Чувство музыкального ритма
Ритм - регулярная повторяемость однородных или различных взаимосвязанных предметов или явлений, создающая впечатление соразмерности и стройности.
Психологическое ощущение ритма порождается акцентом. Акцент - внутренняя активность, связанная с мышечными напряжениями, которая возникает в ответ на чередующиеся равномерные воздействия.
Истоки ритмического чувства коренятся в природе самого человека - в ритмах физиологических процессов (дыхание, сердцебиение и др.), в ритмизованных действиях (ходьба, бег, секс и др.), в ритмах трудовых процессов.
Основные характеристики чувства ритма:
1. Музыкальный ритм - слухо-двигательный процесс. Нельзя подавить моторные реакции без ущерба для ритмического восприятия и переживания. Попробуйте намеренно "зажать" все мышцы вашего тела при прослушивании ритмичной музыки. Что происходит? Вы заметили, что восприятие существенно затруднилось? А теперь примите "безвольную" позу - уберите тонус ваших мышц, "развалитесь" в кресле, "повесьте" руки и голову. Как обстоит дело с ритмическим переживанием теперь? Скорее всего, оно также неполноценно.
2. Ритмическое переживание активно. Слушатель - "соучастник" ритмического процесса. Особенно ярко переживается акцент. В процессе восприятия музыки человек совершает микродвижения в такт звучащей музыке (покачивание головы, движение пальцев, покачивание ногой и т.п.). Чем активнее вовлечён человек в музыкальное переживание, тем лучше у него чувство ритма.
3. Чувство ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Ритм вносит большой вклад в формирование эмоций в музыке.
4. Чувство ритма связано с ощущением времени у человека. Чем лучше у человека чувство времени, чем выше его жизненная организованность, тем легче формируется у него чувство музыкального ритма.
5. Чувство ритма связано с волевым началом в человеке. У "безвольного" человека чаще всего будет "хромой" ритм.
В этом и заключается "секрет" проблемы чувства ритма - во многих случаях проблема эта телесно-волевая. Чувство ритма неизменно страдает при наличии у музыканта телесных блоков и зажимов или при сложностях с волевой саморегуляцией. Именно поэтому проблема чувства ритма многими педагогами-музыкантами относится к категории "неразрешимых". Действительно, обычными музыкально-педагогическими методиками эту проблему не решить (в этом смысле со слухом работать проще). Приходится работать с самим человеком - прежде всего с его телом и волей. Пределы развития чувства ритма, а также вокальной или инструментальной исполнительской техники (двигательные способности) могут существенно расшириться при снятии характерологического "мышечного панциря" (термин В.Райха), т.е. проработке личностных характерологических проблем, проецирующихся на телесные структуры и функции.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 297;