Слух осуществляет контроль за звукоизвлечением.
Строение голосового аппарата. Возрастные особенности певческого развития детей
В певческом процессе участвуют следующие органы и системы человека:
· Мышцы живота – участвуют в процессе певческого дыхания.
· Диафрагма – мышца, отделяющая грудную полость от брюшной. При вдохе – опускается, при выдохе – поднимается в исходное куполообразное положение. Функции диафрагмы – дыхательная, опорная (служит нижней опорой певческому дыханию).
· Лёгкие – состоят из пористой ткани, напоминающей губку. Сами наполняться воздухом не могут – только с помощью диафрагмы, действующей как насос. Функция – дыхательная.
· Крупные бронхи – разветвления идущие от трахеи (дыхательного горла), имеют хрящевое строение, по ним воздух поступает в лёгкие. Функции: дыхательная, резонаторная.
· Трахея – дыхательное горло, имеет хрящевую структуру. Функции – дыхательная, резонаторная.
· Гортань – расширенная полость трахеи в шейном отделе. Спереди защищена щитовидным хрящом, сзади – шейными позвонками. В гортани расположены голосовые связки, которые крепятся двумя подвижными черпаловидными хрящами. Функции: звукообразовательная, защитная, резонаторная.
· Надгортанник - представляет собою подвижный хрящ в виде лепестка, который играет роль клапана между трахеей и глоткой. Функции: защитная, резонаторная.
· Глотка - является путем, по которому проходит воздух из полости носа в гортань и обратно, является частью верхних дыхательных путей, соединяя полость носа с гортанью. Функции: дыхательная, резонаторная, артикуляционная.
· Ротовая полость -простирается от зубов до входа в глотку. Нёбо отделяет ротовую полость от полости носа, соединённые носоглоткой. В голосообразовании участвуют все органы ротовой полости: зубы, язык, твёрдое и мягкое нёбо, а также губы. Функции: дыхательная, резонаторная, артикуляционная.
· Носовая полость, назальные пазухи, гайморовы полости –относятся к головным резонаторам, соответственно и функции: резонаторная, дыхательная.
· Лобные пазухи – расположены в лобной лицевой части, несут резонаторную функцию.
Работа перечисленных органов осуществляется под управлением ЦНС.
Слух осуществляет контроль за звукоизвлечением.
Возрастные особенности певческого развития детей.У детей специфичный голосовой аппарат (короткие и тонкие голосовые связки, малой ёмкости лёгкие). Им свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра (особенно у мальчиков), но нет тембральной насыщенности.
Диапазоны детских голосов:
Детское сопрано и дискант: до I – соль II октавы.
Альт: ля малой – ми II октавы.
Условно детские голоса можно разделить на 3 группы:
1) Младший домутационный период. От самого младшего возраста до 10-11 лет. Фальцетное звукообразование. Довольно небольшой диапазон, если по максимуму: до I октавы – до II октавы, или ре I – ре II октавы. Это дети младшего школьного возраста (1-4 класса). Небольшая сила звука р-mf. И причём нет существенного различия в звучании голоса между мальчиками и девочками
На начальном этапе вокального воспитания закладываются профессиональные навыки пения: интонирование, вокальная техника.
2) Старший домутационный период. От 11-12 до 13-14 лет. Средний школьный возраст. Уже есть предрасположенность к грудному звучанию. Постепенно расширяется диапазон (до I октавы – ми, фа II октавы). 5-7 класс, наблюдается некоторая насыщенность звучания. У девочек прослеживается формирование и развитие женского тембра. У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны. Сопрано до, ре I октавы – фа, соль II октавы. Альты ля малой октавы – ре, миb II октавы
3) Мутационный период. 14-16 лет. В основной массе сформировавшиеся голоса. В этих голосах смешиваются элементы детского звучания с элементом взрослого голоса. Выявляется индивидуальный тембр. Расширяется диапазон до 1,5 – 2 октавы. Звучание смешанное. У мальчиков в 8 – 11 классах заметнее и раньше выявляются элементы грудного звучания. У девочек заканчивается формирование голоса. Мальчики подвержены мутации и редко поют в этом возрасте.
Правильное представление о примарных тонах, или зоне примарного звучания, переходных звуках и звуковом диапазоне детского голоса позволит руководителю определить удобный участок звуковой шкалы для пения. А также выбрать соответствующий репертуар, способствующий наилучшим образом на развитие детского голоса.
Примарными вокалисты называют певческие звуки, звучащие наиболее естественно в сравнении с другими. Следовательно, при пении в примарной зоне все звенья голосового аппарата работают с естественной природной координацией.
У большинства детей домутационного периода зона примарного звучания ре1 – ля1. Следует начинать распевание с этих тонов.
Переходные звуки. По природе голоса детям, как и необученным взрослым певцам, свойственно использовать натуральные регистры с переходом грудного звучания на фальцетный.
При пении восходящего звукоряда на звук «А» или «О» можно узнать предел грудного регистра. Для этого необходимо настроить свой голос на грудное звучание, начать петь вверх до тех звуков, которые вызовут затруднение. Такие звуки расположены в диапазоне ре2 – реb – #2 для альтов и фа2 – фа ь– фа #2 для сопрано. Если ребёнок на гласный звук «А» будет петь в возрасте 4-5 лет, то окончание грудного регистра и переход к фальцетному будет слышен на звуках ля1, си1, до2.
Основные правила при обучении детей –
· Осторожность, избегать крикливости (форсирование), что портит любой голос, а тем более ещё неокрепший детскиё голосовой аппарат
· Соответствие репертуара возможностям ребёнка
· Воспитание музыкально-художественного вкуса ребёнка требует от педагога тщательного подхода к выбору репертуара, не следует увлекаться сложными, но непонятными ребёнку по содержанию песнями.
· Обращать внимание на малейшие изменения в звучании голосового аппарата ребёнка, следить за удобством тесситуры.
· С особой осторожностью заниматься в мутационный период
· Неустанно заботиться о постоянном развитии певческих навыков, артистизма и творческого роста ребёнка.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 363;