Лесорастительное районирование Республики Коми
При описании лесов, произрастающих на больших территориях, различающихся по своим природно-географическим условиям, возникает необходимость разделения этих территорий на части более или менее однородные по характеру лесной растительности и условиям ее произрастания.
Для достижения данной цели служит лесорастительное районирование, являющееся вариантом физико-географической классификации природных экосистем. Подобное районирование направлено на создание экологической основы для разработки комплекса региональных хозяйственных мероприятий, а также определения путей наиболее оптимального пользования лесными ресурсами и природными функциями лесных биогеоценозов.
На необходимость классификации лесорастительных условий при лесоразведении обращали внимание в своих трудах еще в начале XX века академики В. В. Докучаев и Г. Н. Высоцкий. В 1910-1912 гг. Г. Ф. Морозов предлагал в России районировать лесную растительность по составу насаждений и особенностям лесорастительных условий. Первыми в 1939 г. разработали систему лесорастительного районирования для водоохранной зоны СССР П. П. Кожевников и М.А. Ефимова. В 1940 г. лесорастительное районирование для восточных областей Белоруссии провел И. Д. Юркевич.
В послевоенные годы лесорастительному районированию различных регионов Советского Союза посвящается целая серия публикаций. Из них следует отметить наиболее значительные работы Б. П. Колесникова, С.Ф. Курнаева, Г. В. Крылова, В.И. Иваненко, В.П. Цепляева, В.Н. Смагина, И.П. Щербакова, Е.П. Смолоногова, С. А. Дыренкова, В. Г. Чертовского, Б. А. Семенова, В. Ф. Цветкова и др., имеющие научно-теоретическое, методическое и прикладное значение.
Несмотря на довольно обширную литературу, общепринятых методических основ выделения лесорастительных районов, установления их границ и объемов, однозначной классификации используемых при этом таксономических единиц до сих пор нет. Почти все авторы сходятся во мнении, что основой для лесорастительного районирования должен служить картографический материал по изучаемому региону, включающий физико-географические, геологические, геоморфологические, почвенные, агроклиматические, геоботанические карты, карты лесов и уже имеющиеся материалы по физико-географическому, ландшафтному, почвенному и другим видам районирования.
Наиболее близко к лесорастительному геоботаническое районирование, но при лесорастительном районировании доминирующими являются особенности лесной древесной растительности в сочетании с комплексом условий ее произрастания (Иваненко, I960; Курнаев, 1973; Дыренков, 1982 и др.).
При лесорастительном районировании, как и при геоботаническом, границы и объемы районов определяются прежде всего степенью изученности состава и распространения доминантных видов растительного покрова, а также разнообразием физико-географических условий конкретного региона. При этом границы лесорастительных таксонов, как правило, не совпадают с административно-хозяйственным делением региона и подчиняются закономерностям природного членения территории, ее зонально-географического положения.
В отличие от лесоэкономического, лесохозяйственного и эколого-экономического районирования, границы лесорастительных районов стабильны во времени, их положение и конфигурация зависят от степени изученности природных условий, масштаба и таксономического ранга используемых единиц районирования (Курнаев, 1973; Колесников и др., 1974; Смолоногов, Вегерин, 1980). В то же время ряд авторов считает необходимым, чтобы границы лесорастительных провинций совпадали с областными, а границы округов и районов — с делением лесфонда на отдельные хозяйственные единицы — лесхозы или их группы (Чертовской, 1970; Дыренков, 1982 и др.).
