ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI-IX ВВ.
1.Территория и население
Непосредственно перед возникновением древнерусского государства на Восточноевропейской равнине обитали по преимуществу славянские, балтийские и финно-угорские племена. Плотность населения здесь была достаточно мала, поэтому восточным славянам не приходилось вступать в конфликты с балтами и угро-финнами.
Всего историки насчитывают около 15 союзов племен или “племенных княжений”. О расселении восточных славян рассказывает “Начальная русская летопись” или “Повесть временных лет”, написанная в XII веке. Летописные сведения о местах обитания восточных славян, их занятиях и обычаях подтверждаются данными археологических раскопок. Названия племен часто происходили от мест их обитания: поляне (жили в полях под Киевом, по среднему течению Днепра), древляне (в лесах по Припяти, притоку Днепра), дреговичи в болотистых местах между Припятью и Западной Двиной (дрягва – болото), северяне (жили к северу от полян) и т. п. Между Днепром и Cожью (притоком Днепра) жили радимичи, в верховьях Оки – вятичи, в области, окружавшей озеро Ильмень (предки новгородцев) словене, по Днестру – уличи и тиверцы, в верховьях Днестра и Прута – белые хорваты, в западных областях современной Украины – волыняне.
Соседями восточных славян на востоке были волжские булгары и угрофинские племена, на западе прибалтийские народы, западные славяне, на юге – хазары (до второй пол. 960 гг.), печенги (с к. IX в. до 1036 г.), половцы (до к. XII в.). К финно-угорским племенам относилась чудь, обитавшая на территории современной Эстонии, восточнее – весь (предки вепсов), к юго-востоку, между Клязьмой и Волгой – меря, южнее Оки – мордва. Балтийские племена – ятвяги, ливы, жмудь – населяли территорию современных Литвы, Латвии и северо–восточные районы Белоруссии. Причерноморские степи являлись местом кочевий печенгов, а затем половцев. На юге простиралась территория могущественного Хазарского каганата. Первоначально центр Хазарского каганата находился на территории современного Дагестана, затем переместился в низовья Волги, где была построена столица – Итиль.
2.Социально-экономическое развитие.
Основу экономики славян составляло земледелие. Господство аграрной экономики обусловило тесную связь с природными условиями. В южных степных и лесостепных районах, отличавшихся плодородием почвы и незначительным количеством лесов, земледелие являлось пашенным (перелог). Плодородная почва позволяла сразу перейти к пахоте после выжигания травы и удобрения золой. Использовались соха с железным сошником, плуг с железным лемехом, тягловая сила животных. Истощение земли заставляло переходить на новый участок, до полного восстановления травяного покрова. В cеверных районах, преимущественно, покрытых многолетними лесами применялся подсечный (огневой) способ земледелия. В первый год деревья подрубали и оставляли для подсушки. На второй год поджигали, зола удобряла землю. Бороной-суковаткой и мотыгой рыхлили землю, корчевали пни. При истощении почвы, через 2–3 года приходилось расчищать новый участок. Оба способа земледелия носили экстенсивный характер.
Основными зерновыми культурами, что подтверждается археологическими раскопами в культурном слое VI – VII вв. были: пшеница, рожь (немного), гречиха, просо, ячмень. Основной пищей был хлеб, о чем свидетельствуют древние названия хлеба (жито, коврига, калач).
Помимо земледелия, восточные славяне занимались скотоводством (свиньи, волы, лошади), охотой и рыболовством, бортничеством (сбор меда и воска), ремеслами (кузнечное, гончарное, ткацкое), торговлей. Торговые пути вели в Крым, через Карпаты в Прагу, Германию. Наряду с сухопутными торговыми путями в страны Западной Европы, важную роль играли водные пути: Волжский (из варяг в персы) – на Восток, “из варяг в греки” (сложился окончательно к IX в.) – из Северной Европы и Руси в Византию. Вывозили – мед, воск, меха, рабов, ввозили – оружие, вина, ткани, предметы роскоши, серебряные монеты. Рост торговли вызывал развитие денежного обращения. С. X в. на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем чеканная монета уступает место серебряным слиткам – гривнам.
