Социально-экономическое развитие.
Скорее всего был восстановлен домонгольский уровень и созданы условия для дальнейшего развития производительных сил в сельском хозяйстве – главной отрасли экономики феодального общества. Наиболее быстро это происходило в северо-восточных русских землях, куда бежало население из открытых степных и лесостепных районов к югу от Оки.
Основным занятием населения оставалось земледелие. Перед упорным землепашцем все дальше и дальше отступал первозданный («раменный») лес. Уменьшилось значение таких промыслов, как охота и бортничество. Вскоре в центральных регионах стала ощущаться нехватка земли. Это привело к быстрому распространению трехпольной системы земледелия. Возделывание основных культур (озимой ржи, требующей пара, яровых культур – овса, ячменя и гречихи) естественно подводили к этой технологии: к разделению полей на озимь, ярь и пар и последовательному их чередованию.
Увеличение площади пахотных земель и совершенствование приемов обработки земли было главным в развитии сельского хозяйства, повышении его продуктивности. Главной системой севооборота в XIV-XV вв. становилось трехполье и двуполье, но продолжали сохраняться пашня «наездом», перелог и подсека. Основным пахотным орудием оставалась соха с железным сошником. Входит в практику удобрение земли навозом.
Пашенное земледелие соединялось с домашним скотоводством, огородничеством и различными промыслами: рыболовством, охотой, бортничеством, добычей соли и др. С XIV в. входит в практику пасечное пчеловодство.
С увеличением продуктивности земледелия росла заинтересованность крестьян в развитии рыночных отношений. Но в целом хозяйство все еще носило натуральный характер.
Натуральное крестьянское и феодальное хозяйство было неотделимо от подсобного домашнего крестьянского и вотчинного ремесла, удовлетворявшего основные производственные и личные потребности крестьян и феодалов. Основная масса городских ремесленников работала на заказ, и лишь немногие производили изделия на рынок. Рыночные связи оставались очень слабыми и несистематичными.
Первые признаки некоторого подъема городов наблюдаются уже в конце XIII в., но повсеместное их восстановление начинается с середины XIV в. Наряду с восстановлением старых ремесленных центров появились новые крупные центры: Москва, Тверь, Нижний Новгород, Кострома и др. С XV в. возникают многочисленные ремесленные поселения в сельских округах – «рядки», слободы.
Наиболее заметные успехи были достигнуты в кузнечном и литейном деле. С последней трети XIII в. возобновляется каменное строительство.
Утечка огромного количества денежных средств в Орду привела к почти полному прекращению денежной чеканки в княжествах, что нанесло удар по развивавшимся товарно-денежным отношениям и восстанавливало простой товарообмен.
Страшный удар, нанесенный монголо-татарами по городскому ремеслу, подорвал товарное производство и товарное обращение, пресек намечавшийся в конце XII - начале XIII в. переход к мелкотоварному производству в ремесле.
В ремесленном производстве важнейшей отраслью оставалась металлообработка. В каждом городе существовал особый квартал кузнецов, обычно с патрональной церковью Козьмы и Демьяна, считавшимися их покровителями. Изделия московских оружейников пользовались спросом не только на Руси, но и Крыму. Расширялись масштабы добычи полезных ископаемых (в т.ч. – добыча меди). Быстро росли масштабы добычи соли, особенно на Севере. Вырастали новые центры кожевенного производства. Появились водяные мельницы.
Наибольшего подъема развитие ремесла достигло в 60-80-х годах XV в., т.е. в период, к которому относится образование единого Русского государства. Но в русском ремесле даже в самом конце XV в. отсутствовали некоторые специальности (в частности, не было ткачей). Ювелирное и монетное дело не располагало отечественным сырьем (монету перечеканивали из иностранной).
Со своей стороны, Русь вывозила в страны Востока не только пушнину и воск, но и предметы русского ремесла: кожу, пеньку, оружие, меховые и ювелирные изделия. Главную роль в восточной торговле Руси играла Турция. Но экономические связи с Великой Портой затруднялись посредничавшим в этой торговле крымским ханством. Наиболее тесные экономические связи были у Руси с Великим княжеством Литовским. Через эти же земли шел и сухопутный торговый путь в центр Европы, который все активнее осваивали русские купцы.
