Категория «идеальный тип»


Этимологически термин «идеальный тип» восходит к слову «идея», в котором Вебер выделяет два основных зна­чения: 1) идеал, образец, т. е. то, что должно быть, к чему следует стремиться. Это своеобразная максима, т. е. правило, регулирующее определенные связи и взаимо­отношения людей; 2) мысленно сконструированные, иде­ально-типические образования как вспомогательные ло-

Вебер М. Избранные произведения. С. 617.

гические средства, продукт синтеза определенных поня­тий: «капитализм», «обмен товаров», «церковь» и т. п.

Если в первом своем аспекте идея вытупает в качестве идеала, с высоты которого о действительности выносится оценочное суждение, то во втором — она есть целостная система понятийных средств, в сравнении с которыми дей­ствительность сопоставляется и измеряется. Хотя между указанными аспектами идеи существует определенная вза­имосвязь, смешение этих двух «в корне различных значе­ний» недопустимо, ибо ведет к заблуждениям.

Итак, «идеальный тип» — понятийное образование. А поскольку каждая наука работает с помощью комплекса специфических понятий своей эпохи, то одним из важ­нейших критериев зрелости науки Вебер считает овладе­ние идеальным типом как своеобразным инструментом (орудием) познания и его умелое применение.

Умение оперировать понятиями и непрерывное совер­шенствование такого умения — важный показатель про­гресса исследований в науках о культуре, свидетельство их высокой логико-методологической и теоретической зре­лости. И это утверждение — не преувеличение, ибо их развитие — это «постоянно идущий процесс преобразова­ния тех понятий, посредством которых мы пытаемся по­стигнуть действительность. Вот почему история наук о социальной жизни — это постоянное чередование попы­ток мысленно упорядочить факты посредством разработки понятий, разложить полученные в результате такого упо­рядочения образы посредством расширения и сдвига на­учного горизонта, и попытки образовать новые понятия на такой измененной основе»1. Отказ от образования по­нятий и умелой работы с ними, представляет, по Веберу, серьезную опасность как для самой науки, так и при вы­несении «практических соображений» экономического и социально-политического характера.

1 Вебер М. Избранные произведения. С. 406—407.

- Подчеркивая важную роль идеальных типов в исследо­вании социально-исторических явлений, немецкий мыс­литель вместе с тем не склонен к преувеличению их роли. Тем более он резко выступает против того, чтобы идеаль­ные типы считать конечной целью, а не средством соци­ального познания.

Если идеальные типы — лишь одно из средств (хотя и очень важное) познания социальных явлений в их куль­турном значении, то каково назначение идеальных типов, какова цель их образования? Отвечая на этот вопрос, Ве-бер указывает, что какое бы содержание ни имел рацио­нально созданный идеальный тип (будь то этическая, эс­тетическая или правовая норма, техническое предписание или политический принцип и т. д.), нужно иметь в виду следующее обстоятельство. «Конструкция идеального типа в рамках эмпирического исследования всегда преследует только одну цель: служить «сравнению» с эмпирической дейтвительностью, показать, чем они отличаются друг от друга, установить степень отклонения действительности от идеального типа или относительное сближение с ним, для того чтобы с помощью по возможности однозначно исполь­зуемых понятий описать ее, понять ее путем каузального сведения и объяснить»1.

Таким образом, идеальный тип — это чисто рациональ­ная, теоретическая схема, которая не «извлекается» из эм­пирической реальности прямо и непосредственно, а мыс­ленно конструируется, являясь в этом смысле своеобраз­ной утопией. Тем не менее Вебер считает, что с помощью целесообразно сконструированных «рациональных типов» удается — исходя все-таки из природы самого предмета — облегчить объяснение по существу «необозримого много­образия» социальных явлений. Причем чем глубже и на­дежнее осуществлено мысленное построение в «чистом виде», «чем отчетливее и однозначнее конструированы иде-

Вебер М. Избранные произведения. С. 595.

альнее типы, чем дальше они, следовательно, от реально­сти, тем плодотворнее их роль в разработке терминологии и классификации, а также их эвристическое значение»1.

