Тема 2. Федерализм в истории Российского государства
Обоснование. Федерализм в истории России и российской государственности — не формальность, а реальность, к которой Россия шла на протяжении веков. Та или иная форма государственного устройства должна соответствовать природе и потребностям конкретных народов, их благополучию и безопасности, требованиям общечеловеческих цивилизационных норм. В своей совместной работе с Л.Ф. Болтенковой и Ю.Ф. Яровым «Федерализм в истории России» (в 4-х томах) мы обосновывали, что «процесс государственного строительства в России имеет признаки федерализма. Возникновение, развитие и укрепление государства — процесс длительный. Самобытность России, ее народов и территорий, необходимость единства этого многообразия определили особенности формирования российской государственности» (ссылка). И действительно, идеи федеративного, союзного объединения народов и земель в истории России — это не выдумка, а результат анализа реального процесса государственного строительства и государственного устройства в России. Теологическая, договорная, классовая и иные теории происхождения и практики строительства государства имели место и в российской государственности. «Вся история Руси удельного уклада есть постепенное развитие федеративного начала, но вместе с тем и борьба его с началом самодержавия», — удивительно точно отметил Н.И. Костомаров1. Сравните его позицию с позицией нашего великого современника А.И. Солженицына, который утверждает, что в течение веков «никогда не возникало ни потребности, ни даже мысли о федеративном устройстве»2. Федеративное государство — это демократическое правовое государство, где господствуют демократические принципы согласования интересов составных частей при укреплении единства всего государства. Завоевание и добровольное
присоединение, вхождение территорий и народов в состав России — процесс, который шел столетиями, в ряде случаев весьма цивилизованно: путем заключения договоров и определения статуса в составе России, верноподданства, разграничения полномочий.
Собирания племен и княжеств в единое русское государство: противоречия, достижения. Долгий путь к федерализму прошла Россия. Но уже у истоков государственности она интуитивно пользовалась «федеративной идеей» для собирания племен и княжеств. Тот, кто сводит историю российской государственности только к унитаризму, замыкает ее на самодержавии, хотя даже самодержавие за все века его существования вынуждено было учитывать многообразие страны, включающее разные народы и земли.
Русь, Россия, как известно, начинается с постепенного политического объединения славянских племен в Прикарпатье в VI-VII вв. (Масуди — X в.). По свидетельству путешественников, у Днепра жили северяне, далее — радимичи, по Оке — вятичи, у Москвы — кривичи, там, где сейчас Белоруссия, — дреговичи, западнее — древляне, поляне. Вместе с новгородскими словенами жили и угро-финские племена: весь, корела, чудь, мордва, мурома и др. Игорь и Олег — первые русские князья, о которых упоминается в источниках — формировали Киевскую Русь как первую древнерусскую державу с двумя центрами — Киевом и Новгородом. Под властью Киева оказалось более 15 крупных племен. Поход Олега на Византию — первое политическое заявление Древней Русью себя как государства. Затем — поход на Каспий, борьба с хазарами и фактическое уничтожение Хазарского каганата, княжение Ольги и наказание изменников. Далее продолжается процесс объединения племен вокруг Киева. В период своего правления Ольга едет в Константинополь, где принимает крещение. Однако ее сын Святослав остается верен языческому богу Перуну, отказываясь принять христианство. Для укрепления своего государства Святослав стал посылать своих сыновей на княжение в Смоленск, Любеч, Новгород и т.д. Византия с тревогой наблюдала за усилением Руси. В результате войны с Византией в 970 г. был заключен мир, при этом русы сохранили почти все прежние позиции. Однако в 971 г. уже Византия берет верх и заключает договор в свою пользу. В это время Киев был занят войной с печенегами, в результате которой погибает Святослав. Сыновья Святослава княжили в разных землях, часть из которых требовал отделения. В результате борьбы русских княжеств Киеву тем не менее удалось сохранить доминирующую позицию, а князем становится Владимир, младший брат Ярополка. Являясь язычником, он
стал единым правителем Руси, которую изматывала постоянная борьба с печенегами. Необходима была идея, которая бы сплотила народ. Такой идеей становится христианство, и язычник Владимир становится христианином. Со временем православная церковь действительно сыграла огромную роль в объединении Руси и укреплении русской государственности. После смерти Владимира вновь начинаются жестокие междоусобицы его сыновей. Святополк захватывает власть, его брат Ярослав с войском идет на Киев и с 1017 г. начинает княжить в нем. Ярослав прилагает все усилия к восстановлению единства Руси. Он объединяет все земли с живущими на них племенами. Киевская Русь фактически становится «федерацией племен» и княжеств, однако в борьбе за объединение приходилось преодолевать, порой жестокими мерами, сепаратизм удельных князей. Не подвергая ни в коем случае сомнению роль русских племен, русского этноса в образовании и развитии российской государственности, следует тем не менее отметить, что Русь всегда была многоплеменным государством. Обращает на себя внимание интересный факт: в то время когда между князьями, состоявшими в родстве, разгорались междоусобицы, межплеменных войн практически не было. «Россия — не этническое "государство русских", а особая цивилизация, обладающая своим потенциалом»1. Я бы сказал иначе: русский народ с учетом многонациональности образовали Русь, а потом и Россию. Таковы корни России и российской государственности.