VI – VIII вв. были в жизни восточных славян переходным этапом от первобытнообщинного к раннеклассовому обществу. В основе этого перехода лежало развитие первобытного производства и совершенствование орудий труда. С развитием производительных сил и переходом от подсечно-огневого способа земледелия к пашенному, каждая семья получила возможность самостоятельно обрабатывать тот участок земли, с которого можно было прокормиться и вести самостоятельное хозяйство. Родовая община превращается в соседскую (территориальную). Внутриплеменные и межплеменные противоречия также способствовали переходу от родовой общины к соседской; на юге она называлась мир, на севере – вервь.
Родовая община – поселение, все члены которого объединены кровнородственными связями и ведут совместное хозяйство, сообща владеют средствами производства. В этих условиях хозяйство носило замкнутый, самостоятельный характер.
Соседская община – поселение людей, не связанных родственными узами, но занимающих определенную территорию, коллективно обрабатывающих землю; каждая семья имела право на свою долю общинной собственности. Дом, приусадебная земля, инвентарь – являлись личной собственностью общинника. Земля, луга, леса, водоемы, промыслы находились в общем пользовании. Пахотная земля и покосы делились между семьями.
В соседской общине появляется частная собственность и имущественное неравенство. Зарождается социальное расслоение. Выделяется знать, старейшины, князья и их дружина, в их руки переходят лучшие земли и большая часть военной добычи. В соседской (территориальной) общине действовал принцип круговой поруки, взаимопомощи. Обязанности крестьянского населения по отношению к власти выражались в уплате налогов (в форме дани) или оброков, участии в вооруженной защите в случае военных действий.
3.Политический строй.
Сведения о политическом строе восточных славян до IX в. (т. е. до образования Древнерусского государства) скудны и отрывочны. Тем не менее, из них следует, что восточные славяне в период VI – VIII вв. находились на стадии разложения родоплеменных отношений. Объединение по принципу территориальных, политических и военных связей и сохранение этих военно-политических образований требовали усиления власти вождя – князя. Князь (военный вождь) с дружиной объезжал подвластные племена, собирая дань (первоначальная форма налога). Существовал и повоз: люди сами свозили дань в назначенные места, обычно к рекам. Усложнение отношений внутри правящей верхушки (вождей, жрецов, старейшин), военное дело и распределения военной добычи, - усиливали роль князя и дружины, представлявших собой зачаток государственности.
Внутри славянского общества складывается форма отношений, которую историки определяют как “военную демократию”, переходную к государству. Ее признаки: участие всех членов племенного союза (мужчин) в решении общественных задач, народное собрание как высший орган власти, всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Племенные союзы объединяются в еще более крупные формирования (протогосударственные объединения): применительно к VIII в. источники упоминают Куявию (вокруг Киева), Славию (у оз. Ильмень), Артанию (варианты – Тмутаракань, Волга, Рязаны).
В целом, можно сказать, что в период VI – VIII вв. созревал прообраз будущей державы, восточные славяне к IX в. стояли на рубеже государственности. Вопрос был в том, каким будет это государство, какое племя или союз племен станет центром объединения. Был возможен и вариант, при котором на территории Восточноевропейской равнины могло возникнуть и несколько государств, как это случилось у западных и южных славян.
Процесс создания государственности был ускорен задачами борьбы с военно-торговой экспансией варягов и агрессией Хазарского каганата, поставившего в данническую зависимость часть восточнославянских племен. Ускоренное развитие государственных органов стимулировала и геополитическая ситуация: процесс колонизации по Восточноевропейской равнине требовал административного закрепления заселенных земель. Государственная организация служила связью между расходившимися славянскими мирами, гарантом их выживания.
4.Религия.
Важнейшей культурной предпосылкой истории российской цивилизации являются верования восточных славян. Они были связаны преимущественно с аграрным, сельскохозяйственным характером производства в VI – VIII вв. и родоплеменным характером общества, разделенного по принципу родства и соседства. Суть языческого культа – воздействие на природу, где и сам человек рассматривался как часть этой природы.
