В справочной и энциклопедической литературе определения «комплекс» и «объект» даются очень обширно, что позволяет применять их к любым условиям.
В толковом словаре комплекс – «это совокупность, сочетание чего-нибудь». А определение объекта сформулировано так: «объект – явление, предмет, на который направлена чья-нибудь деятельность, чье-нибудь внимание» [6].
Семантический словарь дает определение комплекса, как группы «зданий, сооружений, связанных друг с другом архитектурно и по назначению» [9].
Д. Азрикан определяет границы «системного» объекта дизайна методом исключения, т.е. дает не определение «системного» объекта, а перечисляет то, что к нему не относится. Включает биологические, социальные, психологические и сложные технические системы в типологию комплексных объектов. Явно выделяет «антропоцентричный характер» системного объекта дизайна. Азрикан включает понятие «проектирование поведения». «Объект дизайна не может являться системным, если он представляет собой лишь группу изделий. Он должен включать в себя и условия, необходимые для деятельности человека в производстве (производственная среда), транспортировке (тара, упаковка), торговле (реклама, информация, средства хранения, система продаж), использовании (сопроводительная документация, средства обучения, ухода, обслуживания…)» [1].
В.И. Пузанов в статье «О типологии комплексных объектов дизайна» представляет классификацию (типологию) комплексных объектов, взяв за основу функционально-морфологические характеристики. Приводит иерархию структуры комплексного объекта, основываясь на одной из характеристик структуры. Также им отмечается антропоцентричный характер комплексных объектов «общественных групп» [8].
В публикациях Г.Г. Муравьева системные объекты рассматриваются узко, лишь в рамках «конструктивного и технологического построения» [5], производства и особенностей применения в быту. Автор выделяет два свойства структуры комплектов конструктивных элементов. Это открытая и закрытая структуры. Классификация рассматривается только с позиции возможности или невозможности развития, т.е. гармоничного добавления новых элементов в целое.
Анализирует отличительные черты вещи и объекта системы в своей статье Д.Н. Щелкунов. Он выходит на уровень концепции системного объекта, утверждает, что «…существенным содержанием всех концепций является представление о жизнедеятельности человека» [11].
О.П. Андреев в своей диссертационной работе [2] проводит анализ изменения понятия объекта дизайна во времени и пространстве. Дает определение объемно-пространственной структуры – это «не визуально-созерцательный тип представления об объекте, а особая логическая модель объекта, создаваемого по пространственным характеристикам, с помощью которых человек моделирует процесс потребления». Автор дает классификацию объемно-пространственной структуры по таким характеристикам, как связь объема и пространства, средства композиции в дизайне. «Объемно-пространственные структуры – это не только гармоничная взаимосвязь объема и пространства, но и логическая процедура мышления, моделирующая взаимосвязь человека с пространством». Рассматривая пространство, как средовой объект, разделяет его на три уровня: морфологический, антропоморфный, культурный. Отсюда Андреев выводит схему, на основе которой выявляется целостная структура объекта: «вещь – человек – среда».
Группа исследователей в книге «Дизайн: очерки теории системного проектирования», выводят понятие системного объекта на следующий уровень. Система – это «…комплекс необходимых элементов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимодействии, и составляющих единое целое»[3]. На примере системного дизайна авторы проверяют предложенную концепцию системы, разрабатывают ее свойства и типологию. Дают определения видов дизайна, их отличительные черты и классификацию. Представляют системный дизайн в виде модели «целостно структурированного объекта», которая формируется из «дизайн-факторов» и «дизайн-средств». Анализируют элементы системы, где особое место отводят роли потребителя. Предлагают классификацию потребителя, выявляют его новые свойства, присущие ему только при системном дизайне.
Коллектив авторов в книге «Архитектура и эмоциональный мир человека» рассматривают гармоничность, как «интегральную характеристику совершенства формальной организации целостного объекта» [4]. В результате вычленяют пять принципов гармоничности, которые можно отнести к характеристикам комплексного объекта.
Профессор А.В. Иконников рассматривает комплексные объекты с позиции их эстетической значимости и ценности для человека, для формирования комфортной во всех смыслах предметно-пространственной среды. Решить проблему «соединения технического стандарта с художественным типом» он предлагает, интегрировав «…предметно-пространственную среду через эстетическую упорядоченность» [12].
Понятие «комплексного объекта дизайна» появилось в ходе формирования и развития такого направления в архитектурном и дизайнерском проектировании, как средовое проектирование. Поэтому все периоды становления средового проектирования отражаются на этапах развития понятия «комплексного объекта» или «системного объекта».
Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 381;