В условиях сравнительно слабого внутреннего рынка внешняя торговля способствовала укреплению экономических связей между отдельными русскими землями. Москва стала не только политическим и духовным, но и экономическим центром страны.
Возникновение единого Российского государства было подготовлено экономическим подъемом русских земель, но одновременно оно было связано с развитием феодализма вширь и вглубь, с началом формирования крепостнических отношений.
Наличие на Руси огромных земельных и людских ресурсов, еще не вовлеченных в систему феодального хозяйства и эксплуатации, служило основой продолжавшегося в русских землях в XIV-XV в. поступательного развития феодализма вширь и вглубь.
Развитие аграрных отношений (борьба между крестьянами и феодалами за землю, борьба за рабочие руки между отдельными группами феодалов) делало насущно необходимым создание единого государства. Слабость русского города, ремесла и товарно-денежных отношений привела к утверждению власти феодалов в виде сословной монархии, отличной от абсолютных монархий Западной Европы, где уже с XIV в. заметно влияние нарождающейся буржуазии.
В XIII-XV вв. свободная крестьянская община почти полностью была поглощена феодальным государством и феодальной вотчиной. Князья считались верховными собственниками и «черных» земель, заселенных феодально зависимыми от государства крестьянами-общинниками, и вотчинных земель светских и духовных феодалов. В свих домениальных землях (получивших позднее название дворцовых) князья были такими же вотчинниками, как и их вассалы.
Великий князь московский считался полновластным собственником и хозяином на всей территории своего огромного государства. Новые земли становились собственностью князя. Он не испытывал сильной экономической конкуренции со стороны боярских семей, так как в княжестве отсутствовала старая боярская аристократия и крупные земельные вотчины. Подданные его также воспринимали данную систему власти и свое место в ней, постоянно заявляя устно и указывая в документах, что живут они «на земле великого государя». Свое отношение к земле они рассматривали лишь как право владения, распоряжения, признавая при этом верховный суверенитет великого князя над собой и своими угодьями. Это позволяет говорить о том, что власть московских князей имела вотчинный характер.
Верховная собственность князя на всю территорию его «отчины» - княжества не лишала вассалов права свободного распоряжения своими вотчинами (продавать, обменивать, закладывать, дарить, передавать по наследству). Вотчинники обладали рядом иммунитетных прав, обеспечивавших им возможность осуществлять внеэкономическое принуждение над зависимыми от них крестьянами. Феодал освобождался от личной подсудности местным властям и судился только самим князем или его особо доверенным лицом («введенным боярином»). В его вотчину не могли въезжать княжеские судьи и финансовые агенты: он сам судил зависимых от него людей и собирал с них подати. по мере объединения русских земель и усиления великокняжеской власти объем иммунитетных прав все более ограничивался.
В Московском княжестве интенсивно развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя (из его домена) за службу и на период службы.
Основой и господствующей формой феодального землевладения в XIV-XV вв. оставалась крупная княжеская, боярская и церковная вотчина. При этом особенно быстро росло церковное землевладение: кафедральное (митрополичье и епископское) и монастырское.
В XIV-XV вв. церковь, особенно в Северо-восточной Руси, стала крупнейшим феодальным собственником. Со второй половины XIV в. получили распространение монастыри нового типа – с крупным землевладением и хозяйством, основанным на труде зависимых крестьян. В XIV в. было открыто 42 таких монастыря, в XV в. – 57. Разновидностью монастырей были возникавшие в XIII-XV вв. многочисленные «скиты» и «пустыни» в малонаселенных местах. Как правило, из скитов вырастали монастыри, подчинявшие себе окрестные земли и население. Княжеская власть, заинтересованная в поддержке церкви, закрепляла за ее владениями довольно широкий иммунитет Сохранившиеся грамоты позволяют думать, что первые мероприятия по юридическому оформлению крепостного права в России были осуществлены на церковных землях.
