Уровни функционирования музыкально-ритмической системы


-- Длительности и микродлительности

-- Метр

-- Ритм

-- Темп

 

Музыкальность

Музыкальность- это эмоциональная отзывчивость на музыку, особая восприимчивость человека к звучащей музыке, повышенная впечатлительность от неё, а также способность к выразительному исполнению музыки.

А. Готсдинер анализирует подходы различных исследователей к природе музыкальности (Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М., 1993, стр. 26-27):

"Можно выделить следующие концепции истолкования музыкальности: она является единым и целостным свойством. Такой точки зрения придерживались Г.Ревеш и С.Надель. Противоположная концепция принадлежит Ю.Майнуорингу, К.Лампу и Н.Кею, Г.Кенигу, кото-рые считали, что музыкальность состоит из совокупности различных музы-кальных способностей. Другие авторы указывали на одну способность, лежа-щую в основе музыкальности; А.Фейст сводил ее к чувству интервалов, К.Штумпф и М.Майер - к способности анализировать созвучия. К.Сишор (...) сводил ее к большому числу не связанных между собой музыкаль-ных способностей разной сложности и происхождения (...)

Защищая свою концепцию о единой и неделимой музыкальности, Ревеш утверждал, что она является врожденным, первичным и фундаментальным свойством человека. Она или есть или ее нет, поэтому музыкальность нельзя воспитать, ее можно только развивать. (...) Причем в понятие музыкальности Ревеш включил такие признаки, как способность переноситься в настроение музыки и эстетически наслаждаться ею, затем в одном ряду с ними ставятся глубокое понимание музыкальных форм и тонко развитое чувство стиля (...)

Противоположной точки зрения о природе музыкальности придерживались. А.Маркс и С.Надель, которые утверждали, что музыкальность свойственна всем людям. Тем самым они отрицали роль врожденных факторов (...) Американские психологи Эндрьюс и Копп, отмечая врожденность музыкальных способностей, подчерки-вали роль обучения в определенном возрасте для их развития (...)

Ревеш и Сишор игнорировали роль обучения и воспитания и сводили музыкальность к врожденным свойствам. А.Маркс и С.Надель выделяли зна-чение обучения и воспитания, зачеркивая при этом роль врожденных индиви-дуальных различий, обусловливающих формирование способностей".

В работе "Психология музыкальных способностей" Теплов убедительно показал, что музы-кальность человека, "зависит от его врожденных инди-видуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения". Наиболее отчетливо можно обнаружить музыкальность по критерию выразительности исполнения.

 

Признаки музыкальности у детей:

-- Впечатлительность (ребёнок "застывает", прислушиваясь к музыке или, наоборот, начинает двигаться под музыку)

-- Потребность в музыкальных переживаниях (подходит к музыкальным инструментам, просит взрослых сыграть что-нибудь или сам пробует играть, поёт, пробует включить аудиозаписи и т.п.)

-- Избирательное отношение к музыке (можно чётко определить, какая музыка ребёнку нравится, какая - нет)

 

Проблема эмоционального "выгорания" и притупления музыкальности

В процессе профессионального становления музыканта существует несколько периодов, когда музыкальность как бы "притупляется":

-- Исполнение теряет выразительность

-- Пропадает потребность в музыкальной деятельности

-- Человек перестаёт реагировать на музыку

Одна из причин - эмоциональное "выгорание", связанное с избыточной профессиональной активностью, замешанной на конкуренции, эмоциональными перегрузками или разочарованиями. "Выгорание" свойственно не только музыкантам. Замечено, что симптомы "выгорания", как правило, появляются на 7-10 год профессиональной карьеры человека. Однако если у обычного профессионала данные симптомы возникают около 30-летнего возраста (когда человек уже полностью сформирован), то у музыкантов они могут появиться в 12-14 лет и протекают намного тяжелее! Этим объясняются массовые случаи, когда способные (и даже талантливые) подростки бросают музыкальную школу, отказываясь заниматься музыкой.

Второй этап "выгорания" - снова примерно через 7-10 лет. Он приходится на второй-третий курсы консерватории, когда многие студенты испытывают разочарования в своей профессии.

 

Музыкальная память

 

Память - это форма психического отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта.

Наша память представляет собой образование, которая функционирует благодаря взаимодействию пяти основных процессов:

-- запоминание,

-- сохранение,

-- воспроизведение (припоминание и узнавание),

-- забывание,

-- восстановление.

Различают непроизвольное и произвольное функционирование процессов памяти.

 

Выделяют четыре вида памяти в соответствии с типом запоминаемого материала:

1) двигательная память, т. е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (водить машину, плести косу, завязывать галстук и т. п.). Техника музыканта основана на двигательной памяти;

2) образная память, под ней подразумевается возможность сохранять и в дальнейшем использовать

данные нашего восприятия. Она бывает (в зависимости от принимающего анализатора) слуховой, зрительной, осязательной, обонятельной и вкусовой. У музыканта задействованы первые три разновидности;

3) эмоциональная память запечатлевает пережитые нами чувства, особенности эмоциональных состояний и аффектов. В деятельности музыканта она тесно связана с музыкальностью;

4) вид памяти, присущий только человеку, - память вербальная (словесно-логическая, семантическая). С ее помощью осуществляется большинство мыслительных действий и операций (счет, чтение и т. д.). Многие музыканты отмечают, что тщательный анализ музыкального произведения способствует прочности и надёжности его запоминания.

 

Выделяют несколько уровней памяти, различающихся по длительности хранения информации:

* сенсорный (непосредственный) тип памяти ("ультракратковременная память", "сенсорный след") - данные сохраняются в течение 0,1-1,5 с. В этот момент мы помним абсолютно всё, что увидели или услышали. Поэтому если бы музыкальный диктант диктовался отдельно по каждому такту, то большинство учащихся записали бы его с первого раза (длительность такта - меньше секунды);

* кратковременная память - необходимое для решения сиюминутных проблем время. Держится эйдетический (целостный) образ. Этот вид памяти позволяет нам связывать звуки в мелодию;

* оперативная память - выполнение определенной деятельности. Действует до завершения какой-либо задачи. Этот вид памяти позволяет нам связывать воедино части сонатно-симфонического цикла при его первом прослушивании, слушать оперный спектакль

* долговременная память - емкость и длительность хранения информации в долговременной памяти могут быть безграничными;

 

Проблема забывания

Забывание - от нескольких ошибок в припоминании и узнавании до невозможности и припомнить, и узнать.

Забывание бывает устойчивое и временное. Наибольшую проблему для музыканта-исполнителя доставляет временное забывание, которое зачастую сопровождает сценические стрессы.

 



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 349;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.