Основные задачи педагога эстрадного вокала ДМШ. Работа с начинающими. Опора певческого звука.
Знакомство с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань - как источник звука, органы дыхания (диафрагма как главная дыхательная мышца), резонаторы (головной, грудной). Необходимо объяснить и показать учащемуся нижнерёберно-диафрагматическое дыхание. Полезны упражнения на «стаккато», которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы. Нужно следить, чтобы дыхание было плавным, т.к. толчок дыхания может вызвать зажатие голосовой щели, напряжение голосовых складок, которые перестают осуществлять смешанное голосообразование.
Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона. При этом полезны упражнения на «легато». Первоначально вокальные упражнения должны строиться на примарных тонах (певчески наиболее удобные звуки в центре диапазона певца).
Упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка должна быть всегда свободна, рот и губы – свободны и активны. Необходимо добиваться правильного положения корпуса, освобождения мышц лица, шеи, челюсти, свободного положения гортани. Полезны упражнения в пределах терции – квинты на сочетание гласных с согласными, например: ми, зи, мэй, ха, чха, и т. п. При этом следует следить за чистотой интонации.
Необходимо заниматься с учениками техникой речи (дикция, артикуляция). Разбирать произведения по образам и настроению.
Познакомить учащихся с техникой безопасности при работе с микрофоном и основным правилам работы с ним.
Рекомендуемый репертуарный список (1-2 класс)
В. Шаинский «Улыбка»
В Шаинский «Антошка»
В. Шаинский «Чунга-чанга»
В. Шаинский «Голубой вагон»
В. Протасов «Ромашковая кошка»
Д. Тухманов «Божья коровка»
Д. Тухманов «Песенка про ноты»
Д. Тухманов «Дровосек-жук»
Б. Савельев «Настоящий друг»
Г. Фиртич «Четыре таракана и сверчок» А.Гладких «Розовый слон»
А.Рыбников «Песенка красной шапочки»
Г. Гладков «Песня о волшебниках»
Д. Тухманов «Папа»
Р. Паулс «Золотая свадьба»
М. Минков «Дорога добра»
А.Зацепин «Остров невезения»
Г.Фиртич «Добрый жук»
В.Моцарт «Колыбельная»
В.Шаинский «Вместе весело шагать»
Опора певческого звука. (из учебника Л. Дмитриева «Основы вокальной методики»).Опора певческого звука — важнейшее ощущение в пении, неотъемлемое качество профессионально поставленного вокального голоса, характеризующегося звонкостью, неутомляемостью, гибкостью и управляемостью, ощущением устойчивости голосообразования.
Чувство опоры развивается постепенно в процессе освоения верного голосообразования. В начале занятий пением оно, как правило, у ученика отсутствует.
При потере чувства опоры — звук сейчас же ощущается в гортани, он, как говорят, «садится на связки».
Редко, но бывает и так, что опора работает естественно от природы.
Поскольку опора является субъективным ощущением певца, можно говорить только о совокупности правильных певческих установок, приводящих ученика к этому ощущению в процессе систематических занятий с преподавателем.
Но обычно именно преподаватель определяет, что звук стал опёртым и просит ученика запомнить ощущения на будущее. Это совсем не просто для начинающего, так как приходится концентрироваться на огромном количестве чувств и "прислушиваться" к тому, на что раньше никогда не обращал внимания.
В общем, опору нужно рассматривать, как совокупность певческих ощущений ведущих к наиболее качественному результату при минимальных затратах энергии. Можно сравнить это ощущение с удержанием некоторого тонуса дыхательных мышц.
У певца развиваются в основном те ощущения, к анализу которых его приучает педагог.
Одним из основных приёмов, способным натолкнуть многих певцов на нахождение ощущения опертого голосообразования, является задержка дыхания перед началом пения. Эта задержка сопровождается легким сужением входа в гортань, которое позволяет сбалансировать надсвязочное и подсвязочное давление на голосовые связки, создать верный импеданс и тем самым снять значительную часть нагрузки с голосовых связок.
Применение приема «задержки» создает ощущение «опоры дыхания», которое, при сохранении его в последующем процессе пения, в свою очередь создаст условия для выработки «опоры звука».
При выработке «опоры звука» действия певца сводятся к следующему: после произведенного вдоха и задержки дыхания опускается нижняя челюсть; одновременно поднимается нёбная занавеска, что дает правильную рупорообразную форму верхнего отдела голосового аппарата, так называемую «высокую певческую позицию»
Затем производится активная и точная (без въездов) атака звука.
Воздух ни в коем случае не должен быть сразу весь выдохнут, его нужно ровно столько, сколько требуется для озвучивания органов-резонаторов.
Этому поможет постоянный самоконтроль певца.
В образовании «опоры звука» огромную роль играет применение прикрытого голосообразования, устойчивое, свободно фиксированное положение гортани и нижнереберно-диафрагмальный тип дыхания с обязательным участием брюшных мышц. На слух присутствие «опоры звука», основанной на дыхании, подтверждается наличием яркого, сконцентрированного (упругого) звучания, отсутствие этих качеств говорит об отсутствии «опоры».
Таким образом, можно сказать, что «опора звука» - это взаимодействие «опоры дыхания» с работой голосового и артикуляционного аппарата.
Или шире - «опора звука» является результатом гармоничного взаимодействия всех частей голосового аппарата: спокойного, глубокого, неперегруженного вдоха; равномерного расходования воздуха - выдоха; правильного положения гортани; четкого, активного смыкания связок - атаки; активной артикуляции ротоглоточной полости, особенно ее заднего отдела - глотки.
Условия, необходимые для создания певческой опоры:
1. Правильная осанка.
2. Развитие свободного проточного выдоха при правильной задержке дыхания.
3. Развитие дыхания с участием диафрагмы.
4. Развитие грудного и головного резонирования.
5. Сформированность вокальной позиции.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 423;