«Норманнская теория» (Август Людвиг Шлецер) предлагает другую версию происхождения российского государства. Эта теория утверждает, что основателями Руси были варяги, или, как их еще называют, скандинавы, норманны. Еще одна теория доказывает, что основателями Руси и Русского государства было славянское племя руси, словени из Словенска, основанное задолго до «призвания варяг» проторусским вождем Словеном или Русом (III в до н.э.). Рюриковичи, приглашенные якобы в Новгород для княжения, — возможно, лишь один из этапов развития Руси. После Рюрика (879 г.) остается малолетний сын Игорь, а дела ведет его родич Олег, который захватил город и объявил: «Да будет Киев матерь городам русским». В 911 г. от имени всех русских князей Олег заключает договор с Византией. При князе Игоре Киевская Русь расширяется. Даже угличи стали платить дань Киеву. Ярослав Мудрый — великий собиратель русских земель — заключил договоры с наиболее владетельными русскими князьями
страны. Следует отметить, что уже на этом этапе в договоре был элемент разделения полномочий. Но этот договор скорее носил конфедеративный характер. Рядом с Русью располагалась Волжская Булгария, которая объединяла многие поволжские племена. Народы Кавказа и Русь исторически тоже были достаточно тесно связаны друг с другом. Во всяком случае, известны их совместные выступления против хазар и арабов. «Русская правда» — первый письменный государственный закон. Любечский съезд 1097 г. утверждает единство Руси на основе договорных отношений между русскими князьями. Впервые было заложено право наследования за старшим сыном. Продолжения политики Ярослава Мудрого пришлось ждать до 1072 г., пока не объединились его сыновья, но в 1073 г. вновь начались жестокие междоусобицы. В 1097 г. сыновья и внуки Ярослава Мудрого собрались восстановить порядок на Руси. Владимир Мономах, который выступал в качестве главного организатора борьбы с половцами, становится Великим киевским князем и много делает для укрепления единства древнерусского государства. Но после смерти Владимира Мономаха вновь пошли раздоры, и к XII в. молодая Русь раскололась на 15 княжеств, а потом и на 50. Но большинство из них, хотя и формально, все же признавали верховенство Киевского или других княжеств. Со временем усиливается влияние Галицко-Волынского и Владимиро-Суздальского княжеств и Великого Новгорода. Они уже шли к политическому объединению, препятствием которому стало татаро-монгольское иго. На некоторое время удалось объединиться лишь Киевскому и Владимиро-Суздальскому князьям. Битва на реке Калке показала всю трагичность политической раздробленности и эгоизма русских князей. Началось долгое ордынское владычество на Руси.
