История формирования научных принципов и развития антропологических исследований


Как наука со своими специфическими методами исследова­ния антропология выделилась в конце XIX — начале XX в. Однако интерес к проблеме возникновения человека, его физическому типу, расовым различиям прослеживается с глубокой древности.

 

 

 

Антропология
  Культурная а нтропология   Физическая антропология
Этнология Лингвисти- Социаль- Психологи- Морфология — изу- Антропогенез — Расоведение — изуча-
  ческая ан- ная антро- ческая ан- чает физическую ор- сосредоточивает ет историю возник-
  тропология пология тропология ганизацию совре- свое внимание новения расовых ти-
    и фило-   менного человека, на тех измене- пов, распространение
    софская   закономерности из- ниях, которые их по территории
    антропо-   менчивости орга- претерпевает Земли, историю фор-
    логия   низма человека во природа бли- мирования рас, при-
        времени и простран- жайшего предка чины расообразова-
        стве, а также вариа- человека, а за- ния и закономерности
        ции отдельных его тем и самого изменений и расовых
        частей человека типов
Направле- Символико- Социаль- Психологи- Соматология изучает Выделяют эво- Этническая антропо-
ние иссле- интерпрета- ное (связи ческое изменчивость тела люцию челове- логия — изучает ан-
дований: тивное (изу- культуры (националь- человека в целом; ка — изменение тропологический
естествен- чает смы- и соци­альной но-психоло- мерология изучает его морфофунк- состав народов мира и проблемы этноге­неза
рическое и символи- организа- особенности дельных органов показателей от
(связь куль- ческие связи ции) людей, ста-   начальной ста-  
туры с при- в культуре   новление   дии к современ-  
родой) и межкуль-   психики,   ному человеку  
  турном   психосома-   и социогенез —  
  взаимодей-   тического   историю ста-  
  ствии)   единства   новления чело-  
      организма   веческого об-  
      человека)   щества  

 

Антропология
Культурная а ятропология   Физическая антропология
        Возвратная антро-   Историческая антро-
        пология (ауксоло-   пология использует
        гия) — прослеживает   данные, полученные
        динамику физиче-   всеми разделами нау-
        ского развития че-   ки для исторических
        ловека от рождения   реконструкций
        до старости   Особенно богатый
            материал для этого
            раздела дает палеоан-
            тропология, изучаю-
            останки людей и древ-
            них захоронений
            (краниология — изу-
            чение древнего насе-
            черепам; остеоло-
            гия — изучение кост-
            ископаемых людей;
            палеодемография —
            реконструирует демо-
            графические процес-
            сы в древних
            обществах)

 

 

Расовые особенности запечатлены в древней скульптуре, в на­скальной живописи. Так, французский археолог А. Лот, открыв­ший многочисленные наскальные рисунки в некоторых районах Сахары, отмечает, что антропоморфные изображения, пришед­шие на смену рисункам животных, настолько четки, что позво­ляют определить антропологический тип изображенных людей. По этим рисункам он выделил в скотоводческом населении мас­сива Тассиль конца 3-го — начала 2-го тыс. до н.э. представите­лей трех рас — негрской, эфиопской и европеоидной.

В древнейших книгах различных народов отражен интерес к проблеме происхождения человека. В них дается стихийно-материалистическое объяснение процессов рассообразования и да­же есть указание о прародине человека.

Согласно этим представлениям, на Земле в горных районах Джамбудвипы (местность, лежащая между Индостаном и Юго-Восточной Азией) появились крупные обезьяны. Их потомки в поисках пищи спустились на равнины и заселили леса и от­крытые местности по берегам рек. Те, кто ушел на восток, стали предками желтокожих племен (монголоиды по современной классификации). От тех, кто отправился на юг, произошли чер­нокожие народы (негроиды), от переселившихся на северо-за­пад — светлокожие (европеоиды). Оставшиеся в горах крупные обезьяны в людей не превратились. С этими представлениями, возможно, связано религиозное почитание обезьян некоторыми африканскими народами.

В период разложения первобытнообщинного строя и форми­рования рабовладельческих государств потребности практиче­ской жизни стимулировали рост научных знаний. Совершенст­вование искусства бальзамирования трупов людей и священных животных в Древнем Египте стало источником сведений из об­ласти анатомии.

Большую роль в развитии биологии, медицины и естество­знания сыграли работы древнегреческих ученых. От Гераклита наука получила три великие идеи: вечного движения, единства Вселенной и закономерностей протекающих в ней явлений.

Представители древнейшей в Греции милетской школы Анаксимандр и Анаксимен развивали материалистическое учение о «первовеществах», видоизменением которых являются все тела природы. Анаксимандр утверждал, что человек произошел от животных особого вида, так как большинство животных вскоре после рождения могут питаться сами. Лишь человек нуждается в длительном вскармливании, из-за чего не мог бы выжить в на­чале мироздания.

В сочинениях Аристотеля «История животных», «О частях животных», «О душе» человек рассматривается как часть приро­ды, существо, имеющее сходство с различными животными по ряду признаков. Он предложил первую классификацию живот­ного мира, определив место человека в природе. Аристотель раз­делил известных ему животных на два класса: бескровных и «с кровью». Среди последних был выделен особый ряд «высших животных — живородящих четвероногих, покрытых волосами и дышащих легкими», соответствующий по современной клас­сификации млекопитающим. Причислив к этому ряду и человека, Аристотель считал выделенные им классы не изолированными друг от друга, а соединенными плавными переходами от низко­организованных существ к более высокоорганизованным. Ставя в своей классификации человека рядом с животным, Аристотель подчеркивал и различия между ними, наиболее важным из кото­рых, по его мнению, является социальность человека. Аристоте­ля по праву можно назвать основателем сравнительной анато­мии. Ему принадлежит идея о «лестнице существ», т.е. ряде постепенного повышения их организации.

Из древнеримских мыслителей следует упомянуть Мар­ка Варрона, который в сочинении «О природе» высказал мысль о естественном происхождении человека.

Поэт-натурфилософ Тит Лукреций Кар в поэме «О природе ве­щей» развил материалистические идеи о происхождении мира и человека, нарисовал картину эволюции культуры от первобыт­ной дикости до современной ему цивилизации.

Во II в. н.э. древнеримский врач Гален на основании вскры­тия трупов животных, в том числе обезьян, изложил в анатоми­ческих трактатах принципиально новые для своего времени мысли. В произведениях «Об анатомических отправлениях» и «О час­тях человеческого тела» он указал на взаимосвязь между строе­нием органа и его функцией, между биологическими особенно­стями и образом жизни животных. Его работами завершились научные достижения античного мира.



Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 333;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.