ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ НАЧАЛА XXI


 

В начале XXI в. характерной Чертой садово-паркового искусства становится отказ от привычного взгляда на окружающий мир, чему активно способствует использование компьютерных технологий.

Мировой экономический кризис также повлиял на развитие ландшафтного дизайна: ландшафтные архитекторы и их заказчики стремятся сокра­тить затраты на создание садово-паркового ансамбля и максимально увели­чить творческую составляющую проекта.

Кроме того, как никогда актуальны экологические проблемы и связан­ное с ними формирование нового – экологического – сознания общества, желание и стремление жить в гармонии с природой.

Таким образом, промышленные отходы, подсобные материалы и обычный мусор становятся новыми элементами ландшафтного дизайна.

Получают распространение сады-«кризис », «трэш»-сады и стампери-сады (когда из корневищ-пней формируются различные экспозиции) – неболь­шие, но достаточно содержательные и обладающие необходимым эстетиче­ским потенциалом.

В молодежной среде преобладает интерес к современному искусству, это находит свое отражение в создании так называемых молодежных садов. По-прежнему актуальны идеи эскапизма, которые становятся отправной точкой при создании садов-«фэнтези».

Социальная направленность садово-паркового искусства выражается в увеличении количества специальных парков для выгула домашних живот­ных, мемориальных комплексов и пешеходных зон.

Зарубежный и отечественный опыт создания городских парков и садов указывает на развитие новых тенденций. Они связаны с осознанием огромной экономической роли озелененных пространств для отдыха, а также с появлением новейших технических средств формирования парковых ландшафтов. Появляются все новые и новые разновидности объектов садово-паркового искусства, отражающие растущие культурные запросы населения, интересы различных социальных групп, вкусы и предпочтения людей. Продолжается поиск оригинальных средств художественной выразительности объектов ландшафтного зодчества.

В настоящее время уделяется все больше внимания научной обоснованности проектировании и дизайна ландшафтно-экологических аспектов формирования парков.

Можно выделить ряд основных тенденций развития садово-паркового искусства конца XX - начала XXI в.:

1. Дополнение природного ландшафта искусственными элементами. Строятся парки на рекультивируемых территориях (карьерах, оврагах и т.п.), вводятся искусственное формирование рельефа – геопластика.

2. Создание транспортных и инженерных коммуникаций в природе и в городской среде. Создаются всевозможные развязки дорог, мосты, каналы и т.п.

3. Разработка озелененных территорий специального назначения (создание выставочных, спортивных, мемориальных комплексов, аквапарков и т.п.). Появляются сады и парки однофункциональные – тематические.

4. Введение в практику садово-паркового искусства искусственных пространств, размещаемых на крышах различных сооружений или в интерьерах, натуроцентризм. В городах в связи с дефицитом площадей под озеленения устраиваются сады на крышах.

5. Экологизация садово-паркового искусства (идея сохранения естественности паркового ландшафта). В городах, с их урбанизированной средой обитания, появляются уголки «естественной природы»

6. «Экономия» лан. дшафта, – стремление максимально освободить ландшафт от застройки, размещая необходимые сооружения под землей.

7. Создание мини-парков. Такие парки, а точнее сады, применяются в крупных архитектурных комплексах, рассматриваются как выражение неразрывности человеческой культуры и природы.

8. Расширение стилевых направлений (авангардизма, инновационности и пр.). Идут интенсивные поиски архитектурно-художественной выразительности вновь создаваемых парковых ландшафтов.

9. Использование традиционных и новых материалов: бетона, цветного стекла, текстиля и т.п. В садах или парках создаются интересные композиционные решения из традиционных и новых материалов.

10. Взаимопроникновение восточных, европейских, американских принципов и методов. Сейчас в Европе стали популярными территории в духе японских садов, предназначенных для медитации или созерцания. В моде Фэн-Шуй и сады, устроенные по такому принципу, а на Востоке расширяется применение европейских и американских принципов композиции садов и парков.