Язычество сохраняло элементы более древних первобытных верований: анимизм – вера в то, что у всего существующего есть душа; тотемизм – вера в происхождение рода или племени от одного предка (это могло быть дерево, камень, животное) и обожествление тотема; магия – вера в то, что на все существующее можно воздействовать с помощью колдовства и заклинаний.
К VIII – IX вв. языческая религия славян приобрела довольно развитые формы, хотя и не достигла высших ступеней развития, характеризующихся выделением главных богов, общих для всего восточного славянства, со своей сложившейся иерархией. Мир славянский был населен множеством существ, олицетворявших силы природы, с которыми они старались найти общий язык, умилостивить или напугать их. Боги жили везде: в дожде и солнце, в ближайшем лесу и под порогом дома. Они были добрыми и злыми, хитрыми и простодушными; для общения с ними было достаточно технических приемов: обрядов, молитв, заговоров. Жрецы – волхвы могли управлять силами природы – насылать и предотвращать дожди, голод, болезни, неурожаи и т.д. Человек для общения с богами не должен был стремиться к совершенству; человек и природа представлялись славянам единым целым.
Язычество было политеистической религией (с греч. “поли” – много, “тео” – бог), у славян было множество богов. Бог небес и огня именовался Бог или Сварог. Они полагали, что он обитает на небе, не общаясь с людьми, а весь мир отдал в управление подвластным ему богам. Представлялся он славянам в виде молодого кузнеца.
К земным божествам, от которых зависело благополучие, и судьба людей относились: Ладо (бог мира, весны, любви); Даждь – бог (Ярило, Хорос) – бог солнца; Стрибог (бог ветра); Велес (бог торговли, покровитель скота); Симаргл (бог семян и растений); Мокошь (богиня воды, плодородия и материнства); Перун (бог грома и молнии) и др.
Наряду с “высшими” божествами существовали и “низшие” – демоны, духи лесов, источников – нимфы, дриады, лешие, водяные.
В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах – капищах, богам приносились жертвоприношения – требы.
Условно историю славянских верований можно разделить на три периода:
I. Сначала славяне приносили жертвы упырям (вампирам, русалкам, оборотням) и берегиням (добрые божества)
II. Затем они начали поклоняться Роду (богу неба и земли) и роженицам (божествам плодородия)
III. В поздний период язычества они стали молиться Перуну (бог войны, грома и молнии, покровитель князя и дружины)
Славянское язычество не оставалось окаменевшим, со временем одним из самых почитаемых богов становится Перун.
Культ природы и культ предков – две основы язычества. Культ природы символизировал связь человека с окружающей природой. Культ предков приводил к формированию у славян идеалов рода, семьи. В более широком плане формированию коллективизма, общинности, соборности
Из древности до нашего времени дошло достаточно много языческих обрядов и праздников, которые сохраняются в быту русских, украинцев и белорусов.
5.Культура
Об уровне культуры восточных славян в период VI – VIII вв. известно мало. Общее представление о нем дает анализ архаических черт фольклора, сохранившихся в языке в виде обрядовых песен, погребальных плачей, загадок и сказок. Изобразительное искусство и фольклор древних славян были неразрывно связаны с язычеством. Славяне занимались живописью, скульптурой, развивали ремесла. Археологические раскопки донесли до нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. Языческая архитектура была деревянной и для нас почти утрачена, лишь в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и орнаменте языческие мотивы.
В быту сохранялись родоплеменные ценности, сохранялась кровная месть.
Человеку давалось защитное имя, только оно употреблялось в быту, т.к. в старину верили, что зло, обращенное к ненастоящему имени, не коснется человека. Так же защитной силой, по представлениям славян, обладала детская одежда: рубашка для ребенка шилась из старой одежды родителей, а не из нового полотна. Такая одежда оберегала неокрепшего душой и телом ребенка от порчи, сглаза.
