Учение как деятельность


Итак, учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и деятель­ности-. Учение — специфически человеческая деятель­ность, причем оно возможно лишь на той ступени раз­вития психики человека, когда он способен регулиро­вать свои действия сознательной целью.

Что же представляет собой деятельность учения? Один из возможных ответов достаточно прост. Любая деятельность — это совокупность некоторых физических действий, практических или речевых. Следовательно, и учение совершается путем выполнения человеком раз­личных действий, движений, письма, речи и т. д. Но жизненные наблюдения и специальные опыты свиде­тельствуют, что чисто внешняя, точнее, двигательная активность вовсе не обязательное условие научения. В одних случаях она, по-видимому, играет важную роль (например, для усвоения двигательных навыков письма, речи, плавания, рисования, управления маши­ной), в других — не имеет особого значения (например, для запоминания слов или текста, решения математи­ческих задач, узнавания и различения предметов).

Если учение — это деятельность, то может ли оно осуществляться без внешних и видимых форм? Иссле­дования показали, что кроме практической деятельности человек способен осуществлять еще особую гностичес­кую (от греческого «гносис» — знание) деятельность. Цель ее — познание окружающего мира. Гностическая деятельность, как и практическая, может быть предмет­ной и внешней (например, сборка и разборка, взвеши­вание, измерение, взаимное перемещение предметов для изучения их свойств). Это может быть также перцеп­тивная (рассматривание, слушание, наблюдение) или же символическая (изображение, обозначение, вы­сказывание) деятельность.

В отличие от практической гностическая деятель­ность может быть еще и внутренней или, по крайней мере, ненаблюдаемой. Так, восприятие часто осуществ-

ляется с помощью внешне не наблюдаемых перцептив­ных действий, обеспечивающих формирование образа предметов. Процессы запоминания реализуются путем специальных мнемических действий (мысленная органи­зация материала, выделение в нем смысловых ориенти­ров и связей, мысленная, схематизация и повторение и др.). Специальные исследования обнаружили, что на­иболее развитые формы мышления осуществляются по­средством особых умственных действий, выполняемых человеком «про себя» (Действия анализа и синтеза, отождествления и различения, абстрагирования и обоб­щения) .

Работы многих психологов (Л. С. Выготского [38, 39], А. Н. Леонтьева [75, 76], П. Я. Гальперина [42, 43], Ж. Пиаже [109] и др.) показали, что внутренняя деятельность возникает из внешней в процессе интерио­ризации, благодаря которой предметные действия отра­жаются в сознании и мышлении человека. Например, предметное действие разделения, разборки, разъедине­ния вещи при решении соответствующих задач заме­щается действием «в уме» (расчленением вещи на ос­нове ее образа или понятия о ней). Предметное дейст­вие превратилось в процессе интериоризации в действие мысленного анализа. Системы таких мысленных (умст­венных) действий, развертывающихся в идеальном пла­не, и есть внутренняя деятельность. Установлено, что основным средством интериоризации является слово. Оно позволяет человеку как бы «оторвать» действие от самого предмета и превратить его в действие с образа­ми и понятием о предмете.

Внешняя гностическая деятельность, по-видимому, обязательна для учения, когда в сознании человека еще не сформированы образы, понятия о предмете и соот­ветствующие им действия. Если же образы, понятия и действия, необходимые для усвоения новых знаний или умений, у обучающихся уже имеются, то для научения достаточно внутренней гностической деятельности.

Решая вопрос о характере учебной деятельности, на­до прежде всего проанализировать, каких знаний и умений требует усвоение нового материала. Если обу­чаемый не владеет еще определенными образами, поня­тиями и действиями, то учение надо начинать с пред­метной гностической деятельности, своими руками он должен осуществлять соответствующие действия, затем,

выделяя и закрепляя их с помощью слов, он постепенно переводит их выполнение в идеальный (внутренний) план. Если же обучаемый уже владеет арсеналом ис­ходных понятий и действий, то он может начинать уче­ние прямо с внутренней гностической деятельности. В этом случае ему можно преподносить соответствую­щие слова, поскольку он уже знает, что они означают и какие действия с ними необходимы. На этом основано традиционное обучение методом сообщения и показа. Ему соответствуют такие способы обучения, как слуша­ние, чтение, наблюдение.



Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 295;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.