Наука и научный метод


Вебер исходит из того, что исследователю трудно рас­считывать на «дельную работу» в науке, на получение цен­ных результатов, если ему «не хватает надежного рабочего метода». Поэтому объективно, а не по чьему-то желанию «всякой научной работе всегда предпосылается определен­ная значимость правил логики и методики (т. е. методоло­гии. — В. К.) — этих всеобщих основ нашей ориентации в мире»2. Разработка и совершенствование этих «правил» — важнейшая предпосылка и условие научного прогресса, ко­торый Вебер считает существенной частью процесса интел­лектуализации. Ее суть он видит в том, что мир постепен­но «расколдовывается» и все делается с помощью техни­ческих средств и расчета.

1 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культу­рология. XX век. Антология. М., 1995. С. 98.

г Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 719.

Однако это не означает, что наука создается только хо­лодным рассудком, «как на фабрике», а не всей душой, со страстью. Поэтому в науке очень важен труд, но также страсть, «внезапные догадки», риск, выдумки, вдохнове­ние, фантазия и другие подобные моменты, характеризу­ющие личность в научной сфере.

Согласно Веберу, наука как «специализированное и ухо­дящее в бесконечность производство» имеет два основных вектора: вовне — для практической, личной жизни и улуч­шения благосостояния людей, и вовнутрь — для своих соб­ственных потребностей. Поэтому на вопрос: «что же по­зитивного дает наука?» Вебер отвечает: «Во-первых, наука прежде всего разрабатывает, конечно, технику овладения жизнью — как внешними вещами, так и поступками лю­дей — путем расчета... Во-вторых, наука разрабатывает методы мышления, рабочие инструменты и вырабатывает навыки обращения с ними»1.

Вторая задача — не менее важная, чем первая, а в ряде случаев, на определенных этапах развития науки она при­обретает решающее значение. В этой связи М. Вебер не разделяет точку зрения, согласно которой «мыслительное построение науки представляет собой лишенное реально­сти царство надуманных абстракций, пытающихся своими иссохшими пальцами ухватить плоть и кровь действитель­ной жизни, но никогда не достигающих этого»2. Он под­черкивает, что пульс реальной действительности бьется прежде всего в самой жизни, а не в «отвлеченных тенях абстракций». Но, может быть, в науке без этих «теней» можно вовсе обойтись? Оказывается, что нельзя.

Вебер считал, что наука не вездесуща и не всемогуща, а имеет свои границы. Но избавление от рационализма и интеллектуализма науки не должно заходить слишком да­леко. А именно — не впадать в другую крайность — абсо-

1 Вебер М. Избранные произведения. С. 719.

1 Там же. С. 729.

лютизацию иррационального. Можно сказать, что Вебер уже достаточно четко видел односторонность зарождаю­щихся еще при его жизни сциентистских и антисциентис-тских философско-мировоззренческих ориентации.

Вместе с тем немецкий мыслитель был убежден в том, что одна только наука со всеми своими средствами и ме­тодами не может справиться со всеми сферами жизни, разрешить серьезные жизненные проблемы. Здесь слово уже «за иными силами» — такими как мораль (нравствен­ность), религия, философия и др. Выступая против «при­несения в жертву интеллекта», Вебер вместе с тем считает «сомнительным» стремление возвысить достоинство чисто человеческих отношений и человеческой общности путем их религиозного истолкования.

Он призывает деятелей науки к «простой интеллекту­альной честности», требует не уклоняться от обязаннос­тей, «быть интеллектуально добросовестными». Фиксируя характерную для его эпохи (да и для нашей) рационализа­цию и интеллектуализацию, мыслитель сожалеет о том, что «высшие благороднейшие ценности» ушли из обще­ственной сферы.

Свои рассуждения о науке как таковой и ее методах Вебер стремится «преломить», конкретизировать приме­нительно к «наукам о культуре». Так, он полагает, что социология — это наука «номотетическая», т. е. она дол­жна строить свою систему понятий по тому же основа­нию, что и естественные науки, стремиться установить общие законы социальной жизни, но с учетом, конечно, ее своеобразия по сравнению с изучением природных про­цессов.

Возражая против рассмотрения общества по биологи­ческой модели, Вебер в качестве методологической осно­вы для социологии выбирает «целерациональное действие». Это означает, что в социологии необходимо исходить преж­де всего из действий отдельных индивидов. Требование исходить из индивидуального действия он рассматривает

как важный методологический принцип социального по­знания.

Вебер указывает, что необходимыми и полезными для последнего — «если они правильно применяются» — яв­ляются функциональный подход и принцип «синтезирую­щего сведения значимых элементов действительности к их конкретным причинам». В методологии социальных наук принцип причинности, по его мнению, должен учитывать «антропоцентристскую ориентацию», т. е. то, что в них задается вопрос о каузальном значении человеческих дей­ствий, где неизбежно много субъективных моментов (эти­ческие и иные ценности, феномен «борьбы мотивов», цели, желания индивида, его намерения и т. д.). Они-то и мо­гут в значительной мере изменить значение категориаль­ных различий при установлении каузальной связи.

Указывая на недопустимость умаления значения «чис­той теории», методологических средств и принципов исследования, Вебер считает, что никакой пользы науке не могут принести рассуждения эклектического типа. Они основаны на противопоставлении «с одной стороны — с другой стороны» или семи доводов «за» и шести «против» определенного явления и механическом сопоставлении этих доводов.

Научные принципы должны быть творческими и пло­дотворными, а их применение исследователем — «осто­рожным, свободным от догматизма». Требуя всегда ру­ководствоваться определенными методологическими по­ложениями, Вебер подчеркивает, что методология — не цель, а средство, не носящее, однако, внешнего харак­тера. Дело в том, что «только в ходе выявления и реше-; ния конкретных проблем, а отнюдь не благодаря чисто гносеологическим или методологическим соображениям возникали науки и разрабатывались их методы»1. Важ­ную роль в этом процессе играет философия, но при этом

' Вебер М. Избранные произведения. С. 418,

нельзя поддаваться «импонирующему влиянию философ­ских дилетантов».



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 350;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.