических признаков предложил новую классификацию человеческих рас. Вначале он выделил шесть гематологических рас, затем их число увеличилось до 13.
Раннеевропейская раса. Сохранилась у басков и берберов — самая высокая в мире частота Rh-отрицательных индивидуумов (до 50 %), антиген В редок (до 3 %), велика распространенность антигена 0 (свыше 70 %).
Лапландская раса. Высокий процент антигена А и носителей гена N. Группа В и Rh-отрицательность встречаются редко.
Восточно- и централъноевропейская расы. По сравнению с другими европеоидами отличаются высокой частотой антигена В (свыше 10 %), низким процентом Rh-отрицательных лиц и высоким — лиц, имеющих антиген М.
Северозападная раса. Высокая частота антигена А и невысокая В. Часто встречаются Rh-отрицательные индивидуумы, особенно в Испании и Голландии.
Средиземноморская раса. Сравнительно высокий процент антигенов М и В и относительно невысокий процент Rh-отрицательных лиц.
Африканская раса. Антиген В встречается довольно часто, но реже, чем в Азии, процент Rh-отрицательных лиц понижен, а антигенов А2, Р и V высок.
Азиатская раса. Самая высокая по сравнению с другими расами степень распространения антигенов В и А при незначительном количестве особей с антигеном А2. Количество Rh-отрицательных лиц очень низкое. Преобладает сочетание аллелей сDе (RH1). Фактор S комбинируется чаще всего с фактором М. Очень редко встречается фактор Кеll.
Индо-дравидская раса. К этой расе, по данным У. Бонда, относится население Индии и Пакистана, которое занимает промежуточное положение между европеоидами и монголоидами, но тяготеет к европеоидам. На генетическую связь с азиатскими популяциями указывают снижение частоты антигена А2 и редкая Rh-отрицательность. С европеоидами сближает особенность распределения фактора S в комбинации с М и др.
Индейская (американская) раса. Наиболее высокая среди народов земного шара частота антигена 0, которая нередко достигает 100 %. Антигены А и В часто совсем отсутствуют. У коренного населения Америки лишь эскимосы имеют ту же концентрацию группы крови В(3), что и азиатские монголоиды, в индейских популяциях группа В(3) встречается не чаще 5 %. Самая высокая степень распространения антигенов и групп МN сочетается с полным отсутствием Rh-отрицательности.
Индонезийская раса. Относительно высокая частота антигенов А и В при полном отсутствии антигена А2. Антиген М встречается в 40—60 % случаев. Распространены фактор S и все комбинации генов системы Rh.
Меланезийская раса. Частота антигена В еще более высокая, М — более низкая, чем у индонезийцев. Антиген А полностью отсутствует.
Полинезийская раса. Всего три комбинации системыRh (RhО, Rh1\, Rh2). Часто встречается фактор Р. Антиген S чаще сочетается с N. Высокое содержание антигенов А и М при пониженной концентрации антигена В.
Австралийская раса. Аборигены Австралии отличаются специфичностью распределения групповых факторов крови. Высокий процент антигена A1 при незначительном содержании антигена М. Антиген S почти полностью отсутствует. Пять комбинаций системы Rh. Rh-отрицательность почти отсутствует.
Исследования в области антропологической гематологии и генетики популяций в основном подтвердили сложившиеся представления об определенных гематологических расах и локальных расовых вариантах, не всегда совпадающих с другими морфологическими расовыми типами. Уточнены многие вопросы происхождения некоторых народов Африки, Америки, Сибири и Европы. В частности, на основании генного анализа системы АВО на территории Восточной Европы В.В. Бунак выделил две геногеографические зоны — основную, охватывающую центральные, южные и западные районы, где частота гена p достигает 25—30 %, гена q — 15—20 %, и северную, распространяющуюся также на Волго-Уральские области. Частота генов p и q здесь составляет 20-25 %.
В этой же работе В.В. Бунак проанализировал распределение групп крови на территории Западной Сибири, отметив, что, вопреки прежним представлениям, здесь не существует древних этнических групп с частотой гена q выше 10—15 %. Область высокой концентрации этого гена находится в Забайкалье, причем буряты обладают самой высокой его частотой. Эту особенность исследователь связывает с этническими процессами на данной территории.
Пользуясь новыми данными, Е.И. Данилова выделяет на территории Европы восемь гематологических зон. Очевидно, что более детальное исследование любой территории может внести коррективы в классификацию с выделением новых локальных вариантов.
Так, гематологические исследования на территории Беларуси, осуществленные в 1960—1970 гг., позволили выделить две геногеографические зоны в ее пределах. Первая зона включает северные и центральные районы и территорию восточной части Полесья, где антигены АВО варьируют в пределах величин, определенных В.В. Бунаком у населения центральной и западной частей Восточной Европы. Вторая локальная зона охватывает районы западного Полесья и характеризуется повышенной концентрацией гена r и пониженной гетерозигот по системе MN. Такое генное распределение объясняется генетико-историческими процессами.
Групповые и индивидуальные различия выявлены также по другим сывороточным и эритроцитарным системам крови: белковым фракциям, типам гемоглобина, эритроцитарным факторам, тканевым антигенам, которые в популяционно-генетическом и расовом плане изучены меньше, чем факторы АВО.
