Основные идеи педагогов и философов древнего мира о воспитании
Автор, период жизни | Основные идеи |
Демокрит (460-370 гг. до н.э.) | Однимиз первых поставил вопрос оприродосообразности воспитания, указал на огромную роль труда в нем. |
Сократ (469-399 гг. до н.э.) | Считал, что главное - познать вечные нравственные понятия и применять их в жизни. |
Платон (428-347 гг. до н.э.) | Впервые поставил вопрос о дошкольном воспитании и дифференцированном подходе к подготовке человека к жизни. Кто проявляет склонность к умственным занятиям, тот должен становиться философом, а кто не имеет этой склонности - воином |
Аристотель (384-322 гг. до н.э. | Считал необходимым учить детей делать правильный выбор между недостатком и излишеством |
Квинтилиан (35-96 гг. до н.э.) | Высказал мысль о том, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании |
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. В эпоху феодализма главенствующую роль играло сословие светских феодалов – дворян, а в духовной жизни общества господствующее положение занимали религия, церковь, в силу чего воспитание носило преимущественно богословский характер. Однако воспитание детей отдельных сословий (в зависимости от их положения и феодальной иерархии) различалось по своему содержанию и характеру.
Например, дети светских феодалов получали так называемое «рыцарское воспитание». Его программа сводилась к овладению «семью рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом на лошади, плавать, метать копье, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь стихи в честь сюзерена и «дамы сердца». Как видно, в систему подготовки рыцаря овладение грамотой не входило. Недаром на некоторых средневековых документах можно прочесть: «За неграмотного в силу его рыцарского звания расписался монах такой-то».
В период раннего Средневековья даже многие европейские короли были неграмотны. В дальнейшем, однако, жизнь потребовала давать светским феодалам определенную общеобразовательную подготовку с тем, чтобы они могли занимать командные и церковные должности.
Поскольку в каждую историческую эпоху разрабатывались свои специфические взгляды и подходы к воспитанию и образованию, постольку можно говорить о педагогике феодального общества. В период Средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению. В соответствии с господствовавшей в тот период идеологией на первый план в воспитании стала выступать проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного смирения личности как средства поддержания божественного благочестия.
В эпоху Возрождения (XIV-XVI века), когда в Европе проявляется интерес к античному культурному и философскому наследию, идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь, но она трактовалась первоначально как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма. Великие мыслители-утописты англичанин Т. Мор, итальянец Т. Кампанелла, а также их более поздние последователи, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего развития личности, причем связывали его осуществление с соединением образования и воспитания с производительным трудом.
В 17-18 веке появились работы педагогов, которые заложили основы представлений о воспитании как социально-педагогическом явлении. Идеи педагогов средневековья и последующих лет приводятся в прилагаемой ниже таблице 22.
Таблица 22
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 479;