Университетское образование
С фундаментальных исходных позиций - исторический опыт, сохранение уникального потенциала - рассматривают проблемы реформирования высшего инженерного образования ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана И.Б. Федоров и профессор того же вуза К.С. Колесников. Рассматривается здесь и тема университезации технического образования, причем в критическом плане. Последнее может показаться удивительным: ведь в отличие от многих вузов, получивших в последние годы статус университета, скорее как обозначение возможной перспективы, МВТУ им. Н.Э. Баумана гордо сохраняло в своем названии слово "училище" - как дань славной традиции, а по сути было одним из немногих технических университетов.
"В Российской Федерации уже 85 вузам присвоен статус технического университета. Начиная с МГТУ им. Н.Э. Баумана, который априори считался по существу техническим университетом, процесс присвоения статуса технического университета остановить не удалось" - констатирует Ê.С. Колесников. И с беспощадностью резюмирует: "Ни один из названных технических университетов, включая МГТУ, не имеет полноценного общеинженерного базиса дисциплин". Автор указывает, что само создание в XIX веке Императорского Московского технического училища (ИМТУ), ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана, было производной университетского образования. В организации и развитии ИМТУ участвовали десятки профессоров Московского университета, всемирно известные ученые. “Они заложили высокий уровень преподавания высшей математики, физики, теоретической механики, гидравлики, аэродинамики. В дополнение к общенаучным предметам такие инженерные предметы как сопротивление материалов, детали машин, электротехника, переработка металлов, система преподавания практических знаний, стали основой университетского технического образования. Внимание Д.И. Менделеева и П.Л. Чебышева, которые были почетными членами педагогического совета ИМТУ, способствовало такому развитию. После Всемирной выставки в Филадельфии (1876 г.), к участию в которой было приглашено ИМТУ, президент Бостонского технологического университета, профессор высшей математики, доктор Джон Рункл писал директору императорского технического училища В.К. Дела-Восу: “За Россией признан полный успех в решении столь важной задачи технического образования... В Америке после этого никакая иная система не будет употребляться”.
Приоритет фундаментальной подготовки выделял выпускников ИМТУ-МВТУ среди российского инженерного корпуса. На базе “училища” возникли крупные научные школы, целые НИИ и вузы. Но, как отмечают К.С. Колесников и И.Б. Федоров, в советское время ситуация начала меняться и в целом по стране, и в МВТУ. Централизованное планирование и отраслевой принцип управления промышленностью в СССР требовали инженеров узкого профиля. Как профильные рождались новые институты, а в существующих “выпускающие кафедры, объединенные в факультеты с активными партийными организациями, добивались в свою пользу увеличения числа часов в учебных планах, мотивируя это развитием техники. Ректораты такому напору, как правило, почти не противостояли. В результате по кадровому потенциалу и лабораторному оснащению во многих вузах выпускающие кафедры оказались сильнее общих кафедр”.
В условиях рыночной экономики университезация инженерного образования видится не только перспективной, но и противостоящей кризису. К.С. Колесников и И.Б. Федоров указывают на такие ее преимущества как способность выпускников технических университетов разрабатывать новые технологии на стыке наук и работать над их оперативным внедрением в конкурентно-способные машины и приборы, а также большую социальную защищенность инженеров с фундаментальной подготовкой и широким профилем - и им проще находить работу и приспособиться к изменению профиля своего предприятия.
Однако ныне еще продолжает действовать прежняя система узкопрофильной подготовки и в результате все множится и множится число новых специальностей и специализаций. Авторы предлагают сократить число специальностей, но зато снять ограничения на специализацию при подготовке дипломной работы, иначе говоря, в самой структуре подготовки молодого специалиста закладывать будущую истинно университетскую модель: широкая фундаментальная подготовка плюс специализация, вызревающая как реакция на рыночную конъюнктуру и новейшие научные достижения.
К.С. Колесников и И.Б. Федоров приводят как положительный пример опыт переориентировки Тульского технического университета, который параллельно существующей структуре организовал факультет фундаментальной подготовки по специальностям "Автоматизация, информатика и приборостроение", "Горно-строительное дело", "Экономика и юриспруденция". "Здесь не ломают существующие и успешно действующие структуры профессионального образования, а отрабатывают новые образовательные подходы, технологии и программы с тем, чтобы внедрить их в существующую инженерную школу университета". Авторы подчеркивают, что перестройку инженерного вуза в технический университет нельзя растягивать на десятилетия, но следует проводить "вдумчиво", "без спешки, но настойчиво"2.
