Понятие об обучении
Обычно обучение характеризуют так: это передача человеку определенных знаний, умений и навыков. На первый взгляд здесь указана ситуация любого обучения. Действительно, до обучения у человека нет каких-то знаний, умений или навыков. После обучения они появляются. Откуда они взялись? От педагога, который обладает этими знаниями и навыками и передает их уче-
нику. Этот процесс передачи и есть обучение. Но знания, умения и навыки, как и представления, понятия,— это не физические предметы, которые можно передавать из рук в руки или «перекладывать» из головы в голову, это формы и результаты определенных процессов в психике человека. Значит, они могут возникать в голове человека только в результате его собственной деятельности. Их нельзя просто «получить», они должны получиться в результате психической активности самого учащегося. Если нет его встречной активности, то никаких знаний, умений и навыков у него не появляется. Это хорошо знает по опыту каждый педагог, когда факт отсутствия у учеников встречной психической активности обозначается словами «невнимание», «лень», «неспособность».
Следовательно, отношение «педагог-ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик-приемник». В нем необходимы активность и взаимодействие обоих участников процесса. Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки.
Воздействия обучающего стимулируют активность обучаемого, а достигая при этом определенной, заранее поставленной цели, и управляют этой активностью. Поэтому обучение можно представить и как процесс стимуляции внешней и внутренней активности ученика и управления ею. Обучающий создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Но сам процесс формирования у человека знаний, умений и навыков происходит только в результате его собственной активности.
Какую именно активность учащегося надо создавать и как следует ее направлять? Как должно быть организовано обучение, чтобы дать наибольший эффект? Ответы на эти вопросы зависят от того, как решается основная проблема: какая внутренняя и внешняя активность учащегося отражается в его знаниях, умениях и порождает их?
Научение в ходе деятельности, имеющей иную цель, называют попутным. Его особенности изучены во многих опытах психологов. Так, в одном из экспериментов
учащимся предложили группировать карточки с изображениями предметов. На каждой карточке была написана цифра. В одном варианте опыта карточки надо было раскладывать по сходству изображенных предметов, в другом — так, чтобы имеющиеся на карточках цифры образовали восходящий ряд. Запомнить что-нибудь не требовалось. По завершении задания испытуемых неожиданно просили воспроизвести на память названия всех предметов и все цифры, которые были на карточках. Результаты оказались следующими: в первом случае хорошо запомнились картинки и плохо цифры, во втором — цифры воспроизводились хорошо, а названия предметов припоминались плохо. Результаты этих и подобных им опытов показывают следующее: 1) научение (в данном случае запоминание) происходит и тогда, когда перед обучающимися нет специальной задачи научиться (запомнить что-то); 2) заучивается (запоминается) лучше то, что связано с активной деятельностью человека, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.
Из этого вытекают важные выводы для практики обучения. Например, можно учить систематике растений, заставляя запоминать соответствующие признаки и затем иллюстрировать их на примерах отдельных видов растений. Это трудный путь.
А можно дать учащимся справочник, различные растения и предложить, используя справочник, определить семейства и отряды, к которым относится каждое из растений. В этом случае учащиеся, получат соответствующие знания в процессе деятельности без специального заучивания.
Исходя из подобных опытов и наблюдений, некоторые психологи и педагоги выдвинули идею, что попутное, непреднамеренное научение — лучшая форма обу- чения. При этом подчеркивается его «естественность». Человек, считают сторонники этой идеи, имеет дело не с искусственно препарированными и дозированными сведениями, а с реальной жизнью и вещами. При этом мотивация научения порождается намерениями самого обучающегося, а не извне поставленными целями. В результате обучающийся сам активно осуществляет отбор и закрепление необходимых сведений. С этим связаны высокая готовность учащегося к научению, большая
его учебная активность, высокие устойчивые учебные результаты.
Влияние подобной точки зрения на педагогику проявилось в разнообразных теориях «свободного восприятия» (Жан-Жак Руссо, Л. Н. Толстой, К. Н. Вент-цель, Эллен Кей).
В последние годы применительно как к среднему, так и к высшему образованию развивается продолжающая традиции свободного воспитания концепция incidental education (попутного обучения), предложенная И. Илличем, П. Гудменом, П. Ферейра и другими, в соответствии с которой как средняя, так и высшая школа якобы утрачивают свое значение в современном мире. Этот левацкий радикализм в педагогике вызывает обоснованную критику. Общее для ультрарадикалов то, что они отменяют учение как самостоятельную и особую деятельность и заменяют его усвоением как побочным продуктом других видов деятельности. Но всему ли можно научиться таким способом, причем за те сроки, которые общество отводит человеку для подготовки к жизни и труду? В поисках ответа на этот вопрос психологи провели многочисленные исследования и пришли к следующим выводам: 1) попутное и непреднамеренное научение в большинстве случаев менее эффективно, чем преднамеренное и специально организованное; 2) непреднамеренное научение, происходящее только через самостоятельную деятельность учащихся, требует значительного времени (учащийся должен сам выявить, осмыслить и собрать нужные ему сведения); 3) при таком научении человек выделяет и усваивает главным образом лишь то, что непосредственно связано с его потребностями, интересами, текущими задачами, игнорируя остальное.
Последнее обстоятельство является главным при оценке эффективности указанных теорий. То, чему естественно научается человек, определяется индивидуальными особенностями его личности, его непосредственными интересами и нуждами. Поэтому результаты такого научения отрывочны и бессистемны. Они представляют лишь разрозненные сведения, умения и навыки. Ясно, что на основе одного попутного научения путем «естественной» активности человека привить ему систему понятий просто невозможно. Для этого требуется особая деятельность, основной целью которой яв-
ляется само научение. Такую специфическую деятельность человека, имеющую своей прямой целью научение, называют учением.
Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 326;