В прямой зависимости с развитием феодальной собственности находилось дальнейшее усиление феодальной зависимости и эксплуатации трудового населения. Постепенно оно превращалось в сословно неполноправную часть общества, которую стали обозначать единым термином – «крестьяне». Многие старые термины («люди», «смерды», «изгои», «закупы» и др.) постепенно исчезли из обращения. Падало и значение холопского труда. Многие феодалы сажали своих холопов на землю, сближая их положение с положением крестьян. Но в целом холопский труд еще широко использовался в феодальном хозяйстве.
В крестьянстве четко выделяются в этот период две основные категории: крестьяне-общинники, живущие на «черных» землях, принадлежащих государству, и крестьяне владельческие, ведшие свое хозяйство на надельной земле феодальной вотчины и лично зависимые от феодалов.
Жившие на «черных» землях крестьяне уплачивали государству ренту и выполняли различные повинности. Князь мог распоряжаться этими землями вместе с жившими на них крестьянами. Характерным для «черных» земель было общинное землевладение и наличие выборного крестьянского самоуправления под контролем представителей княжеской администрации - наместников и волостелей.
С XIV в. появляется ряд новых терминов: «старожилы», «люди пришлые», «люди окупленные», «серебряники», «половники» и т.д. Это отражало разные формы и методы вовлечения крестьян в систему феодальной зависимости и эксплуатации. «Старожильцы» - крестьяне, живущие на земле феодала долгий срок и формально имевшие право перехода к другому землевладельцу. «Люди пришлые» - крестьяне, призванные феодалами в свои имения «из иных княжений». «Половники» платили феодальную ренту в виде натурального оброка из доли урожая. «Серебряники» - крестьяне, взявшие денежную ссуду и обязанные отработать долг.
С середины XV в. устанавливаются сроки для крестьянских переходов, пока еще различные в разных княжествах: «Петров день» (29 июня), «Филиппов день» (14 ноября), «Юрьев день» (26 ноября), Рождество (25 декабря).
Основными формами эксплуатации крестьян были отработочная и продуктовая рента. Кроме этого крестьяне были обязаны платить государственные дани и выполнять ряд повинностей: участвовать в строительстве городских укреплений («городовое дело»), предоставлять подводы для государственных нужд («подводная повинность») и др.
Социальной опорой московского князя были города (Владимир, Переяславль, Ярославль, Москва, Дмитров и др.), особенно те, которые были вновь основаны по прямому указанию князя. Торгово-ремесленное население не составляло большинства горожан. Значительную часть жителей городов составляли феодальная знать, ее многочисленная челядь и феодально-зависимое население.
Верхушку купечества в городах составляли ведшие зарубежный торг «гости», многие из которых владели значительными вотчинами и по своему положению примыкали к городской феодальной знати. В Москве в XIV в. сложились два влиятельных объединения «гостей»: «сурожан», торговавших со странами Востока, и «суконников», ведших торговлю с Западной Европой.
Верхушку феодальной иерархии составляли «великие князья», титул которых соединялся с понятием верховного сюзерена.
Вторую ступень составляли их вассалы – удельные князья, обладавшие правами суверенных государей в пределах своих княжеств.
Третью ступень занимали княжеские вассалы из числа крупнейших феодалов-землевладельцев княжеств: бояре и служилые князья, потерявшие права удельных. Термин «боярин», прилагавшийся ко всякому знатному богатому землевладельцу, постепенно стал получать значение высшего придворного чина, участника совещательного совета при князе (боярской думы) – бояре «великие» и «введенные».
Низший слой феодальной иерархии составляли «слуги» - мелкие служилые феодалы, владевшие землями на вотчинном и условном держании. «Слуги» составляли основной контингент княжеской и боярской администрации, несли военную службу. В XIV-XV в. для обозначения таких «слуг» входят в обиход новые термины; «дворяне» и «дети боярские».
В центре, где земля в значительной степени уже была разделена между феодалами, а выгоды от крестьянского труда росли, обострилась борьба за землю и крестьянские руки. Этот процесс в XV в. коснулся и Севера, хотя там еще долгое время сохранялись «черные земли», находившиеся в общинной собственности.