11. Создание новых типов объектов садово-паркового искусства (бизнес-парков и садов производственных предприятий - зеленых участков для отдыха служащих и рабочих). Идея бизнес-парка заключается в стремлении превращать весь участок, в «сплошной» ландшафт с парковым или «природным» обликом.

12. Возврат к традициям прошлых эпох - создание благоустроенных внутренних дворов (патио) «зеленых» крыш, применение то грного искусства в садово-паркового искусстве. Широко применяйся озелененные внутренние дворы, оформленные по принципу патио.

13. Развитие теории «аттракциона» то есть «сочетание несочетаемого»; «все наоборот», «эффект рамки»; «эффект отражения»; «расчет на удивление». В садово-парковом искусстве применяют резкие контрастные сопоставления различных материалов, которые провоцируют повышенный интерес к окружающей символике, «анимация» в ландшафте, отражение зеркальных стен зданий и прочие. ___

Основными типами садово-парковых объектов начала XXI в. являются

- экологические сады («трэш»-сады; сады-кантри; стампери-сады; дикие сады wild);

- сады-«кризис»;

- сады-«фэнтези»;

- молодежные сады («кибер»-сады; театральные сады и пр.);

- сады и парки для выгула домашних животных;

- развлекательные парки;

- мемориальные комплексы;

- городские пешеходные системы.

Рассмотрим некоторые характерные примеры садово-парковых объектов начала XXI столетия.

 

«Трэш»-сады

 

Это направление в садово-парковом искусстве появляется в связи с ухуд­шением экологической ситуации и попыткой решить проблемы утилизации мусора путем вторичного использования бытовых отходов. Из пластика, ме­талла, ткани, создаются необычные композиции, которые заключают опре­деленную идею и рождают неоднозначные образы.

Композиция «Сада с обручами» натуралистически передает дух забро­шенного уголка. Дорожка покрыта гравием, заполняющим пространство между полосками стали в основании и старыми ржавыми стальными обруча­ми из свалки металлоконструкций, выступающими в качестве пергол.

«Память об уточках». Автора впе­чатлили разбросанные в пруду исполь­зованные жестяные банки, который он поначалу принял за уточек. Он собрал их, сплющил под прессом, прикрепил им «глазки», придумал характеры и сочинил историю о жестяных шалопа­ях, кокетках, простофилях, весельча­ках и романтиках.

В саду высажены растения – шал­фей, ковыль, тысячелистник, – кото­рые окаймляют тропинку, ведущую к решетке. В композиции за решеткой присутствует ржавая лохань с мутной водой и причудливое дерево с голыми ветвями серебристого цвета – видимо, такова «премудрость особой эстетики „вторчерметного" народца». В бетон­ной стене замурованы битые кирпичи, стекла, какие-то обрезки с «фабрики китайских кроссовок» и опять-таки «уточки» (рис. 5.1). Сюрреалистическая картина имеет сюжет, который дол­жен продолжить зритель.

 

Сады-кантри

 

Сады-кантри имитируют сельскую местность, в них представлены ого родные культуры, заросли различных диких трав. Малые архитектурные формы – как правило, мельницы, огородные чучела, колодцы и прочие атрибуты сельской жизни.

 

 

 


Рисунок 5.1 – Сад «Память об уточках». Фрагменты

Сад «Старая кузница». Кузница является центром этого сада и создает непередаваемую атмосферу старины. В фасадной части сада протекает ма­ленький ручей, удобный для полива сада. Сад разделен на части: сектор ово­щей и фруктов (огород) включает посадки моркови, календулы (ноготков); хижину окружают сладкий горошек и плетистые бобы. Изгородь дома, кото­рая, возможно, существовала столетия назад, оформлена Dianthus plumarius и Tanacetum partenium; по берегам ручья растет лютик луговой; яркие лет­ние ноты вносят Astrantia» гибриды лилии и Linaria purpurea; участок «по­ляны» представлен Monarda didyma, Lavandula angustifolia и Artemisia dracunclus; в секторе лесистой местности высажены дикие тенелюбивые расте­ния – дикая земляника, красный лихнис и др.