Единое Русское государство. От Руси к России: собирание народов и земель. Объединение вокруг Москвы позволило, начиная с победы Дмитрия Донского, сбросить татаро-монгольское иго и строить централизованное Русское государство, которое стало обретать свои ясные контуры при Иване III (1462-1509). Он впервые принял титул «Великого князя всея Руси, государя всея Руси». Обретает своей статус и название «Россия». Гербом государства становится двуглавый орел. В 1497 г. принят Судебник — первый кодекс законов единой России. Меря, мешора, карелы, чудь, ишори, коми-зыряне, коми-пермяки, ненцы, остяки, вогулы (ханты и манси) и другие народы были в составе России. При Иване IV Васильевиче (Грозном) проходил Земский собор, на котором царь объявил, что никакие местнические споры не должны мешать объединению сил, особенно во время походов. Иван
Грозный жестко пресекал сепаратизм, что было необходимо для строительства централизованного государства. Судебник 1550 г. ликвидировал привилегии монастырей. В Москве стали образовываться общегосударственные приказы (министерства). Началась и административная реформа: старосты избирались из выборных дворян. Государство укреплялось в ходе реформ. Активно расширялись его границы. В 1552 г. была взята Казань, через год — Астраханское ханство. Шел процесс вхождения в состав России чувашей, башкир, мари и других народов.
Поход Ермака в Сибирь, покорение Сибирского ханства позволили включить в Россию сибирских татар, хантов, манси, селькупов и другие народы: карелов, саамов, потомков волжских булгар — татар, чувашей, удмуртов, мери, мордвы, башкир. В 1555 г. подданство России приняла Кабарда. Основой государственной идеологии была богоизбранность и независимость Московского государства.
Поместными и вотчинными землями управлял поместный приказ. Вновь присоединенными землями и народами управлял Казанский приказ, а потом и Сибирский приказ. Таким образом учитывались особенности вновь вошедших земель и народов и специфика управления ими.
Во владении России оказалась вся Северо-Восточная Азия. В составе России были народы Поволжья, часть народов Северного Кавказа, Севера, Сибири. Новый государственный порядок, который сложился при Иване III, был утвержден крепкой властью при Иване IV. Иван Грозный впервые официально принял титул царя, который считался равным императорскому. Высшим законодательным и управленческим органом стала Боярская Дума, которая осуществляла правление вместе с царем. Как говорилось тогда: «царь указал, а бояре приговорили». Чиновничий аппарат формировался из думских дьяков. Думские члены были боярами, князьями. Для обсуждения важных вопросов начали созывать земские соборы. При этом в соборе существовало некое подобие фракций: боярская, духовенства, служивых людей, купцов. Непосредственно управлением занимались приказы. С XVI в. учреждены посольский, разрядный и поместный приказы. Региональной политикой, в современной терминологии, занимался поместный приказ. Он распоряжался земельным фондом страны. Были губные органы на территории государства, губные старосты и их помощники. На новых, присоединенных или завоеванных, территориях назначался наместник с тиунами (помощниками) и доводчиками (полицейского назначения). Был введен институт городовых приказчиков как орган местного самоуправления. При Иване IV была начата губная реформа. Губной староста
избирался из местных дворян, бояр. Однако впоследствии введение опричнины и денщины ослабило планомерное проведение губной реформы. Последовала смута. И только в 1613 г. Земский собор восстановил монархию, избрав царем Михаила Романова. Одновременно была восстановлена и приказная система.
Утверждение абсолютизма и строительство империи. Петр I стал царем в 1682 г., его реформы — яркая страница истории России. «Все дрожало, все безмолвно повиновалось», — писал А.С. Пушкин. Петр Т окончательно сформировал абсолютизм, где монарх обладает неограниченной властью, а государство достигает высокой степени централизации. Он поделил страну на 8 губерний — Московскую, Нидерландскую (позже — Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Архангелогородскую и Сибирскую, потом Воронежскую. В 1719 г. насчитывалось 11 губерний и 50 провинций. Во главе губернии назначались губернаторы. К началу XVII в. в России было 250 уездов с разрядами — округами вплоть до Тобольска, «стольного града» Сибири. Но реформа местного самоуправления ограничилась лишь «верхушечным» переделом. В 1653 г. Земский собор принял решение о присоединении Украины к России. А в 1654 г. Богдан Хмельницкий в городе Переяславе провозгласил акт о воссоединении Украины и России. Продолжалось также присоединение Сибири и Севера к России. Россия становилась территориальной общиной и еще более политически значимой страной. После договора со Швецией, подписанного в 1721 г., к России отошла и Прибалтика. Екатерина I, а потом и Екатерина II продолжили реформы Петра. И в «Учреждении о губерниях» (1775 г.) было провозглашено уже 50 губерний. Управляли губернскими правлениями несколько губернаторов, которые объединялись генерал-губернатором. Губернии делились на уезды. Была создана государственная вертикаль власти. Подписанные Георгиевский трактат (1783 г.) и Гюлистанский мирный договор (1813 г.) окончательно решили вопрос о переходе к России Кавказа.