В конце XV в. в процессе расслоения сельского населения выделяется новая группа бобыли. Бобыль должен был, согласно «бобыльской порядной» (документу, которым оформлялись его отношения с хозяином), платить землевладельцу оброк и исполнять ряд повинностей. Господин давал ему участок земли, а иногда привлекал к работе на своей пашне.
Увеличилось и число «новоприходцев» - обедневших крестьян, вынужденных искать «пристанища» у крупного землевладельца и попадавшие таким образом в зависимость от него.
В 1497 г. Иван III издал новый Судебник, положивший начало юридическому оформлению крепостного права на Руси. В этом документе зафиксирована норма «Юрьева дня» - строго ограниченный период в году (неделя до 26 ноября и неделя после него), когда крестьянин мог перейти от одного землевладельца к другому, уплатив пожилое.
Усиление феодальной зависимости порождало рост сопротивления крестьян, а это, в свою очередь, ставило на очередь объединение феодалов, что создавало предпосылки для образования единого государства с сильной великокняжеской властью.
Сохранялось холопство, но труд холопа становился все более неэффективным. В XV в. Монастыри первыми среди феодалов отказались от труда холопов, предоставляя им свободу. В конце столетия начался процесс выделения кабальных людей (позднее получивших название «служилых холопов») из числа «полных людей (или полных холопов). Пока долг не был возвращен, служилый холоп обязан был «за рост служити» своему заимодавцу. Обычно такой человек оставался пожизненно в дворовой челяди, будучи не в силах вернуть долг с процентами.
Появился слой мелких феодалов, владевших землей на условиях выполнения какой-либо государственной повинности. Именно эта группа могла стать опорой сильной центральной власти.
Старые боярские вотчины, защищенные системой иммунитетов, являлись помехой на пути государственной централизации страны. В это время большинство вотчин быстро дробились между многочисленными наследниками или просто продавались.
После падения в 1478 г. Новгородской республики Иван III отобрал не только земли новгородских бояр, но и часть земельных владений новгородской церкви.
Русский город больше, чем передовые города Западной Европы, носил аграрный характер. Господствующей силой в русском городе по-прежнему оставались феодалы. Верхушку торгово-ремесленной части горожан, наделенную особыми привилегиями, составляли гости и торговые люди суконной и гостиной сотен.
Для Руси XV в. уже можно говорить о союзе центральной власти и горожан, характерном для Европы того времени
Примерно к 1511-1512 гг. относится поворот великокняжеской власти навстречу требованиям церкви. Это нашло отражение в некотором изменении политики в области церковного землевладения. Церковь стала получать большие иммунитетные привилегии, становясь «государством в государстве» и сохраняя независимость своих владений от государственной власти.
3.Политический строй..
Сложившийся в XI-XII вв. политический строй русских княжеств не претерпел в XIV-XV вв. каких-либо существенных изменений.
Русские княжества не были включены непосредственно в состав монгольской империи, а оказались в вассальной зависимости от нее. Князья были превращены в данников хана, ограниченных в своей военной, политической и экономической самостоятельности.
В списках князей, ездивших в Орду, нет имени московского удельного князя Даниила Александровича (сына Александра Невского). Он не участвовал ни в чем и нигде, сидел тихо в своем уделе, не вмешиваясь в усобицы. Поэтому ордынские карательные походы 1281 и 1282 гг. миновали Москву.
Система власти в Московском княжестве мало отличалась от традиционной общерусской системы. Московский князь был верховным собствеником всей земли, осуществлял высшую административную и судебную власть на своей территории. Государство образовалось из удельного княжества через присоединение к Москве других уделов. Московские князья рассматривали себя как крупных вотчинников. Этот «вотчинный» подход впоследствии упрочился и стал характерным во взаимоотношениях великих московских князей как со своими подданными, так и с иностранными державами.
Верховная власть в Северо-Восточной Руси формально принадлежала великому князю владимирскому, что закреплялось выдаваемыми ханами ярлыками на «великое княжение». В XIV в. в отдельных землях складываются свои «великие княжения», правители которых, оставаясь вассалами великого князя владимирского, были в свою очередь верховными правителями для феодалов своих собственных «великих княжений»: удельных князей, бояр, дворян. Междукняжеские договоры, носившие в основном двусторонний характер, постепенно вытесняли распространенную ранее практику созыва общерусских съездов князей и их вассалов («снемов»).