Университезация технических вузов требует привлечения кадров из академической науки и университетов ("классических университетов", как называет их в отличие от технических, ряд исследователей). Так было при создании ИМТУ-МГТУ, и возникшая в результате система высшего технического образования стала состоянием мирового опыта развития образовательных систем. Актуального опыта и по сей день нет.
Можно сказать, что сегодня университеты России лидируют в постановке и разработке концепций реформирования высшего образования. Преподаватели и сотрудники университетов предлагают вниманию научной и вузовской общественности больше публикаций по этой части, и работы эти более развернуты, чем те, что посвящены образованию отраслевому. И здесь, разумеется, сказывается не только идущая из центра установка на акцентирование университезации в реформировании высшей школы и роли региональных университетов как в развитии региональных образовательных систем, так и в целом науки, культуры, интеллектуального потенциала регионов. Сами по себе университеты как наиболее сложные и в то же время наиболее традиционные структуры высшей школы не могут не демонстрировать ресурсных возможностей к конструктивному мышлению. Пожалуй, можно даже заметить, что их богатые возможности этого рода проявлены еще не так уж и значительно.
Судя по самооценкам, приводимым в ряде работ, университетская реформаторская мысль находится в заторможенном состоянии, университеты все еще переживают шок, полученный в результате несбалансированных процессов в российской политике и в экономике.
Примером тому целая глава в изданной Московским университетом работе В.И. Добрыниной и Т.Н. Кухтевич "Форми-рование интеллектуальной элиты в высшей школе". Элитарная университетская традиция здесь как бы противопоставляется состоянию современного университета. Авторы напоминают: университеты Европы имели свойство проходить сквозь время, неся в себе неистребимые формирующие культуру компоненты. "Университеты Европы, возникшие еще в XII веке в Испании по инициативе ее завоевателей мавров (или арабов), отличались тем, что были самостоятельными по отношению к государственной политической власти, нередко и по отношению к городам, внутри которых или близ которых они находились. В борьбе за власть в противовес этим университетам в странах Европы монархи создали свои - королевские и императорские университеты, однако наибольшей популярностью в обществе пользовались "вольные" университеты, будь-то Сорбонна, университеты Швейцарии, Голландии и Германии, а не императорские, например, Берлинский, Петербургский, или Московский университеты... Если императорские и королевские университеты готовили будущих чиновников и сановников для государственной службы, то большая часть университетов преимущественно формировала "людей свободных профессий", короче - интеллектуальную элиту общества. Однако высокая европейская культурная традиция господствовала во всех университетах, что заставляло власть считаться с ними во все времена”.
Что же считают авторы характерным для сегодняшней российской университетской элиты? Для гуманитарной интел-лигенции - "пропитывание ее деятельности политикой": "Эта группа получила доступ к власти, но ценой поддержки и оправдания любых действий властных структур... Пагубное влияние на часть преподавателей оказывает коммерциализация вузовской жизни, ибо она означает, что идеологический прессинг сменился экономическим...". Авторы отмечают, что в последние годы для многих преподавателей характерно не только чувство неудовлетворенности тем, что они делают, но и отчуждение как к своему труду, к коллективу, к студентам и даже самому себе.
Весьма неблагополучными признают В.И. Добрынина и Т.Н. Кухтевич демографические показатели, относящиеся к профессорско-преподавательскому составу вузов. Уже давно и неуклонно шел "процесс феминизации, что, по мнению социологов, всегда является социальным индикатором застоя, невостребованности данного вида деятельности со стороны общества, а также свидетельством низкой заработной платы и слабого социального престижа профессии". Последнее десятилетие отмечено и постарением вузовского социума. Ели в 1982году средний преподавательский возраст составлял 50 лет, то в 1995-м он приблизился к 60-ти. Причинами этого явления авторы считают отток молодых специалистов из вузовской науки и образовательной практики в бизнес и отъезд за рубеж ("утечку мозгов"), слабую подготовку кадров по приоритетным направлениям, а также развал СССР, в результате которого преподавательский состав не пополняется, как было прежде, перспективными кадрами из союзных республик, а "приток иммигрантов, беженцев не восполняет этот пробел". И даже напротив - появления в российских вузах преподавателей и сотрудников с иной этнокультурой, с другими этнопсихологическими приспособлениями создает социальный дискомфорт, взаимное раздражение.