При Петре I, помимо величайших успехов, достигнутых в государственном устройстве и управлении, утвердился не только абсолютизм, но и абсолютный диктат, бюрократия. В 1775 г. было издано «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Это положение укрепило абсолютистскую монархию и роль дворянства в местном управлении. Главным критерием административно-территориального деления стал демографический признак — численность населения. Число жителей 50 губерний составляло от 300 до 400 тысяч ревизских душ. На местах было введено губернское правление во главе с губернатором.
Далее в уезде был нижний земской суд (... — исправник и два-три заседателя), который избирался из дворян. Финансовые органы губернии состояли из казенной палаты и уездного казначея. Две-три губернии объединялись в генерал-губернаторство во главе с наместником. Было упорядочено городское и местное управление. Уже в XIX в. существовало 52 губернии с губернским правлением и канцелярией. Разрастание границ империи, в том числе и за счет вхождения окраинных азиатских территорий с полиэтничным населением, делало актуальным учет их особенностей при управлении государством. В 1822 г. был принят «Устав об управлении инородцами», где было подчеркнуто, что управлять инородцами нужно «строгой осмотрительностью в местном применении и соображаясь притом с обычаями разных племен». Оседлые народы во многом приравнивались к русскому населению. Для кочевых и бродячих инородцев сохранялись традиции родовой организации и управления. Но усиление централизации и тенденции к унитаризации все же усиливались. Следовательно, усиливались противоречия управления окраинными территориями и инородцами.
Увеличилось количество народов и племен, вошедших в Российскую империю; помимо названных ранее, это якуты, буряты, чукчи, коряки, народы Кавказа и др. Правовой и политический статус различных составных частей-земель и народов в Российской империи определялся в том числе с учетом их особенностей. Тем более что все они были частью государства, а не колониями. В эпоху «просветительского абсолютизма» Екатерины II территория и население России увеличились на 75%, доходы — вчетверо, и к началу XIX в. территория России простиралась от Балтийского моря до Тихого океана. При этом можно отметить, что принципы федерализма, учитывающие особенности народов и необходимость разграничения полномочий, всегда использовались в государственном строительстве и в государственном управлении.
Попытки федерализации России в правление Александра I. Идеи федерализма впервые официально император обозначил в 1818 г. Он объявил о разработке конституции федеративного устройства: государство делилось на 12 наместничеств. Шла централизация управления на местах. Бесчинство чиновников стало бедой России, что Н.М. Карамзин выразил одним словом: «воруют». Этот фактор и сегодня главная преграда на пути к федеративной демократии.
Особую роль в указанный период сыграл в управлении государственной властью М.М. Сперанский. По поручению Александра I он составил проект государственных преобразований, в число которых входило разделение власти. Ветви власти объединились в
Государственном Совете, но при неограниченной власти царя. Учитывалось и мнение Думы как «мнение народное». Но Александр I оказался «республиканцем на словах» и «самодержцем на деле». Отечественная война 1812 г. доказала дееспособность России, которая обеспечивалась патриотическим единством ее народов. Однако обещанную Конституцию Александр I не утвердил. Тогда за Конституцию взялись «тайные общества». В частности, Н. Муравьев вернулся к идеям федерализма и предлагал строительство федеративного государства в России как наиболее отвечающего ее сути.
На пути к чрезмерной унитаризации. Но политические процессы развивались иначе. Суверенитет Польши после восстания 1830-1831 гг. был ограничен. Николай I усилил бюрократическую природу российского государства (эту же политику продолжил и Николай II, особенно в отношении национальных окраин Российской империи). Земская реформа привела к закону о местном самоуправлении. И эти преобразования были приняты народом. При Николае I началась Кавказская война. Параллельно шла активизация экономического развития. В России начали строить железную дорогу. Но все это не подкреплялось соответствующими реформами правления. До конца не было реализовано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» Александра II, которое явилось важной вехой укрепления местного самоуправления. Земские учреждения к началу XX в. были созданы только в 4-х губерниях. Земствам категорически запрещалось заниматься политическими вопросами. Особую роль сыграли земства в школьном образовании, усиливалось самофинансирование земств. Удивительно, что в самой большой по территории стране в мире абсолютное большинство крестьян оставалось малоземельным. Отсюда и неэффективность реформ местного самоуправления. К началу XX в. обострился социальный и экономический кризис из-за отсутствия, главным образом, эффективной системы управления. На этом фоне усилились централизация и унификация, ассимиляция, открыто начали действовать национал-шовинистические и национал-сепаратистские силы. Царское самодержавие не смогло уйти от политики дискриминации целых регионов и людей, в том числе и по национальному признаку. Особенно это проявлялось в начале XX в.
