Старческая атрофия кожи (atrophia cutis senilis)
Старческая атрофия кожи развивается у лиц пожилого и старческого возраста и является отражением сниженных адаптационных возможностей организма, необратимых морфофункциональных изменений, происходящих в процессе старения. В зависимости от биологических особенностей организма, степени воздействия неблагоприятных средовых факторов и их характера, состояния внутренних органов и систем, в первую очередь эндокринной, питания, возраста наблюдаются разные клинические признаки старческой атрофии кожи.
Полная клиническая картина обычно развивается к 70-летнему возрасту. Выраженные атрофические изменения кожи, возникающие до 50-летнего возраста, следует рассматривать как преждевременные, пресенильные (atrophia cutis presenilis]. У женщин процесс начинается раньше, развивается незаметно, прогрессирует медленно. Изменения наиболее выражены на лице, шее и тыльной поверхности кистей. Постепенно уменьшается тургор и эластичность кожи. Она теряет естественную окраску, становится бледной, с желтоватыми, сероватыми, иногда желтовато-коричневатыми оттенками, а на открытых участках синюшной. Кожа вялая, морщинистая, особенно вокруг рта и глаз, на щеках, легко собирается в медленно расправляющиеся складки. При резко выраженной атрофии кожа напоминает скомканную папиросную бумагу. Характерны дисхромия, незначительное отрубевидное шелушение (pityriasis senilis), телеангиэктазии, что придает коже стариков пестрый вид. Повышена сухость кожи, она становится очень чувствительной к холоду, веществам, дающим высушивающий эффект (моющие средства, спиртовые растворы и др.). Кожа легко ранима, процессы регенерации замедлены. Красный дермографизм возникает с запозданием, он нерезко выражен.
Волосы на голове приобретают грязновато-серый цвет, редеют или выпадают (alopecia senilis). В то же время у мужчин становятся более густыми брови, усилен рост волос в ушных раковинах, у входа в носовые ходы. Ногти утолщаются, иногда до степени онихогрифоза, в первую очередь на первых пальцах стоп, становятся ломкими. Часто больные страдают от мучительного зуда (pruritus senilis). У пожилых лиц и стариков нередко развиваются экзематозные реакции. Для старческой кожи характерны рассеянные ограниченные гиперкератотические изменения в виде овальных или округлых облаток, как бы приклеенных к коже. Часто развиваются сенильныё ангиомы. Наблюдаются геморрагические высыпания, особенно после травматизации (purpura senilis factitia), иногда сочетающиеся со звездчатыми депигментированными псевдорубцовыми изменениями на боковых поверхностях лица и на кистях. Повышен риск развития актинических и себорейных кератозов, злокачественного лентиго, базалиом, нередко множественных, и других новообразований. На лице, особенно в области носа и лба, нередко наблюдается гипертрофия сальных желез. На лбу можно обнаружить узелковоподобные элементы небольших размеров желтоватого цвета, часто с западением в центре (adenoma sebaceum senile).
Своеобразной формой атрофии кожи у стариков является так называемая псевдорубцовая звездчатая атрофия, развивающаяся под влиянием повторных пурпурозных кровоизлияний в кожу, травм и особенно часто, кортикостероидных мазей. Клинически она проявляется атрофией кожи на тыльной поверхности кистей и разгибательной поверхности предплечий, звездчатыми рубцевид-ными изменениями и пурпурой.
Особенностью старческих изменений кожи у лиц, часто и длительно находящихся на открытом воздухе и подвергающихся воздействию неблагоприятных метеорологических факторов (избыточная инсоляция, сильный ветер и др.), является развитие их в более молодом возрасте. Такие изменения относят к пресенильным, они представляют собой более интенсивные, чем при обычной старческой атрофии, дегенеративные нарушения кожи, морфологическим выражением которых являются изменение тинкториальных свойств соединительной ткани и коллоидная дегенерация. Клинически это проявляется в образовании глубоких морщин и повышенной складчатости кожи. На фоне этих форм атрофии особенно часто развиваются опухолевые поражения кожи.
Атрофическим изменениям предшествует хроническое воспаление, в возникновении которого основную роль играет повреждающее действие солнечных лучей. Постепенно воспалительная реакция стихает, кожа на лице, шее и особенно тыльной поверхности кистей истончается, имеет неравномерную очаговую или диффузную красновато-коричневую окраску (лейкомеланодермия), испещрена глубокими бороздами и морщинами; могут развиться многочисленные телеангиэктазии.