Сад «Поле руин» производит впечатление естественной заброшенности. Дорожка начинается сразу от входа и идет между высоких зарослей мискантуса, а также декоративной осоки к небольшому заборчику. За ним – лу­жайка, густо заросшая травой и белой наперстянкой. В композиции присут­ствует большое стилизованное колесо водяной мельницы, которое «намека­ет», что вода недалеко, это прудик с белыми лилиями, окруженный осокой, рогозой и купальницей. Что касается «руин», это дом в колониальном стиле, увитый плющом, с прилегающим участком-плантацией желтобородого ко­реопсиса. Иллюзию «разрушения и хаоса» создают та­кие растения, как астильба, розовый шиповник, фиалка. Ствол «рухнувше­го» дерева окаймлен новозеландской осокой, за ним расположены посадки благородных роз и календулы. По стволам деревьев и ограждениям вьются плетистые розы, а из прямоугольных клумб «выглядывают» пучки злаков, молочая, маков и самосевных трав.

Стампери-сады

Родина стампери-садов – Великобритания. Эти сады созданы на основе композиций из пней и коряг. Сад «Разрешение загадки» напоминает деко­рации для «вечеринки корчевщиков», или корни-пни символизируют хаос в душе современных людей, живущих в урбанизированной среде.

Сады-«Кризис»

 

«Сад милосердия» является одновременно художественной витриной и ландшафтной работой членов одного из центров милосердия, где бездомные люди могут принять участие в различных акциях. Он проникнут идеей наде­жды и преобразования, которую несет образ Феникса (рис.5.2).

Сад должен обеспечить мирный приют для бездомных людей, помочь им расслабиться и поверить в свои силы. Композиция сада включает места для долгих размышлений. Проект имеет черты регулярности: фигурная стриж­ка кустов, четкие контуры; в палитре доминирует зеленый, сопровождае­мый красным, а также цветами мозаики, изображающей Феникса. После показа на выставке сад будет восстановлен рядом с церковью Христа в во­сточной части Лондона. Здесь за ним будут ухаживать члены центра мило­сердия.

 


Рисунок 5.2 – «Сад милосердия». Фрагмент

 

Сады-«Фэнтези»

 

Эти сады предназначены для медитаций, размышлений, погружений в беззаботные детские годы.

«Волшебный сад легенд». По одной из легенд, в разгар лета внутри Ска­листой горы Гластонбери можно увидеть вход в волшебное царство. Именно эта легенда навеяла тему создания окруженного сломанным частоколом сада у подножия холма. На вершине холма в беседке находится яркий светиль­ник, и в темноте свет будет струиться с холма, как водные каскады, вниз по склонам. Холм имеет потайной вход в чудесную страну сказок. Композиция сада пронизана романтикой и тайной, возвращает каждого взрослого в вол­шебный мир детства (рис.5.3).

 

 


Рисунок 5.3 – «Волшебный сад легенд»

 

 

«Возлюбленный Баттерфляй». Классический стилизованный сад расска­зывает историю китайских Ромео и Джульетты. Драматическая история, произошедшая в китайской области Чжэцзяна более 1600 лет назад, остает­ся популярной и в наши дни. Легенда имеет трагический конец, но люди опоэтизировали героев и превратили их в бабочек (рис.5.4). Шесть пей­зажей символизируют шесть этапов истории двух влюбленных. Большинство используемых растений являются характерными для китайского сада: камелии, орхидеи, сосна, бамбук и слива. Деревья отображают в символической форме переход от дружбы главных героев к любви. Бамбук символизи­рует целостность, ива – талию женщины, азалия – плачущую кукушку, каждая слеза которой превращается в цветок (тогда гора становится красной от цветущих весной азалий). Вода – китайский символ мудрости и знаний. Камни – символы гор, дающих милосердие и великодушие.