Нельзя не оговорить при этом два обстоятельства: во-первых, в целом работа В.И. Добрыниной и Т.Н. Кухтевич отнюдь не пессимистична (правда, в задачи авторов не входила развернутая программа рекомендаций по реформированию российских университетов); во-вторых, это не только исследо-вательский обзор по заявленной в заглавии теме, и не критические штудии для внутреннего пользования - книга опубликована как университетский спецкурс. Таким образом, мы имеем дело с тенденцией откровенного диагноза нынешнего состояния университетов и цель его достаточно прозрачна - уберечь от реформаторских иллюзий, выйти на путь рекомендаций и решений, адекватных не только существующим проблемам в высшей школе, но и той социально-психологической атмосфере, которая в ней существует - настроениям, осознанным и стихийным ориентирам, степени креативности и т.д.
В этом плане весьма примечательна работа Л.А. Сабуровой, напечатанная в сборнике трудов ижевских и московских исследователей, изданном Удмуртским университетом: "Универси-тетское образование в контексте социально-культурных отношений". Автор предлагает напрочь отказаться от двух реформаторских стереотипов в отношении университетов. От "бюрокра-тического идеала", согласно которому университет подвержен полной социальной управляемости, и от "технократических иллюзий" - надежды на то, что деньги образовательным системам в не столь отдаленное время будут отпущены, развитие фундаментальных и прикладных наук обеспечит научно-технический "прорыв", и государство вступит в стадию расцвета. "...Даже самый поверхностный взгляд на ситуацию в ее практическом варианте опровергает эту ясную и очевидную логику", - утверждает автор и констатирует общеизвестное: фундаментальные научные знания не востребуются, "утечка мозгов" из страны продолжается, необходимых для поддержания и развития высшей школы средств ни государство не выделяет, ни "субъекты рыночных отношений не дают".
Современные "технократические иллюзии" автор уподобляет Просветительской иллюзии ХУ111 века. È поскольку речь идет о социальных процессах, то предлагает вместо "механистического" "органический" подход к рассмотрению общественного и государственного потенциала университета. В анализе состояния "социального организма", Л.А. Сабурова ставит во главу угла состояние и динамические возможности "социального самосознания университета": "...Политика в сфере университетского образования должна исходить не из мифических возможностей университета в преобразовании общественной системы, а из внутренних "иммунных" возможностей университета в преодолении кризиса собственного".
В настоящее время университеты не способны "лечить" такие опасные состояния общественного сознания как социальный нигилизм и пессимизм, социальный инфантилизм, проявляющийся в растерянности и безнадежности. С этим молодые граждане России как приходят в университет, так и выходят из него. С этой точки зрения становятся неудивительными такие констатации, как “невостребованность интеллекта”. Предполагается, что интеллект есть некий товар, ищущий спрос на рынке, а при отсутствии такого - лежащий "мертвым грузом" на плечах своего носителя. Безусловно, в определенном смысле это так и есть. Но интеллект - это не только товар, отчуждаемый от своего носителя, но и качество носителя, то есть качество его единственной и неповторимой жизни, и в этом смысле говорить о "невостребованности" (непригодности) довольно абсурдно. И если человек не может сам "востребовать" свой собственный интеллект, то чего ж он ожидает от общества?"
Университет и сам болен перечисленными социально-психологическими недугами. Двойственность самосознания университета в том, что одновременно он хочет найти себя в становящейся системе рыночных отношений и сохранить свои исторические и общие цивилизованные позиции - элитарность и автономию в духовно-нравственном смысле. Эти тенденции - взаимоисключающи, что и приводит к кризису самосознания; в "терминах сознания" он выражается в сочетании "комплекса неполноценности" и "комплекса вины". Первый проявляется в настойчивой апелляции к необходимости понимать роль фундаментальных наук, к западному примеру (капиталисты-де зря денег не тратят). Однако плоды развития фундаментальных наук совсем не так очевидны, как этого хотелось бы, и весьма трудно прогнозируемы, да и вообще, надо признать, что высшая школа должно заслужить право быть хорошо инвестируемой сферой.