В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. Бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. Происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т.д. Формируется тип местничества, связывающий возможности занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью.
Великие московские князья становились фактически самодержцами. Такая власть могла стать политическим и духовным вождем, повести русских людей на борьбу за окончательное свержение иностранной зависимости.
В делах управления князья опирались на боярскую думу. Это был постоянно действовавший орган, основывавшийся на принципе местничества (замещение государственной должности связывается с происхождением кандидата, со знатностью его рода). Кроме виднейших представителей феодальной знати, в состав думы входили также представители местной высшей церковной иерархии и должностные лица из системы дворцового управления. Влиятельнейшим лицом среди думцев был тысяцкий, возглавлявший городское ополчение. Дума была аристократическим совещательным органом.
Отраслевыми органами центрального управления стали с XV в. приказы (Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный и др.), совмещавшие административные и судебные функции. Приказы состояли из бояр (глава приказа), приказных дьяков и писцов. Наряду с отраслевыми стали возникать территориальные приказы, ведавшие делами отдельных территорий. Соединение двух разных принципов управления (отраслевого и территориального) порождало в перспективе неразбериху и вело к бюрократизации административного аппарата.
Наиболее развитым было управление домениальными (дворцовыми) княжескими землями и хозяйством. во главе дворцовой администрации стоял дворецкий (дворский), в ведении которого были дворцовые слуги («слуги под дворским»), выполнявшие различные функции в системе дворцового управления, управлявшие «путями» - отдельными отраслями княжеского хозяйства (конюшие, стольники, чашничие, ловчие, сокольничие). Княжеской казной и архивом ведали казначей и печатник. С возрастанием роли письменной документации в суде, дипломатии, хозяйстве и т.д. при дворах князей начал складываться штат дьяков и подьячих, занимавшихся делопроизводством и составивших впоследствии основу приказной бюрократии. Характерной чертой управления в княжествах в XIII-XV вв. было соединение дворцового управления с государственным.
Городами и волостями управляли на принципах «кормления» (отчисление части сборов с местного населения в пользу должностного лица) наместники и волостели, назначавшиеся великим князем и наделенные судебными и административными правами в отношении «черного» тяглого населения городов и волостей. Быстро складывался штат чиновников (праведчиков, доводчиков и др.) Срок пребывания в должности волостеля или наместника не был ограничен. Но к XV в. срок их пребывания в должности постепенно сокращался, регламентировались нормы податей, ограничивались судебные полномочия местной администрации.
Элементы цеховой организации имелись только в наиболее развитых городах Руси. До XIV в. в городах существовали корпоративные органы (сотни). Возрождавшиеся в городах во второй половине XIII в.элементы вечевой организации были подавлены уже в начале XIV в. усиливавшейся княжеской властью.
Эпоха собирания Руси, время, когда Россия впервые вышла из «сумрака теней», - так определяли историки XIX в. сущность столетия с середины XV до середины XVI вв. Главная черта этого периода – образование единого Российского государства. Политическая централизация на Руси значительно опередила начало процесса преодоления экономической разобщенности страны и была ускорена борьбой за национальную независимость.
Объединение русских земель еще не означало преодоления экономического и социального своеобразия каждой из областей. Но Русь уже предстала перед остальной Европой могучим и сильным государством. Ускоряла образование единого государства необходимость ликвидации татаро-монгольского ига и устранения внешней опасности. Русское государство складывалось как многонациональное.
К последней четверти XV в. в основном были ликвидированы уделы, владетели которых стали вассалами великого князя Московского. В 1478 г. Иван III в результате военного похода заставил Новгород признать власть Москвы.
В 1480 г. было ликвидировано монголо-татарское иго. Это произошло в результате «стояния на реке Угре», когда войска хана Ахмета так и не решились вступить в бой с московскими полками.