 


Рисунок 5.4 – Сад «Возлюбленный Баттерфляй»

 

«Сад духов» – водный сад. Не имеющая четкой структуры свободная композиция приглушенных и спокойных тонов находится в гармонии с не­спешным движением воды, сущность которой отображается символически­ми скульптурами водяных духов (рис. 5.5).

 

 


Рисунок 5.5 – «Сад духов»

Молодежные сады

 

К этой группе относятся сады, выполненные студентами для различных проектов.

Сад «Затейливая память» создан для фестиваля садов «Шомон-на-Луа­ре» в 2005 г. и посвящен сыгранным ролям. Одни персонажи скрываются, как бы «растворившись» в листве тисовой ограды, другие появляются, слов­но вырастая из-под земли, а третьи «отражаются» в воде жемчужными каплями дождя. В композициях присутствуют искусственные и природные ма­териалы: каркасы старинных кринолинов, юбки с фижмами, обрывки кру­жев, остатки париков; растения в печальной серебристо-голубой, фиолетовой цветовой гамме – полынь, молочай, лебеда, канареечник, осока, вербейник, аквилегия, ива извилистая, папоротник, гуннера с крупными листьями. Сад навевает легкую грусть и меланхолию.

Объемно-пространственная композиция «Городская тусовка». В этой композиции, созданной А. Вергуновой и В. Дейнекиным под руководством доцента О. Б. Сокольской (СГАУ им. Н. И. Вавилова), с помощью простых символов показаны увлечения городской молодежи, которая проводит ос­новную часть свободного времени за компьютером, на дискотеках, с плее­ром, на «тусовке»... (рис. 5.6).

Планировочная идея основана на кругах, вписанных в квадрат и сдвину­тых к одному из углов. Фоном цветника является рулонный газон. Центром композиции служит четырехгранная призма, символизирующая городскую застройку (новую – высота призмы, старую – одна из сторон, имитирую­щая облупившуюся стену). Еще одна сторона призмы – «паутина» – сим­волизирует Интернет и компьютер, одно из самых основных увлечений мо­лодых людей. На оставшихся двух сторонах – граффити, столь популярные среди тинэйджеров. Призма выполнена из проволоки, обтянутой с трех сторон матовой пленкой, и стоит на круглой площадке из CD дисков, которая обсажена седумом серебристым.

 


Рисунок 5.6 – Садовая миниатюра «Городская тусовка» (макет)

 

Эту композицию отделяет от следующего элемента – наушников коль­цо из белой мраморной крошки. Ободок наушников выполнен из агератума, а сами наушники – из кохии.

В единое целое все детали цветника связывает кольцо с лучами – «Солн­це». Оно символизирует объединение молодого поколения, мир, добро, свет, любовь, дружбу и т. п. Солнечный круг-кольцо создан из желтых бархатцев, его лучи – по краям из металлических баночек (от различных водных на­питков), в центре – полоса из агератума, по обе стороны этой полосы внутри луча – мраморная крошка.

Объемно-пространственная композиция «Все краски жизни» создана О. Полотнягиной под руководством ст. преподавателя А. Л. Калмыковой (СГАУ им. Н. И. Вавилова), представлен жизненный путь человека со «взле­тами», которые символизирует зеленый холм, разнообразными жизненны­ми переменами – цветы, и «ухабами» – разбросанные камни, все это объе­динено радугой. Данная композиция представляла СГАУ им. Н. И. Вавилова на выставке студенческих работ в ВВЦ в 2009 г.

«Кибер»-сады

 

Это новое направление в ландшафтной архитектуре, своеобразная дань эпохе информационных технологий. Различные компьютерные элементы: платы, схемы, детали – могут использоваться, например, в оформлении цвет­ников.

