Определение целей пользователей программных продуктов


 

Создание программных продуктов требует исследований пользовательской аудитории: результаты исследования пользователей преобразуются в набор требований к продукту, а затем реализуются в инфраструктуре интерфейса. Такой процесс разработки гарантирует, что проектирование происходит исходя из задач конечных пользователей.

Эффективным методом сбора качественных данных о пожеланиях пользователей является сочетание интервьюрования и наблюдения. Это дает проектировщику возможность задавать пользователю уточняющие вопросы и получать пояснения к тем ситуациям и действиям, которые он наблюдает.

Американские разработчики Хью Бейер и Карен Хольцблат создали технику исследования пользовательской аудитории, получившую название контекстного исследования (Contextual Inquiry). Техника контекстного исследования базируется на ремесленнической (мастер и ученик) модели обучения: необходимо наблюдать за пользователем и задавать ему вопросы так, как если бы он был высококлассным мастером, а задающий вопросы – его новым учеником. Далее перечислены четыре базовых принципа организации интервью.

1. Контекст. Следует взаимодействовать с пользователями и наблюдать за ними в естественной рабочей среде. Наблюдение за пользователями, когда они заняты своей деятельностью, и расспросы, происходящие в привычном для них окружении, помогают выявить самые важные особенности их поведения.

2. Сотрудничество. Интервью и наблюдение должны иметь характер совместного с пользователем исследования, в котором наблюдение деятельности сочетается с обсуждением ее особенностей.

3. Интерпретация. Работа проектировщика в большой степени сводится к выявлению того, что стоит за словами и поведением пользователей.

4. Направленность. Проектировщик должен направлять ход интервью в поисках данных, имеющих отношение к вопросам проектирования.

Алан Купер пересмотрел методику Бейера и Хольцблата с точки зрения оптимизации затрат временных и человеческих ресурсов и предложил следующие пути улучшения методики контекстных исследований.

1. Сокращение продолжительности интервью. Купер выяснил, что для сбора необходимых данных достаточно часовой беседы при условии, что запланировано достаточное количество интервью.

2. Использование компактной команды проектировщиков. Контекстное исследование подразумевает наличие большой команды проектировщиков, проводящей параллельно сразу несколько интервью, за которыми следует специальное совещание (дебрифинг) с участием всей команды. Причем более эффективно проводить сессии интервью последовательно с участием одних и тех же проектировщиков. Тем самым размер команды остается небольшим (два или три человека), вся команда получает возможность напрямую взаимодействовать с каждым из интервьюируемых пользователей, что позволяет максимально эффективно анализировать и синтезировать собранные данные.

3. Определение целей в самом начале. Контекстное исследование рассчитано на процесс проектирования, принципиально ориентированный на задачи. При проведении интервью Купер предлагает прежде всего выявлять цели пользователей и назначать им приоритеты, а только затем приступать к выяснению того, какие задачи соответствуют этим целям.

Для фиксации того, что говорят и делают пользователи, многие юзабилити-специалисты применяют технические средства, такие как аудио- и видеозапись. Использование указанных технических средств не влияет на искренность обмена информацией, а также позволяет убедить заинтересованных лиц в реальности спорных или неожиданных результатов исследований.

 

Практическое задание:

1. Выбрать задачу для исследования из следующих вариантов.

- Разработать сайт пиццерии.

- Разработать сайт по продаже билетов в кинотеатры.

- Разработать сайт по продаже косметики.

- Разработать сайт по продаже авиабилетов.

- Разработать сайт по организации праздников.

- Разработать сайт приюта для домашних животных.

- Разработать мобильное приложение по поиску попутчиков для путешествий.

- Разработать мобильное приложение для прокладки маршрутов по городу с использованием общественного транспорта.

- Разработать мобильное приложение для отслеживания активности домащних животных во время отсутствия хозяина дома.

- Предложить свой вариант.

2. Выбрать трех человек для наблюдений.

3. Использовать фотоаппарат, чтобы задокументировать действия наблюдаемых.

4. Провести интервью (продолжительностью 10-15 минут) каждого участника исследований по поводу задачи, за решением которой вы наблюдали.

5. По результатам наблюдений выявить минимум 15 конкретных пользовательских потребностей.

6. Проанализировать сформулированные пользовательские потребности и выявить среди них базовые для решения исследуемой задачи и направленные на совершенствование пользовательского интерфейса для того, чтобы лучше справляться с задачей, за которой вы наблюдали.

 

Содержание отчета:

1. Цель работы.

2. Задача для исследования.

3. Результаты наблюдений и интервьюирования трех человек, сопровождающиеся фотографиями.

4. Выявление 15 и более пользовательских потребностей.

5. Выводы по работе.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие способы используются для выявления пользовательских потребностей?

2. Назовите основные принципы контекстного исследования.

3. Поясните, каким образом технические средства (аудио- и видеозапись) помогают при наблюдении за пользователями.

 

Литература:

Купер А., Рейман Р., Кронин Д. Алан Купер об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия. – Пер. с англ. – СПб.: Символ-Плюс, 2009. – 688 с., ил.

 



Дата добавления: 2019-09-30; просмотров: 454;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.