Важным событием, способствовавшим укреплению основ Великорусского государства стала женитьба Ивана III в 1472 г. после смерти его первой жены на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Это укрепило статус московского великого князя как преемника византийских монархов. Дети, рожденные после заключения данного семейного союза, а также их потомки являлись прямыми наследниками одновременно русской и греческой царствующих династий. Это обстоятельство серьезно повышало их статус и авторитет в своей стране и в мире.
Закреплением связей между державами в средние века обычно служили династические браки. Hо хотя Ивану III удалось женить своего старшего сына Ивана Молодого на дочери православного молдавского господаря Стефана – Елене, затем он уже встречал явные затруднения в приискании приличных партий членам своей семьи. Главным препятствием для брачных союзов с Европой было вероисповедание: протестантских династий еще не было, а католические относились к перемене религии с такой же строгостью, как и сам Московский двор. Для перехода католических принцесс и княжон в православие требовалось разрешение римского папы, на которое рассчитывать было очень трудно. Московский же двор не только требовал перехода в православие от иноземной невесты, но теперь уже не дозволял своим княжнам при выходе замуж покидать православие.
Но подлинно самодержавной монархии на Руси в этот период еще не сложилось.
4.Положение церкви.
После монгольского нашествия государственная власть на Руси ослабла, усилились раздробленность и сепаратизм отдельных княжеств. В этих условиях возросло значение церкви, оставшейся единой организацией для всех русских земель.
Главной заботой церкви стало восстановление и рост ее материального могущества. Дело облегчалось тем, что монголы наделили православную церковь некоторыми привилегиями, освободили ее от уплаты дани и установили неприкосновенность церковных владений. Это было сделано из расчета получить в лице церкви союзника на Руси. В 1263 г. была учреждена особая епископия в столице Золотой орды – Сарае, а в 1267 г. митрополит Кирилл получил от хана Менгу-Тимура ярлык, оградивший церковь и ее владения от посягательств со стороны монгольских властей. При посредничестве сарайского епископа были установлены прямые отношения между ордынским ханом и византийским императором.
Укрепление отношений между церковью и Ордой преследовало еще и другую цель. Дело в том, что ослаблением Руси немедленно попыталась воспользоваться католическая церковь. Папская курия рассчитывала переложить на Русь всю тяжесть борьбы с угрожавшими Европе монголами и облегчить тем самым агрессию Ливонского ордена в Прибалтике. В то же время Ватикан рассчитывал распространить католицизм в русских землях. В 1245 г. папа Иннокентий IV отправил миссию во главе с Плано Карпини, которая должна была побывать на Руси, в Золотой Орде и Каракорумеи собрать сведения о политическом и военном положении монголов и их планах. Одновременно папскому легату было поручено установить связи с русскими князьями, чтобы склонить их к католицизму.
Папский двор и в дальнейшем отправлял дипломатические миссии к татаро-монголам: 1247 г. – доминиканец Ансельм Асцелин, 1253 г. – Гильом де Рубрук. Но папскому двору не удалось использовать татаро-монольских захватчиков для укрепления своего влияния на Руси. Однако попа продолжал путем непосредственных сношений с русскими князьями добиваться признания ими верховенства католической церкви.( в т.ч.он вел переписку с Александром невским, но безуспешно).
В сложной политической обстановке, созданной монгольскими ханами и агрессией венгерских и других европейских феодалов против Юго-Западной Руси, в 1245 г. между Галицким князем Даниилом Романовичем и папой Иннокентием IV начались переговоры о военном союзе и церковной унии. Союз с папской курией давал Галицкому князю определенные политические выгоды; однако домогательства католической церкви относительно унии были отвергнуты. Папская курия пыталась склонить к католичеству и новгородского князя Александра Невского, пообещав ему в 1248 г. поддержку в борьбе против татар. Но и эта попытка успеха не имела.