У славян были свои языческие праздники, связанные с временами года и с земледельческими работами. В конце декабря колядовали – ходили по домам ряженые с песнями и прибаутками, славили хозяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздником были проводы зимы и встреча весны – Масленица. В праздник Ивана Купалы проходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых работ отмечали праздник Урожая: пекли большой медовый каравай.
Большое внимание уделялось свадебным и погребальным обрядам. Славяне верили в бессмертие души и загробную жизнь, которая сложилась счастливо, если живые правильно проводят усопшего в мир иной.
Согласно “Повести временных лет”, радимичи, вятичи, северяне и кривичи умерших сжигали, пепел и остатки костей складывали в сосуд и ставили на столбах в маленьких срубах у дорог. Вятичи иногда зарывали гробы с сожженным прахом в землю. Во многих местах над могилами насыпали курганы, рядом с которыми проводили ристания – военные состязания в память умершего и поминальные пиры – тризны.
В IX в. славяне начали хоронить умерших не сжигая. Рядом с покойным клали пищу, орудия труда, оружие, украшения.
По поводу возникновения письменности на Руси существуют две гипотезы:
1. Письменность принесена на Русь из Болгарии после принятия христианства.
2. Письменность существовала у восточных славян до крещения Руси.
Анализ уровня социально-экономического развития Древней Руси, показания древних литературных источников, данные археологических раскопок свидетельствуют, что письменность на Руси была до принятия христианства.
Первоначально для выражения простых образов и понятий славяне использовали рисунчатое письмо – пиктографию (круг – солнце, крест – огонь, волнистая линия – вода). Ограниченные возможности пиктографии способствовали замене ее на слоговое, а затем звуковое (фонетическое) письмо. Об этом фонетическом письме сохранились свидетельства византийских и восточных авторов. В житии Константина (Кирилла) - составителя славянской азбуки - говорится о том, что он видел “русские письмены” в Херсонесе около 860 года. Происхождение этих алфавитов весьма спорно, и ни один из них не сохранился
Все дошедшие до нас памятники старославянского языка написаны кириллицей или глаголицей. Обе азбуки совпадают по составу, порядку, названию и значению букв, но резко отмечаются по графике. Глаголица была крючковатая и замысловатая, кириллица более четкая и простая. Авторами кириллицы являются болгарские миссионеры Кирилл (827 – 869) и Мефодий (815 – 855). После принятия христианства кириллица становится официальным государственным письмом.
ГЛАВА 2. СКЛАДЫВАНИЕ ГОСУДАРСТВА КИЕВСКАЯ РУСЬ (IX-X ВВ.)
1.Территория и население.
Восточные славяне к нач. IX – второй пол. X вв. занимали огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере, до Днепра на юге, от предгорья Карпат на западе, до междуречья Оки и Волги на востоке.
Как и другие государства периода формирования феодальных отношений, Древнерусское государство было «лоскутным», его населяли разные племена – поляне, древляне, кривичи, дреговичи и др. Кроме славян в Киевскую Русь вошли некоторые соседние финские и балтийские племена. Древнерусская народность составляла основу государства, но с самого начала государство было этнически неоднородным, государство Киевская Русь имело полиэтнический характер.
Географические пределы Древнерусского государства менялись на протяжении IX – X в.в. Киевские князья постепенно подчиняли восточнославянские союзы племенных княжеств. Земли дреговичей, радимичей и кривичей были подчинены в IX – X в.в., древлян – к сер. X в., вятичи дольше всех боролись за свою самостоятельность.
Лишь к н. X в. оформилась территориальная структура государства Киевская Русь.
2.Социально-экономические отношения.
В современной историографии по социально-экономической проблематике обозначились две основные тенденции: первая определяет Киевскую Русь как раннефеодальное государство (Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков), вторая (И.Я. Фроянов) определяет общественный строй Киевской Руси как дофеодальный, с преобладанием свободных земледельческих общин и значительной ролью рабов (челяди – рабов–пленников и холопов – рабов местного происхождения), т.е. речь идёт только о зарождении феодализма. Большинство исследователей Киевскую Русь считают раннефеодальным государством. В данной главе за основу взята эта точка зрения.