Различия между популяциями по количеству генов, определяющих групповые факторы крови, формировались в течение многих тысячелетий по мере расселения человека по земному шару. Если в неосвоенные местности переселялись сравнительно небольшие по численности группы, то на них значительное влияние оказывал дрейф генов, сокращающий долю гетерозиготных особей в популяции за счет увеличения гомозиготных. В результате аллели отдельных генов почти полностью исчезли в отдельных популяциях (американские индейцы).
Длительная изоляция австралийских популяций способствовала также почти полному исчезновению у них гена d, контролирующего Rh-отрицательность, и формированию специфических особенностей распределения групп крови, характерных для австралийской расы.
Нарушение изоляции из-за миграций и вторжения новых племен хотя и вносило изменения в генофонд каждой конкретной популяции, но не уменьшало различий между разделившимися ранее ветвями. Только в настоящее время в связи с прогрессом техники и развитием коммуникаций брачные круги существенно расширились, в значительной мере нарушая замкнутость изолятов. Обособленность групп и инбридинг (кровнородственные браки) характерны лишь для популяций с социальными запретами (кастовость и другие предписания, ограничивающие круг брачных связей).
Один из главных факторов, влияющих на частоту генов в популяции, — естественный отбор, т.е. элиминация особей с определенными генетическими особенностями, например смертность особей, имеющих ту или иную группу крови, от каких-нибудь заболеваний. В основе естественного отбора лежат различия по приспособляемости, зависящие от генотипа организма. Отбор действует на всех стадиях развития — от зиготы до завершения репродуктивного (детородного) периода. При несовместимости факторов крови матери и плода отбор влечет за собой элиминацию гетерозиготных особей. Для передачи отдельных генов следующему поколению имеет значение степень плодовитости половозрелых особей.
Сравнение больших выборок индивидуумов с определенными заболеваниями показало наличие связей между группой крови и болезнями. Так, среди больных раком желудка чаще встречается группа крови А(2). В выборке больных с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки отмечена более высокая частота людей с группой крови 0(1). Лица, имеющие антигены А и В, более предрасположены к заболеваниям ревматоидным артритом, чем лица с группой 0(1). По данным исследователей из различных стран, полиомиелитом чаще заболевают люди с группой крови В(3).
А.А. Богомолец показал, что некоторые штаммы пневмококков (микробы, вызывающие воспалительные процессы дыхательных путей) содержат вещества, по своим антигенным свойствам близкие к групповому антигену человека А. Поэтому у лиц с группой крови А(2) легочные инфекционные заболевания протекают тяжелее. Люди с группой крови B(3) и 0(1), в организме которых уже есть антитела на антиген А, почти не болеют при попадании пневмококковой инфекции в их организм. Они становятся бациллоносителями или переносят болезнь в легкой форме.
М. Петтенкофер обнаружил наличие у вируса оспы и микроба чумы антигенов, аналогичных антигенам А и Я групп крови человека. Такая близость свидетельствует о том, что у людей с этими группами крови не вырабатываются антитела на вирус оспы и чумы. Они переносят тяжелые формы этих заболеваний, тогда как у лиц с группой крови '5(111) есть естественные антитела против этих инфекций. М. Петтенкофер предположил, что пандемии оспы и чумы оказали существенное влияние на встречаемость групп крови в разных областях Земли. Эта гипотеза на статистически достоверном материале была подтверждена Н.И. Комаровтем и Ю.Г. Рычковым. Они изучали реакцию организма школьников на ревакцинацию оспы и установили, что сильная степень реакции с повышением температуры отмечалась почти у 100 % детей с группами крови А(2) и АВ(4), а у детей с группами крови О (1) и B(3) прививка проходила без осложнений. Очевидно, высокий процент группы B(3) у монголоидов сложился под давлением отбора на чуму и оспу, так как регион, где они проживали, раньше был природным очагом этих инфекций.
Таким образом, носители тех или иных генов в гематологических системах обладали преимуществом в устойчивости к определенным, характерным для данной местности заболеваниям. Этим можно объяснить возникновение различий между популяциями по концентрации соответствующих генов. Эволюционная гематология является относительно новым направлением в антропологии. Для изучения эволюции человека особый интерес представляют данные о групповых факторах крови у различных животных, в том числе у обезьян. Известно, что не только у высших приматов, но и у некоторых других животных встречаются факторы, сходные с группоспецифическими веществами человека, — антигены, идентичность белков и т.д. Так, антигены, сходные с группоспецифическими веществами А и В человека, были обнаружены в слюне лошадей. Они присутствуют либо по отдельности, либо вместе, образуя определенные группы. Сходные групповые факторы выявлены и у более отдаленных от человека по эволюционной линии животных, даже у бактерий. Понимание закономерностей процесса эволюции человека облегчает сопоставление его групп крови с антигенами высших приматов.
Первые систематические исследования факторов АВО у обезьян проводились К. Ландштейнером и Дж. Миллером, которые еще в 1925 г. установили, что у шимпанзе, орангутана и гиббона имеются групповые факторы крови, идентичные с человеческими. Последующие работы показали, что у всех антропоморфных, за исключением шимпанзе, из 123 особей у 110 оказалась группа А(2), а у 13 — 0(1). У береговой гориллы в 13 случаях отмечена группа крови А(2), у двух горных горилл — группа B(3). С 1946 г. исследовался Rh-фактор у обезьян. Оказалось, что у них распределение такое же, как и у человека.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 392;