Автор идеи цветника «Кибер-блюмен» – Д. Резвикова (руководитель – доцент О. Б. Сокольская). Композиция цветника основана на схеме материн­ской платы компьютера. Здесь участвуют и цветочные культуры, и инерт­ный материал, и газон, и даже настоящие детали компьютера, прикреплен­ные к металлическим шестам (рис. 5.7).

 

 


Рисунок 5.7 – Садовая миниатюра «Кибер-блюмен» (макет)

 

Итак, перечислим особенности садово-паркового искусства начала XXI в.:

- использование в композициях садово-парковых объектов различных про­изводственные отходов и диких растений;

- организация садов-«кризис» для благотворительных целей;

- формирования различных молодежных садов;

- применение в ландшафтных композициях корневищ и коряг (стампери);

- создание садов- «фэнтези» для медитации и обретения душевного равно­весия;

- преобладание экологического направления в композиционных идеях са­дов и парков;

- использование объектной рекламы для организации пешеходных про­странств;

- применение вертикального озеленения с целью улучшения микроклима­тических условий;

- объединение технологических достижений, ландшафтной архитектуры и современного искусства.

Что может быть популярно в Российских садах? Конечно, традиции русской дворянской усадьбы. В таком саду легко сочетаются лирические берёзки, романтические пруды, цветочные лужайки, цветущие яблони, заросли сирени и жасмина, пьянящие своим чарующим ароматом.

Также в России популярны мотивы. Японские и Китайские сады пользуются популярностью у владельцев небольших участков. Не менее популярны и средиземноморские мотивы итальянского и мавританского сада.

Особое внимание в последние годы уделяется декоративным деталям сада, которые также могут нести функциональную нагрузку, это беседки, скамейки, мостики, скульптуры, вазоны, кашпо, источники воды, корзины с декоративными растениями, кормушки для птиц.

В сады вернулись солнечные часы, Нет, по ним не надо постоянно сверять время, они не для того размещаются в саду. Это ещё один красивый и необычный элемент декора.

Самый последний писк моды – это имитация старого заброшенного сада, воссоздающего картины первозданной природы. Правда, создавать картину запущенности очень дорого, а привносить в сад, наиболее эффективные дикоросы тяжело из-за их присутствия в Красной книге. Но это не останавливает любимчиков в области ландшафтного дизайна. Сегодня современный модный дизайнер должен уметь сочетать геометрии форм цветников и злаки, высокотехнологичные садовые изделия изстекла и стали с садовыми зарослями рогозы, бамбука, а также чертополоха.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Развитие объектов садово-паркового наследия часто насчитывает мно­гие десятилетия, а иногда не одну сотню лет. Так что одни и те же объекты паркостроения в разные периоды своего формирования неоднократно меняли облик и содержание, оказыва­ли разное влияние на другие современные объекты, но при этом всегда оставались некой ступенью в общем эволюционном ходе ландшафтного искусства. В целом, изучение всех многообразий ветвей истории садово-паркового искусства приобретает сейчас особое значе­ние. Стали актуальны задачи сохранения культурного наследия. Многие объекты «зелено­го зодчества», составляющие органическую часть этого наследия, уже исчезли или быстро разрушаются под влиянием ухудшения окружающей среды, неразумного использования объектов садово-паркового искусства в хозяйственных целях, нарастающего техногенного процесса. Поиск наиболее эффективных методов и форм реставрации, реконструкции или консервирования необходим. Изучив и проанализировав особенности природных условий, растительности и иных путей, направлений развития садово-паркового искусства, а также связи его с градостроительством и архитектурой, можно сделать следующие выводы.

1. Сложившееся на сегодняшний день эстетическое мировоззрение должно включать переработанное понимание наследия садово-паркового искусства с учетом принципиаль­ных идейных и практических задач.