В период VI – VIII вв. социально-экономические отношения у восточных славян развиваются в направлении феодализма. В одних районах (Поднепровье, Новгородская земля) процесс феодализации шел интенсивнее, в других – пережитки патриархально-родовых отношений сохранялись дольше.
Под феодализмом (позднелат. feodum) – мы понимаем аграрное (доиндустриальное) общество эпохи средневековья. Для него характерны: формирование земельной собственности и владение землей как главный источник богатства, натуральный характер хозяйства, сословная организация общества, доминирующая роль религии, взаимообусловленность собственности и политической власти.
IX – X в.в. составили в истории восточного славянства раннефеодальный период, в течение которого продолжался генезис феодальных отношений.
В этот период происходили серьезные изменения орудий земледельческого труда и земледелия в целом. Появляется рало с полозом и усовершенствованным наральником, соха с ассиметричным железными сошниками и присошником. Позднее распространяются плуги с железным лемехом, серпы более изогнутой формы, косы-горбуши. Параллельно с двухпольной системой появляется трехпольная система севооборота. Появление новых орудий труда и усовершенствование земледельческой техники способствует тому, что ведение самостоятельного хозяйства становится доступным не только крупным коллективам – семейным общинам, но и каждой малой семье в отдельности. Начинается процесс разрушения традиционного уклада жизни славян.
Общественное разделение труда, развитие ремесла в результате постепенного улучшения техники производства и появления новых орудий ремесленного труда, развитие торговли, - все это привело к росту городов Древней Руси, игравших видную роль в экономико-политической и культурной жизни страны. Город формируется как неотъемлемый элемент средневековой цивилизации. Предыстория средневекового города уходила в деревню, где развивались сельские ремесла. Умельцы-ремесленники, покидавшие деревни, оседали в местах, где было удобно производить и продавать свои изделия. Они основали там свои поселки, окружали их земляным валом и стеной от разбойных налетов. Так складывались укрепленные поселения – города. Многие города возникали в результате слияния нескольких поселений. Город мог играть роль: крепости, торгового, административного или ремесленного центра.
Превращению прежнего поселения в город или возникновению нового городского центра способствовали разнообразные факторы. Это могли быть военно-политические обстоятельства (потребность в крепости, покровительство со стороны князя), социально-экономические факторы (перевалочный пункт, наличие рынка и др.). Большую роль играли и географические мотивы (удобный рельеф, река, пересечение дорог и пр.).
Наибольших размеров достигали города, ставшие торгово-ремесленными и важными административно-политическими центрами. Такими центрами на Руси стали: Ладога, Новгород, Переяславль, Киев, Ростов, Суздаль, Смоленск, Псков. Многие города, основанные князьями, сохраняли их имена: Изяслав, Владимир, Ярославль, Константинов и др. Облик городов отражал особенности их возникновения и развития. Население городов составляли преимущественно ремесленники, поскольку именно ремесло было производственной основой городской жизни. В отличие от западноевропейских городов, города средневековой Руси (за исключением Новгорода и Пскова) находились в зависимости от феодалов, их население также не имело закрепленных законом прав. В IX–X вв. летописи свидетельствуют о существовании 25 городов.
Возникает и развивается основа феодального общества–феодальная собственность на землю. Она складывается на протяжении IX–XII вв. Князья либо осваивали свободные земли, либо захватывали их у ранее свободных общинников. Господствующей формой феодальной собственности в IX–XI вв. была государственная («черная») земля. На протяжении X–XI вв. складывалось также крупное по размерам княжеское, боярское и церковное землевладение. Появившаяся во второй пол. XI в. «Правда Ярославичей» (составная часть «Русской Правды») свидетельствует о развитой земельной собственности. Складывается дружинное (боярское) землевладение. Оно возникало тремя основными путями: через княжеское пожалование дружиннику права на «кормление» с определенной территории с последующим превращением этой территории в наследственную, через пожалование земель, находящихся в государственной собственности, через пожалование из собственно княжеских земель. При этом дружинники оставались служилыми людьми князя. С появлением вотчины постепенно бояре-вотчинники превращаются в вассалов князя, перестав быть знатью дружинной. Наряду с феодальным землевладением в этот период времени сохраняется общинное землевладение и собственность крестьян-общинников.