После монгольского нашествия продолжился процесс политического разъединения русских земель. В этих условиях митрополит Киевский и всея Руси все больше и больше времени проводил во Владимире-на-Клязьме, а не в Киеве, пока в 1299/1300 гг. митрополичья кафедра не была окончательно перенесена в стольный город Северо-Восточной Руси – Владимир. Это сделал митрополит Максим (ум. 1305 г.). С переносом центра русской церкви в Северо-Восточную Русь, что было следствием изменившейся политической обстановки, церковь стала активным и влиятельным участником политической борьбы, развернувшейся в XIV-XV вв. в связи с процессом объединения русских земель. Московские князья умело воспользовались конфликтом между митрополитом и тверским князем в начале XIV в. и привлекли главу церкви на свою сторону. В 1325 г. митрополит Петр перенес резиденцию митрополита в Москву. Это имело большое значение для исхода борьбы за политическое первенство в северо-восточной Руси в пользу Москвы. Еще не став стольным градом великого княжения, Москва уже сделалась общерусским церковным центром: туда была перенесена митрополия. Союз церкви с московскими князьями был окончательно закреплен, и Москва приобрела мощного и весьма влиятельного союзника.
История русской православной церкви в XIV-XV вв. показывает, что она не занимала позиции безоговорочной поддержки объединения русских земель. Церковь лавировала, внутри нее шла острая борьба, причем различные группировки добивались прежде всего укрепления. Что касается великокняжеской власти, то она, будучи вынужденной считаться с церковью, упорно стремилась к ее подчинению. Сотрудничество церкви с великокняжеской властью было полно противоречий и конфликтов.
Вторая четверть XIV в. была временем дальнейшего укрепления русской церкви. Митрополиту Феогносту удалось добиться ликвидации возникшей было Галицкой митрополии. Попытка новгородской аристократии ослабить Москву окончилась неудачей. Противник Москвы и митрополита Алексея новгородский архиепископ Моисей вынужден был в 1360 г. отказаться от сана и уйти в монастырь.
В свою очередь великокняжеская власть не оставляла своих попыток ослабить церковь. Великий князь Василий Дмитриевич недаром добивался исключения из богослужебного ритуала упоминания о византийском императоре, которое символизировало тесную связь церкви с Византией.
В XIV в. в Северо-Восточной Руси значительно увеличилось число монастырей. Для многих они служили своеобразной защитой от окружающего мира, который «во зле лежит». Важной причиной роста монастырей стали изменения в системе выплаты налога в пользу церкви. Если раньше князья платили церковную десятину деньгами, то теперь е заменила раздача земель. Освобожденные от ордынских и княжеских поборов монастырские земли представляли собой некий островок независимого существования. Во второй половине XIV в.игумен Сергий Радонежский с благословления митрополита Алексия провел монастырскую реформу. Создавалось монашеское общежитие с единым имуществом и хозяйством, совместной работой на общее благо. Ученики и последователи Сергия построили на Руси в XIV-XV вв. более 100 монастырей.
Светские феодалы пытались ограничить возросшее церковное землевладение. Церковь, сосредоточившая в своих руках значительные земельные владения и ценности, становилась влиятельной политической силой. Именно она в основном определяла идеологию формирующегося самодержавного государства.
Несмотря на то, что русская церковь, казалось, должна была благодарить великого князя за устранение угрозы католицизма, она не всегда поддерживала его, а нередко даже оказывалась в стане противников московского князя. Эту позицию, в частности, русские церковные иерархи заняли во время феодальной войны, когда церковный собор поддержал Дмитрия Шемяку. Лишь после изгнания Шемяки из Москвы духовенство предпочло перейти на сторону великого князя. Иона был поставлен митрополитом уже по его воле.
В 1431 г. в Москве умер митрополит Фотий. Опять началась борьба за митрополичий престол. В Москве поставили Иону, епископа рязанского, а в Литве – Герасима. Герасима константинопольский патриарх рукоположил митрополитом Киевским и всея Руси. В 1434 г. Герасим прибыл в Смоленск, но в Москву не спешил из-за княжеских усобиц. В 1435 г. захвативший в Литве власть Свидригайло повелел схватить и сжечь Герасима за якобы открытую переписку митрополита с польским королем Сигизмундом.