2. Образная сущность объектов садово-паркового искусства является результатом ре­шения комплекса специфических проблем природопользования, которые выявляются пу­тем ретроспективного анализа сохранившихся объектов «зеленого» зодчества.

3. Художественное значение объекта садово-паркового искусства в исторический пери­од представляет собой пространственно-архитектурную конкретность. Совокупность их формирует взгляд о «собирательном» образе паркостроения рассматриваемой эпохи.

4. Эволюция «зеленого зодчества» отражает не объективный ход развития всех худо­жественных направлений, а отдельные фазы ее, связанные с общим развитием общества.

5. Современное развитие теории и истории садово-паркового искусства должно выяв­лять закономерности формирования образа, отражающие его роль в становлении художест­венного и экологического мировоззрения в обществе.

6. Концепция параллельного сосуществования различных направлений в садово-пар­ковом искусстве позволяет обнаружить связь между процессом антропогенного освоения ландшафтов и принципами его отражения в художественном образе сада, т. е. приблизить историко-теоретические исследования в области паркостроения к разрешению современ­ных задач рационального формирования среды.

7. Анализ законов формирования образа в садово-парковом искусстве и прогноз их даль­нейшего развития взаимосвязаны. Они позволяют представить эволюцию «зеленого зодче­ства» как непрерывный процесс. Каждое произведение садово-паркового искусства или их группа в этой развивающейся программе получает новое «освещение» в качестве центра, фокусирующего в определенный исторический момент экологическую систему.

8. Садово-парковое искусство мира в различные исторические эпохи развивалось не­обособленно, напротив, оно находилось в русле взаимообогащающих тенденций, чутко реа­гирующих на изменяющиеся запросы времени, менялось в соответствии с общим ходом истории и национальной спецификой.

В целом, изучение всех многообразий ветвей истории садово-паркового искусства при­обретает сейчас особое значение. Стали актуальны задачи сохранения культурного насле­дия. Многие объекты * зеленого зодчества», составляющие органическую часть этого насле­дия, уже исчезли или быстро разрушаются под влиянием ухудшения окружающей среды, неразумного использования объектов садово-паркового искусства в хозяйственных целях, нарастающего техногенного процесса. Поиск наиболее эффективных методов и форм ре­ставрации, реконструкции или консервирования, необходимы.

Практика паркостроения прошлых столетий зарубежных стран и России, а также ма­стерство современных зодчих «зеленого строительства» передовых европейских стран и США сегодня представляет огромный интерес для наших специалистов при определении перспектив развития мест массового и индивидуального отдыха населения.

 


 

Литература

 

Основная

 

1. Гостев В.Ф. Проектирование садов и парков [Текст] : учебник / В.Ф Гостев, Н.Н. Юскевич. – СПб.: Лань, 2012. – 344 с.

2. Неухоженко Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры [Текст] : учеб. пособие / Н.А. Неухоженко. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : Питер, 2011. – 192 с.

3. Сокольская, О.Б. Садово-парковое искусство: формирование и развитие [Текст]: учеб. пособие / О.Б. Сокольская. – 2-е изд. перераб. и доп. – СПб.: Лань. 2013. – 551 с.

 

Дополнительная

 

1. Анисимова Л.В. Городской ландшафт. Социально-экологические аспекты проектирования / Л.В. Анисимова. – Волгоград, ВоГТУ, 2002. – 192 с.

2. Боговая И.О. Ландшафтное искусство / И.О. Боговая, Л.М. Фурсова. – М. : Агропромиздат, 1988. – 223 с.

3. Владимиров В.В. Урбоэкология / В.В. Владимиров. – МНЭПУ, 1999. – 204 с.

4. Залесская Л.С. Ландшафтная архитектура / Л.С. Залесская, Е.М. Микулина. – М. : Стройиздат, 1979. – 315 с.

5. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры: учебник для вузов / С.С. Ожегов. – М. : Стройиздат, 2003. – 232 с.

 



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 789;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.036 сек.