Экономическую основу существования зарождающегося феодального слоя на первых порах составляла дань, собираемая во время полюдья, постепенно вместо прямой передачи части собранной дани главную роль стали играть доходы с пожалованных земель, на которых работали зависимые крестьяне. Внеэкономические формы эксплуатации (дань, полюдье) уступают место экономическим, основанным на праве собственности.
В период складывания феодального общества в Киевской Руси происходит зарождение сословий. Сословные группы на этом этапе (IX–X вв.) отличались многочисленностью, пестротой и неустойчивостью, более зрелый характер сословия приобретают к XI в. Сословие феодалов формировалось постепенно. В него входили князья, бояре, дружина, местная знать. С принятием христианства привилегированным сословием стало духовенство. Для обозначения сельского населения древнерусские источники используют термины: «люди», «сябры», «смерды» и др. Несмотря на то, что в Киевской Руси сохранялась масса лично свободных крестьян («люди»), складываются различные группы несвободного населения. Среди них основные категории рабов: 1) холопы, утратившие свою независимость в результате продажи, долговых обязательств; 2) челядь, ставшая рабами в результате пленения. К зависимому населению относились: 1) закупы – разорившиеся или обедневшие крестьяне, бравшие в долг «купу» - часть урожая, скота, деньги, 2) рядовичи – люди, заключившие ряд (договор). Особо выделяются смерды – вероятно, полусвободные данники. Городское население состояло из ремесленников, мелких торговцев, купечества.
В период Киевской Руси феодальные отношения развиваются наряду с рабовладением и патриархальным укладом.
Феодальное общество было достаточно статичным, не склонным к резкой эволюции. Государство, развиваясь, стремилось к консервации отношений между сословиями.
3.Политическая система.
3.1. Формирование государства.
а) Причины и предпосылки возникновения Древнерусского государства.
В изложении истории IX–X вв. многое спорно и легендарно, а точные даты, к которым приурочены те или иные события, по-видимому, представлены летописцем на основании каких-то, возможно, не всегда точных выкладок и расчетов. Поэтому в исторической науке нет единой концепции о социальной, хозяйственной организации восточных славян, факторах создания древнерусского государства и начальном этапе его формирования.
Момент возникновения древнерусского государства нельзя датировать с достаточной точностью и определенностью. Очевидно, что имело место постепенное перерастание политических образований в феодальное государство восточных славян – Киевскую Русь. В литературе это событие датируется по разному, однако большинство авторов сходится на том, что возникновение государства следует относить к IX в. (882 г.).
Вопрос об определении, что есть государство, в науке дискуссионен. Представляется, что при всей дискуссионности под государством следует понимать систему органов и права, распространяющуюся на определенную территорию. Образование государства – закономерный этап в развитии общества.
Создание древнерусского государства было результатом процессов, происходивших внутри славянского общества. Процесс этот был сложным, многоплановым, длительным по времени. Государство у восточных славян возникает в тот момент, когда усложнение социально-экономической, духовной жизни и противоречий внутри славянского общества, требует регулирования личностных, межличностных, групповых и социальных связей.
На процесс возникновения государства влияло множество факторов. Внешние и внутренние факторы создания государственности были неотделимы друг от друга; соединились разнородные элементы, происходило их взаимопроникновение и взаимовлияние, взаимообусловленность. Следует говорить о группах факторов, воздействующих на экономические, политические, социальные и духовные процессы внутри славянского общества и находящиеся в сложном взаимодействии друг с другом.