Серьезно осложнилось положение русской православной церкви в первой половине XV в. Ослабевшая Византия искала союзников и соглашалась на предложения о заключении церковной унии с римской церковью, рассчитывая получить поддержку европейских католических стран в борьбе с турками. Для византийских политиков очень важно было сохранить в орбите своего влияния и богатую русскую церковь, а также втянуть Московское великое княжество в борьбу с Турцией.
В 1437 г. из Константинополя прислали нового митрополита – Исидора. Он, едва прибыв в Россию, отправился в Италию на Ферраро-Флорентийский собор. Там была заключена уния между римско-католической и византийско-православной церквами. Ее подписал и Исидор. Но большинство русских православных иерархов не признали этой унии, хотя и не предприняло активных шагов против Исидора. В этих условиях Исидор бежал из Руси в Рим.
В этих условиях великий князь обратился к патриарху с резким осуждением унии и с просьбой разрешить избрать на Руси своего митрополита. Так был предрешен вопрос о самостоятельности русской церкви: либо патриарх должен был уступить и дать просимое разрешение, либо великий князь получал безупречное с точки зрения защиты православия право порвать с патриархом – «вероотступником». Великокняжеская власть добилась своего. Русская церковь отделялась от константинопольской церковной организации. В 1442/1443 гг. епископ рязанский Иона был наречен митрополитом Московским и всея Руси. Он руководил Собором русских епископов в 1448 г. Русская митрополия стала автокефальной (самостоятельной).
Противоречия между светской и духовной властью отчетливо проявились во времена княжения Ивана III, на решающем этапе объединения русских земель. Это нельзя считать случайным, как и нельзя представлять церковь силой, будто бы покорно и неотступно служившей идее объединения русских земель. У церкви были свои собственные интересы, и церковные иерархи проводили свою линию в зависимости от них и от реального соотношения политических сил.
В конце XV в. активизировались еретические группы в русской церкви. выступление еретиков было использовано Иваном III в своих целях: оно облегчало ему борьбу с претензиями церкви.
Внутри самой церкви разгорелись споры между «нестяжателями» (во главе – Нил Сорский) и «иосифлянами» (лидер – Иосиф Волоцкий). И те, и другие высказывались за необходимость реформировать монашество. Но при этом выдвигали различные варианты этого реформирования. Нестяжатели высказывались против церковного землевладения. Иосифляне выдвигали на первый план необходимость строжайшей церковной дисциплины.
Иосиф Волоцкий первоначально развивал идеи о безусловном превосходстве духовной власти над светской, оправдывая наличие у церкви материальных богатств. Но во время собора 1503 г., где нестяжатели открыто столкнулись с иосифлянами, произошло сближение Ивана III с Иосифом Волоцким. Добившись небольших уступок (право наследников выкупать пожертвованные родителями монастырям земли, запрет отдавать церкви земли во вновь присоединенных княжествах без великокняжеского согласия, запрет монахам и монахиням жить в общих монастырях и т.д.), великокняжеская власть предпочла не идти на обострение отношений с церковью, рассчитывая использовать ее в борьбе с противниками централизованной власти.
5 Культура.
В целом период XIII – XV вв. ознаменовался значительными сдвигами в развитии культуры. На основе объединения культурного наследия отдельных областей и княжеств произошел расцвет литературы, архитектуры, живописи. Сложилась единая русская культура.
В XIV – первой половине XV вв. наблюдаются значительные успехи в развитии письменности. Сохранились многочисленные надписи, сделанные ремесленниками на своих изделиях. У князей, митрополитов, архиепископов, в монастырях были свои писцы. Грамотность распространилась в среде горожан и дворян, встречались нередко грамотные и среди крестьян. Одним из распространенных литературных жанров в XIV-XV вв. стали «жития» князей и деятелей церкви.
В первое время после монгольского нашествия кругозор летописцев заметно сужается: они почти перестают интересоваться событиями, происходящими в других княжествах. Но с конца XIV в. положение меняется. Центром письменного литературного творчества стала Москва. Уже со второго десятилетия XIV в. Здесь велись летописные записи (при княжеском дворе и митрополичьей кафедре). Характерной чертой московского летописания был общероссийский, а не региональный характер освещения событий. Появляются с
Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 293;