Размеры лесорастительных районов и округов у различных авторов сильно варьируют, что прежде всего связано с методическими подходами, со степенью изученности и хозяйственного освоения лесов. Так, В. Ф. Цветков и В. Г. Чертовской (1978) для сравнительно небольшой лесной площади Мурманской области выделяют 16 лесорастительных районов, С. А. Дыренков (1982) подразделяет лесной фонд Ленинградской области на 3 округа и 11 лесорастительных районов. Б. П. Колесников и др. (1974) при лесорастительном районировании Свердловской области выделили 3 области, 8 провинций, 6 подзон и 21 растительный округ. С. Ф. Курнаев (1973) всю северную тайгу Западно-Сибирской равнины объединяет в один лесорастительный округ, а И. П. Щербаков (1975) Якутию, Магаданскую область и Камчатку, с общей лесной площадью в 241. 7 млн. гектаров, разделяет только на 2 провинции и 9 лесорастительных округов.
Анализируя имеющуюся литературу по проблемам лесорастительного районирования, можно заключить, что практически все авторы считают целесообразным выделение лесорастительных районов и округов. Использование таксонов более высокого ранга уже вызывает определенные разногласия. Так, по мнению С. Ф. Курнаева (1973), округа целесообразно объединять в провинции, а последние должны выделяться в пределах природных зон. Высшим таксоном по С. Ф. Курнаеву является область (например, Евразиатская область тундр, Евразиатская область лесов умеренного пояса и др.).
Всего им выделено 6 подобных областей. Б. П. Колесников и др. (1974) используют следующую иерархию лесорастительных таксонов: район-округ-провинция-подзона- область. Е. П. Смолоногов и А. М. Вегерин (1980) при лесорастительном районировании Тюменской области придерживаются предложенной ими системы таксонов: район-провинция-зона и подзона-страна. Такой таксон как лесорастительный округ они не используют. И. П. Щербаков для Северо-Востока СССР (1975) выделяет лесорастительный район-округ-провинцию-подзону-зону-растительный покров Северного полушария, хотя основной единицей считает лесорастительный округ.
Нет единого подхода и к наименованию лесорастительных округов и районов. Одни из исследователей ограничиваются весьма кратким названием этих основных таксонов, другие дают им довольно обширное название, включающее естественно-географическую и почвенную характеристику. Так, И. П. Щербаков (1975) приводит следующие названия лесорастительных округов для Северо-Востока СССР: лесотундровый, Северо-Западный, Центральный и т. д., а С. А. Дыренков (1982) при наименовании лесорастительных районов основное внимание уделяет зонально-ландшафтной характеристике.
Так, например, наименован им один из лесорастительных районов Ленинградской области: «Рощинско-Сосновс- кий южнотаежный сосновый песчаный район холмисто-котловинных кановых комплексов, сочетающихся с аккумулятивной террасированной озерно-ледниковой равниной». Подобное название трудно запоминается, в связи с чем, по всей вероятности, желательно выработать какую-то единую для крупных регионов России номенклатуру лесорастительных таксонов, с учетом конкретных физико-географических условий.
Особо следует отметить методические разработки и довольно детальное лесорастительное районирование ряда северных регионов, выполненные в Архангельском институте леса и лесохимии. Это лесорастительное районирование Архангельской, Вологодской и Мурманской областей (Моисеев, Чертовской, 1967; Чертовской и др., 1967; Цветков, Чертовской, 1978), лесов европейского Севера (Чертовской, 1985) и предтундровых лесов СССР (Чертовской и др., 1987; Семенов, Цветков, 1990). В перечисленных выше работах неоднократно обсуждались и проблемы лесорастительного районирования территории Республики Коми, главным образом ее северной части.
Еще в 1970 г. В. Г. Чертовским при лесорастительном районировании лесов европейского Севера было высказано мнение о целесообразности объединения Архангельской, Вологодской областей и равнинной части Республики Коми в северную лесорастительную провинцию. Эта провинция была подразделена им на четыре подзоны: предтундровую слабосомкнутых лесов; северную болотно-таежную долгомошно-зеленомошных типов леса; среднетаежную хвойную зеленомошных типов леса и южнотаежную лиственно-хвойную зеле- номошных типов леса с липой.