Внутренние предпосылки возникновения государства у славян:
1. Переход к пашенному земледелию, отделение ремесла от земледелия, развитие ремесла и торговли;
2. Наличие элементов государственности, потребности родоплеменной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвате новых земель;
3. Смена родовой общины на соседскую, возникновение социального неравенства, необходимость регулирования внутренних социальных отношений;
4. Складывание древнерусской народности;
5. Религия, обычаи, традиции.
Внешние предпосылки:
1. Угроза нападения врагов;
2. Покорение соседних славянских и неславянских племён;
3. Военные походы русских князей;
4. Приглашение варягов как основателей правящей династии.
б).Этапы начала древнерусской государственности
Главными центрами Древней Руси, определившими ось не только политической карты, но и политической жизни государства Киевская Русь стали Киев и Новгород. Удобно расположенные на торговом пути «из варяг в греки», они объединили две группы восточнославянских племен – северную и южную. В первую вошли славяне, кривичи и ряд неславянских племен. Во вторую – поляне, северяне, вятичи. Объединение земель под властью Киева определило начало русской государственности. Этим событиям посвящен рассказ летописца.
В 862 г., как утверждает «Повесть временных лет», варяжский конунг Рюрик появился под Новгородом и стал там княжить (до 879 г.).
В 882 г. Олег (в то время новгородский князь) решил овладеть Киевом и двинулся с дружиной в поход. По пути он взял Смоленск (ключ-город) и Любеч, посадив там своих наместников. Не решившись на прямой штурм хорошо укрепленного Киева, Олег овладел им хитростью. Выдав себя за купца, направляющегося в Царьград, Олег пригласил Аскольда и Дира на встречу. Когда те пришли, дружинники Олега, спрятавшиеся в ладьях, выскочили и убили киевских князей. Олег стал княжить в Киеве.
Объединение северных (Новгород) и южных (Киев) земель под властью одного князя стало поворотным в судьбах восточных славян. Слиянием Киева и Новгорода в 882 году завершается образование Древнерусского государства.
Столицей стал Киев. Это произошло потому, что Киев был древнейшим центром восточнославянской культуры с глубокими историческими традициями и связями. Расположенный на пограничье леса и степи, с мягким ровным климатом, черноземной почвой, дремучими лесами, прекрасными пастбищами и залежами железной руды, многоводными реками – основными средствами сообщения тех времен, Киев стал ядром восточнославянского мира. Киев был одинаково близок к Византии, к Востоку и к Западу, что способствовало развитию торговых, политических и культурных связей. Принятие христианства упрочило международное положение Руси; завязывались связи между киевским княжеским домом и зарубежными династиями, что отражало также рост политического могущества Руси. Киев стал крупнейшим ремесленным, торговым, культурным, религиозным центром, «матерью городов русских».
в) Политическая организация. Государственный строй
Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял киевский великий князь. Князь был военным предводителем, законодателем, судьей. В его руках была сосредоточена и исполнительная власть, великий князь киевский был главой администрации.
В своей деятельности великий князь опирался на дружину и совет. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).
Основу военной организации Киевской Руси составляла великокняжеская дружина – отряд конных воинов во главе с князем, по численности сравнительно небольшой (200-400 человек). Контингент дружины формировался из представителей родоплеменной знати и незнатных людей, отличавшейся воинской доблестью. Средствами содержания дружины были первоначально добровольные пожертвования, а затем – военная добыча. Дружинники были не только воинами, но и советниками князя, могли воздействовать на принятие князем решений.
В IX-X вв. в состав дружины включаются лица из других слоев общества, и из дружинников начинает складываться новый аппарат власти. Появляются должности посадников – княжеских управителей городов и мечников – княжеских судебных чиновников. В это время уже отчетливо прослеживается деление дружины на две основные части. Её верхушка на юге Руси именовалась «боярами», а на севере – «огнищанами», низший же слой на юге назывался «отроками», а на севере – «гридями». Это деление было показателем социального статуса, а не возраста.
Институт дружины представлял собой общеисторическое явление, означавшее появление особого социального слоя военно-служилой знати, отличной от родоплеменной. Институт дружины играл ведущую роль в формировании на Руси господствующего класса феодального общества и оказал решающее влияние на складывание системы феодальной собственности.