Часто наблюдается актинический хейлит. На боковых и особенно часто на задней поверхности шеи возникает картина ромбовидной кожи (citis rhomboidalis nuchae): она неравномерно утолщена, разделена на ромбовидные, треугольные участки с глубокими пересекающимися бороздами. Ромбовидная кожа развивается чаще у лиц с нежной кожей, блондинов, рыжеволосых. Вокруг глаз, в височных областях, на шее иногда возникают небольшие желтоватые очаги уплотнения, в которых отмечаются расширенные поры, что придает коже некоторое сходство с лимонной коркой (сенильная эластома). Нередко одновременно развиваются милиумподобные кистозные образования, фолликулярный гиперкератоз, рассеянные или диффузные комедоны (синдром Фавра-Ракушо). Развитию этих изменений способствует также контакт с дегтем, минеральными маслами, косметическими кремами, содержащими вазелин.
К редким вариантам старческих изменений кожи относится коллоид-милиум, при котором появляются множественные мелкие восковидные просвечивающие узелковые элементы, преимущественно на лбу, щеках, шее, тыльной поверхности кистей. Кожа при этом огрубевшая, утолщенная, испещрена бороздами (рис. 87).
Дифференциальная диагностика. Старческую атрофию кожи необходимо отличать от ихтиозиформной атрофодермии, эластической псевдоксантомы, склеромикседемы, прогерии, вялой кожи, пеллагры, хронического атрофического акродерматита, пойкилодермии, блефарохалазиса, синдрома Иценко— Кушинга.
В отличие от старческой атрофии кожи ихтиозиформная атрофодермия развивается у лиц, страдающих тяжело протекающими общими заболеваниями (опухоли, миеломная болезнь и др.), и, следовательно, не зависит от возраста. Сходные изменения могут наблюдаться также при других формах кахексии (алиментарной, гипофизарной, микседематозной, при сахарном диабете и Других патологических состояниях). Ихтиозиформная атрофодермия отличается от старческой атрофии диффузным характером поражения, более выраженными дистрофическими и атрофическими изменениями подкожной жировой клетчатки, преимущественно грязновато-серым или буроватым цветом кожи, более значительным шелушением, но, главное, ассоциированной симптоматикой, обусловленной общим заболеванием.
С эластической псевдоксантомой наибольшее сходство может иметь коллоид-милиум. Однако эластическая псевдоксантома разбивается в молодом возрасте, преимущественно у женщин, располагается в основном на шее и в подмышечных впадинах. Папулезные элементы миниатюрные, при их проколе не, выделяется, как при коллоид-милиуме, гомогенная студенистая масса. К важным признакам относится системный характер эластической псевдоксантомы. В трудных для клинического распознавания случаях необходимо провести гистологическое исследование (эласторексис и пропитывание кальцием — при эластической псевдоксантоме, коллоидная дегенерация — при коллоид-милиуме).
Коллоид-милиум необходимо дифференцировать и от склеромикседемы. При этом учитывают такие признаки, как преимущественное развитие склеромикседемы у женщин, значительно большее распространение процесса, с вовлечением не только кожи лица, кистей (как при коллоид-милиуме), но и туловища, ягодиц, выраженная отечность и инфильтрация кожи, затрудняющие мимику, артикуляцию, движения в межфаланговых суставах. При гистологическом исследовании обнаруживают большое количество муцина.
Изменения кожи, наблюдающиеся у больных с различными формами прогерии, во многом сходны с таковыми при старческой атрофии, но возникают в детском или юношеском возрасте. У больных отмечаются акромикрия, задержка роста, заболевания глаз, нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы и других органов.
Вялая кожа также отличается значительно более ранним возникновением изменений кожи, часто в детском возрасте, особенно при семейных формах. Изменения наиболее выражены на лице, им нередко предшествуют различные воспалительные или уртикарные реакции. Кожа вялая, как бы избыточна, нередко свисает в виде крупных складок. Наблюдаются изменения в легких, сердце, желудочно-кишечном тракте.
Пеллагра отличается от старческой атрофии кожи прежде всего воспалительным характером поражения открытых участков тела, иногда с буллезными высыпаниями, более выраженной пигментацией, наличием одновременно нарушений деятельности нервной системы и желудочно-кишечного тракта. Атрофические изменения встречаются нечасто, в основном при длительном, рецидивирующем течении нераспознанного заболевания.
Дата добавления: 2017-02-13; просмотров: 2355;