Подчеркивая внеэмпирическое происхождение идеаль­ного типа, Вебер отмечает, что тем самым именно благо­даря своей отдаленности от реальности, «чуждости» ей, он может служить своеобразным масштабом для соотнесе­ния ее с ним. При этом надо иметь в виду, что в любом (в том числе социологическом) исследовании, объектом ко­торого является конкретная реальность, необходимо будут ее отклонения от теоретической конструкции. Установить степень и характер такого отклонения — непосредствен­ная задача социологии или любой другой науки.

Вебер считает одним из распространенных заблужде­ний истолкование идеальных типов «на манер» средневе­кового «реализма», т. е. отождествление этих мысленных конструкций с самой историко-культурной реальностью, их «субстанциализацию». Он указывает на ту серьезную опасность, которая возникает тогда, когда обнаруживает­ся стремление стереть грань между идеальным типом и дей­ствительностью.

Специфические свойства идеальных типов можно чет­ко обнаружить только при анализе их «наиболее ярко вы­раженных форм». Такой анализ показывает, что идеаль­ный тип — это всецело мысленный образ, не являющийся ни исторической, ни тем более «подлинной» реальностью. Еще менее он пригоден для того, чтобы служить схемой, в которую явление действительности может быть введено в качестве частного случая. Не является идеальный тип и гипотезой, он лишь указывает, в каком направлении дол­жно идти образование гипотез.

Говоря об отношении мысленной конструкции к эм­пирически данным фактам действительности, Вебер счи­тает, что такая конструкция не дает изображения после-

1 Вебер М. Избранные произведения. С. 623—624.

дней, но представляет для этого «однозначные средства выражения». Идеально-типическая абстракция все же обя­зана своим происхождением действительности, ибо она «компиллируется» из различных элементов последней, со­четает, объединяет определенные связи и процессы исто­рической жизни в некий «космос мысленных связей», ли­шенный внутренних противоречий. Тем самым — это сво­еобразная «идея-синтез», характерная черта которой состо­ит в том, что «по своему содержанию данная конструкция носит характер утопии, полученной посредством мысленно­го усиления определенных элементов действительности»1.

Вебер разграничивает социологический и исторический идеальные типы. Если в первом случае исследователь с помощью данной мысленной конструкции «ищет общие правила событий», то во втором — он стремится к кау­зальному анализу индивидуальных, важных в культурном отношении действий, личностей и т. п., пытается найти генетические связи (примеры генетических идеальных ти­пов — «средневековый город», «кальвинизм», «методизм», «культура капитализма» и т. д.).

Социологические идеальные типы в отличие от исто­рических являются более «чистыми» и более общими, здесь не надо при установлении общих, правил, событий осу­ществлять их пространственно-временную привязку в каж­дом конкретном случае. Это своего рода «разумная абст­ракция», избавляющая социолога от повторений, ибо сконструированные им чистые идеальные модели встре­чаются всегда во все исторические эпохи, в любой точке земного шара.

Тем самым генетический (исторический) идеальный тип находится на более «приземленном» методологическом уровне, он ближе к действительности. Выявляя преиму­щественно «однократные связи», он применяется локаль­но во времени и пространстве. Применение же социоло-

Вебер М. Избранные произведения. С 389.

гического идеального типа как более чистого и универ­сального не локализовано в пространственно-временном отношении, ибо он есть средство выявления связей, су­ществующих всегда и везде. Идеальные типы «работают» тем лучше, чем они «чище», т. е. чем дальше от действи­тельных, эмпирически существующих отношений. Оба вида идеальных типов тем самым различаются по степени общности.

Рациональный смысл различения Вебером указанных двух видов идеальных типов состоял в том, что ему уда­лось значительно сузить пропасть между историей и соци­ологией, которая разделяла эти две науки в теории баден-ской школы. Вместе с тем разработка Вебером понятия идеального типа позволила ему в определенной мере смяг­чить противоположность индивидуализирующего и гене­рализирующего способов мышления, ослабить разрыв меж­ду ними.



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 248;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.