Так как в начальный период Киевской Руси весьма острой была проблема обороны границ государства, в случае необходимости созывалось ополчение.
В своей деятельности князья опирались на княжеский совет (думу), куда входили наиболее значительные и приближенные к князю фигуры. Состав совета не был постоянным: в него могли входить местные князья, старшины городов, видные дружинники. Не было у этого органа и устойчивых форм, в дальнейшем из него сформировалась боярская дума.
Формируется аппарат управления, ведавший сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов. В этом аппарате обязанности чиновников исполняли: вирники (сборщики штрафов), тиуны (управляющие княжеским домом), подъездные (сборщики налогов), мытники (сборщики торговой пошлины), тысяцкие (возглавлявшие во время военных действий народное ополчение). Также летописи упоминают ловчих, печатников, стольников, старост – названия их в целом отражают выполняемые ими функции.
В Киевской Руси не было специальных судебных органов. Судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу – великого князя.
Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством и заявила о себе не только как о крупном собственнике, но и как сила, способствовавшая укреплению отечественной государственности.
Складываются элементы административно-территориального устройства: погосты, становища, волости.
Погост – центр административно – податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем.
Становища - название военного лагеря, обычно он разбивался на возвышенном месте и укреплялся повозками (колымагами), тыном (забором), реже рвом и земляным валом.
Волость - административно-территориальная единица; полусамо–стоятельное владение (удел); сельская территория, подчиненная городу.
3.2.Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей.
Постепенное становление Руси как государственного образования, решение задач формирования государственной территории, усложнение его устройства, - все это способствовало формированию и определению функций княжеской власти.
Важнейшее значение имели военно-дипломатические функции, в X веке они не были разделены. Большую роль играла функция регулирования социально-политической деятельности, направленная на достижение социальной стабильности. Уже при Владимире I (конец X в.) обнаруживается стремление государства гасить конфликты мирными средствами. Практиковалась выдача денежных средств нуждающимся, бесплатные «столы», помощь сиротам и вдовам. Широко применялась государственная «милостыня»: со времени Владимира I источники особенно подчеркивали важность судебной функции князя. Его личный суд на «Красном крыльце», доступный населению, был высшей справедливостью. Законодательная функция князей в X веке была достаточно развита. Прошли первые административные и правовые реформы.
Рюрик (862?–879) – считается основателем древнерусской княжеской династии. Лицо полулегендарное, о нем известно очень мало. Летописец указывает, что Рюрик стал править в Новгороде.
Олег Вещий (879-912) – исторически достоверный князь, хотя даты его княжения достаточно условны, т.к. являются результатом выкладок летописцев XI-XII вв. Олег начал объединение племен, живших на торговых путях. В 882 г. Олег прошел путь «из варяг в греки», объединил два славянских центра – Новгород и Киев. В 883 г. он покорил племя древлян, в 884 г. – северян, в 885 г. – радимичей и положил конец их зависимости от хазар. Постепенно племена вдоль пути «из варяг в греки» оказались под властью киевских князей.
Решая задачи внешнеполитические, князь Олег пытался заставить Византию соблюдать интересы Киевской Руси. О причинах первого победоносного похода во главе с князем Олегом Вещим в 907 году русские летописи ничего не сообщают. Историки полагают, что он был спровоцирован византийской стороной, которая резко сократила льготы русским купцам и чинила всякие препятствия, также отказалась платить дань Руси. Князь Олег, к нач. X в. завершивший объединение восточнославянских племен и встретивший отказ Византии в восстановлении договора 860 года мирным путем, использовал военные средства.
В походе участвовали дружины всех подвластных ему племен, что увеличивало силы русского войска и способствовало единению. Летопись сообщает, что русская флотилия насчитывала 2000 ладей. Если принять, что в каждой ладье плыло 40 воинов, то только морское войско составило 80 тыс. воинов. А ведь в походе участвовало еще и с
Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 489;