Что касается "комплекса вины" у университета и интеллигенции, то он традиционно выражается в нереализованном чувстве ответственности за прошлое, настоящее и будущее. Однако, самосознание университета еще не достигло состояния "паралича воли", "иммунные" возможности этого социального организма еще не исчерпаны. Что и проявляется в идеях "сублимативного характера" - в утверждении элитарности университетского образования, в идее "конвертируемого диплома" и др.
Но это именно идеи. Ибо высокая доступность университетов в советское время и ныне способствовала повышению их социального статуса, но престижными, так называемые "клановые вузы", стали менее доступные. На идею университетской элитарности ныне скорее "работает" плата за образование - там, где она есть. А в перспективе университетам предстоит обрести "клановость" в духовном смысле - тогда они станут элитарными.
Что касается "конвертируемости диплома", то какая бы формальная видимость в этом плане не создавалась, достаточно очевидно, что "любой преподаватель может давать только те знания, которые он хочет и может давать, а любой студент получает только то, что хочет и может получить". На практике это слишком часто проявляется в том, что смена прежней "неконвер-тируемой" дисциплины на "конвертируемую" оборачивается просто конъюнктурно-оценочной сменой "плюса" на "минус". Курс "политологии" вместо "научного коммунизма" превращается в поверхностный антикоммунизм, "религиоведение", заменившее "научный атеизм", - в апологию религии. И так далее.
"Конвертируемость дипломов", а по сути вхождение российских университетов в европейскую и мировую образовательную системы должно проявиться не в поверхностном заимствовании, подражании, уподоблении - такие нововведения быстро обнаруживают свою не органичность, несостоятельность, а в международном университетском общении, диалоге. Однако, развернутого программного характера эта посылка в литературе пока что не получила достаточно полного анализа.
Тема международной университетской интеграции находит свое выражение в статье профессора МГУ, доктора философских наук В.А. Яковлева "Ценность и цена образования". Автор говорит об обязательном и единственно возможном пути развития образовательной системы - движении от локальных и региональных университетов к Университету Мира, единому информационному и идеологическому организму.
"...Университет Мира должен взять на себя роль инициатора в разработке и формировании социально значимых механизмов страха с целью сублимации инстинкта агрессии цивилизации и активизации ее инстинкта самосохранения". Необходимость задействования "механизмов страха" стала окончательно ясна, как утверждает В.А. Яковлев, после Конференции ООН по экологии (Рио-де-Жанейро, 1992), где присутствовали руководители "всех высокоразвитых государств мира". Однако, ученые не смогли убедить их в необходимости затормозить "маховик" потребительской экономики и перейти к "стратегии разумных потребностей и самоограничения".
В.А. Яковлев особо указывает, что именно широта университетского образования позволяет понять всю иллюзорность прежних (и, надо полагать, последующих) попыток рациональной аргументации на политическое и массовое сознание в плане катастрофического положения планеты. Задачу, следовательно, может решить только Университет Мира и другими - психоанали-тическими средствами. Потому как "глобальные проблемы минимизации риска дальнейшего развития цивилизации и разработки концепции новой экологической религии не могут решить даже самые крупные отдельно взятые университеты".
Одновременно Â.А. Яковлев указывает на формирование Университета Мира как на "необходимое условие" выживания университетов России, системы высшего образования страны и ее социально-экономического возрождения.
Как бы ни относиться к этой - весьма рационалистичной по природе - утопии (понимая при этом всю серьезность апокалиптических настроений, их реальную основу), нельзя не обратить внимание в связи с нашей темой на то, как университетская традиция одновременно мыслится опорой в решении проблемы и объектом защиты, который, судя по всему, по мнению авторов, должен вызвать непременное гражданское сочувствие. Так это звучит в выступлении ректора МГУ В.А. Садовничего - о национальной безопасности, так и в статье профессора В.А. Яковлева - о безопасности планеты, когда речь идет о социальной адаптации личности, о роли интеллектуалов в России переходного периода и многих других ученых.
Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 321;