При районировании предтундровых лесов европейского Севера, Б. А. Семенов с соавт. (1987) выделили низкогорные леса Полярного и Приполярного Урала в Уральскую лесорастительную провинцию. Позднее Б. А. Семенов и В. Ф. Цветков (1990) перевели эту провинцию в ранг Уральской лесорастительной подпровинции с двумя округами: Полярно-Уральским и Приполярно-Уральским. В свою очередь Уральская подпровинция, по их мнению, входит в состав Восточно-Европейской предтундровой лесорастительной подобласти, южная граница которой, по Б. А. Семенову, В. Ф. Цветкову и Б. Н. Огибину (1996), достигает 64°30’ с.ш., т. е. в эту подобласть практически включены вся крайнесеверная и значительная часть северной тайги.
Подобные «перемещения» границ лесорастительных районов, изменения их статусов и таксономических рангов сильно затрудняют «стыковку» лесорастительного районирования отдельных регионов, которое по ряду хозяйственных требований чаще всего все же проводится с учетом существующих административных границ.
В связи с отсутствием единого лесорастительного районирования для европейского Северо-Востока и учитывая значительное разнообразие естественно-географических условий, а также большую площадь лесов в Республике Коми (гослесфонд составляет 38 млн. гектаров), нами была разработана оригинальная схема лесорастительного районирования лесов республики. В качестве исходных материалов использовались ранее изданные геоморфологическая, ландшафтная и почвенная карты, карта лесов и растительности (Атлас..., 1964), материалы по геоботаническому районированию Коми АССР (Юдин, 1954) и районированию лесов республики с целью выявления генетических резерватов (Непомилуева, Лащенкова, 1993).
Особое внимание уделялось ландшафтному и геоботаническому районированию, по мере возможности были использованы материалы по лесорастительному районированию сопредельных с Республикой Коми областей.
Согласно проведенному анализу всех перечисленных выше материалов, в долготном направлении Республику Коми целесообразно разделить на две лесорастительные провинции: Восточно-Европейскую равнинную и Западно-Уральскую. Подобное деление лесов республики в той или иной мере отражено в большинстве рассмотренных выше работ по районированию лесов европейского Севера.
Западно-Уральская лесорастительная провинция включает в себя предгорные увалы (пармы) и горные леса, произрастающие на западных склонах Полярного, Приполярного и частично Северного Урала. Следует отметить, что выделение Западно-Уральской провинции, по нашему мнению вполне обоснованно, так как растительность западных и восточных склонов Уральских гор (Предуралья и Зауралья) проявляет значительные историко-флористические различия (Горчаковский, 1953, 1969; Колесников и др., 1974).
В широтном направлении на территории Республики Коми выделяются две зоны: на Крайнем Севере зона лесотундры и тундры, которая переходит с продвижением на юг, вблизи 66° с.ш. в зону таежных лесов. Последняя подразделяется на четыре подзоны: крайнесеверную, северную, среднюю и южную (Юдин, 1954). Многие авторы при установлении границ зон и подзон лесной растительности основными критериями считают климатические факторы, состав и продуктивность древостоев.
Для северных условий доминирующими является температурный и гидрологический факторы. Поскольку зональное разграничение лесов имеет практическое значение, а сами границы в определенной мере условны, разделение подзон целесообразно проводить по естественным ориентирам, которыми на европейском Севере могут служить русла больших рек (Львов, Ипатов, 1976), водоразделы, гряды и кряжи, горные хребты.
Учитывая недостаточную лесотипологическую изученность лесов Республики Коми и слабое их хозяйственное освоение, на данном этапе основными таксонами при лесорастительном районировании были приняты провинция, зона, подзона и округ. Ниже приведена схема лесорастительного разделения лесного покрова Республики Коми.
Таким образом, на территории Республики Коми в долготном направлении выделены две лесорастительные провинции, а в широтном — две зоны и четыре подзоны, а в их составе 13 лесорастительных округов, характеристики которых приведены ниже.
Дата добавления: 2023-05-30; просмотров: 537;