Учение софистов и Сократа
Софисты не считали себя философами, они были платными учителями «мыслить, говорить, делать». Считали, что нужно анализировать речь, искать смысл слов. Они разработали софизмы (логические уловки), в которых применяли подмену слов, переход значений.
Софисты не стремились к достижению объективной истины, она обычно вырождалась в словесное искусство рассуждения и спора (иногда надувательства).
Характерные черты учения софистов:
1. агностицизм –отрицание познания объективного мира и признание только текучей чувственности, не отражающей устойчивых элементов.
3. главное свойство материи – не объективность, а её изменчивость и текучесть (Кратил: «в одну и ту же реку нельзя войти дважды»). Всё меняется не как попало, а так, что все существующее в мире постоянно приходит в противоположное себе.
В центре же сократовской мысли — тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, общества. Сократовские беседы — поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов.
Сократ - принципиальный враг изучения природы. Мир представляется Сократу творением божества, столь великого и всемогущего, что оно всё сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует.
Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным.
Сомнение ('я знаю, что ничего не знаю') должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию ('познай самого себя'). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию всего.
Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Тремя основными добродетелями Сократ считал: умеренность, храбрость и справедливость.
'Сократический' метод, имевший своей задачей обнаружение 'истины' путём беседы, спора явился источником идеалистической 'диалектики'.
Диалектика— искусство добиться истины путём раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречий.
7. Сущность и содержание философских направлений стоицизма и эпикуреизма в Античной философии.
Три периода развития стоицизма: ранняя, средняя и поздняя стоя. Основателем стоицизма считается Зенон. Наибольшую известность получили представители поздней стои: Сенека и Марк Аврелий, создавшие законченную философскую систему этой школы, где основное внимание было уделено этическим вопросам. В мире всем правит промысел и все предопределено навеки, что позволяет предвидеть будущее, считали стоики. В своей этике стоики использовали в качестве основного принципа следующий тезис: «человек будет счастлив, если будет жить как можно ближе к природе», которая разумно устроена. Отсюда и человеческий образ жизни должен быть рационально обоснованным, а именно человек тогда будет добродетельным и счастливым, когда он будет ограничиваться малым и жить на основе разумности. Стоики пропагандировали идею долга человека и морального совершенства, достичь которого способен мудрец, поскольку это возможно сделать лишь посредством философии. В этой связи они делили всех людей на мудрецов и глупцов (безнравственных). Мудрецы живут согласно разуму, а глупцы — в соответствии с желаниями и инстинктами. Стоики учат человека без переживаний сносить удары судьбы, включая и телесные страдания. В поздней стое на первое место выступает проблема свободы человека. Чтобы освободиться от судьбы, человек должен сбросить бремя тела, которое есть тюрьма, сковывающая душу. Он также утверждал, что основной целью философии является «утешение человека во всех его несчастьях».
Эпикуреизм. Основатель — Эпикур.Философия, полагал он, может сделать жизнь людей счастливой и лишенной страхов. Отсюда основное внимание эпикурейцев привлекала этика. Эпикур дал новую теорию движения атомов. В то время как Демокрит утверждал, что атомы движутся одинаково во всех направлениях, по Эпикуру они могут отклоняться от прямолинейного падения в силу заложенной в них случайности и необходимости. Это приводит Эпикура к идее о самодвижении и случайных столкновениях атомов. Эпикурейцы считали, что человеческое поведение так же, как и атомы, обладает самодвижением. Широкую известность получило этическое учение Эпикура, в основе которого лежит понятие «удовольствие». Счастье человека — в получении удовольствия, считал Эпикур, но при этом подчеркивал, что удовлетворение телесных потребностей необходимо для душевного умиротворения человека. Страдания же — это прежде всего страхи. Как побороть их? С точки зрения Эпикура, поскольку душа состоит из атомов, то она смертна, как и тело. Со смертью же души прекратятся и переживания, страхи. Таким образом, человек не переживает состояние смерти.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 376;