Великая магистраль железной дороги связала страну от Петербурга до Владивостока, от Москвы до Нижнего Новгорода, что предоставило новые возможности объединения всего народа. Потом вошла в строй дорога Москва — Рязань — Воронеж. В 1891-1904 гг. прокладывалась Транссибирская магистраль, которая имела огромное
значение для освоения Сибири. По Пекинскому договору между Россией и Китаем Уссурийский тракт был закреплен за Россией. В 1860 г. был основан Владивосток. В состав России вошла Средняя Азия. Тем не менее в управлении окраинами не всегда учитывались обычаи, традиции, культура народов, их самосознание. «Источником постоянных конфликтов явилось незнание русской администрацией местных языков и обычаев»1. Согласно данным переписи 1897 г. в России насчитывалось 126 млн человек. Православных — 86,9% населения страны. Прежде всего в целях согласования интересов земель и народов, а также для упорядочения управления неоднократно в России вновь и вновь возникали идеи о целесообразности объединения в федеративное государство, но самодержавие не допускало такой возможности. Не только территориально, но и по сути формировалось государственное единство народов России, хотя представительские права национальностей в разных представительских органах были ограничены. В то же время практиковалось издание правовых норм, обязательных для всех социальных групп, должностных лиц и составных частей государства: от «Русской правды» до свода законов «об инородцах». Общий характер правовых норм сохранялся, при этом были возможности учета местных обычаев, традиций и правовых систем в целом.
Поиск цивилизованных моделей обустройства России. Реформаторские устремления М.Т. Лорис-Меликова были остановлены манифестом 1881 г. об укреплении самодержавия. Дальнейшие попытки реформирования местного самоуправления (Комиссия М.Г. Каханова) не удались. С.Ю. Витте указывал, что «здание построено, а купол остался нетронутым», говоря о реформе губернского правления. Н.Г. Плеве стал укреплять власть губернаторов, ужесточать систему управления. Однако С.Ю. Витте добился подписания манифеста 17 октября 1905 г. и усиления народного представительства во власти. Следует отметить, что царское самодержавие не хотело принять реформы и было неспособно их осуществить, хотя за ним стояли такие деятели, как С.Ю. Витте и П.А. Столыпин. Государственный Совет был преобразован в верхнюю палату российского парламента. Но половина членов Госсовета назначались царем. С 1906 г. начала свою работу Государственная Дума. Однако эти преобразования носили половинчатый характер и потому не создавали в России эффективной системы управления. Многие прогрессивные деятели указывали на то, что выработку законов и управление страной необходимо проводить с еще
более внимательным учетом специфики потребностей составных частей государства: национальных, культурных и иных местных особенностей. Но, повторяю, до идей федерализма царское самодержавие не поднялось. Всячески противились этому и псевдопатриотические силы. Сохранялось ограничение прав граждан перед законом и судом в зависимости от этнонациональных и религиозных признаков. Не смотря на обеспечение закономерного и полного распространения юрисдикции государства на всей территории страны, в начале XX в. усилились ограничения в отношении былой самостоятельности составных частей страны. Россия приобрела лишь отдельные элементы республиканского правления, была введена избирательная система, начала работать Государственная Дума. Но все это не было устоявшимся. Целостность территории и государства обеспечивалась не Конституцией, а только наличием единой системы обороны и безопасности. Монархисты и патриоты выступали за упрочение государства путем усиления «исконных русских начал», хотя сам русский народ, при существующем политическом режиме, находился в тяжелейшем состоянии. В сфере политики лозунги «Россия для русских» становились все более модными. По стране прокатились погромы, которые осуществляли «черные сотни» — своего рода скинхеды начала XX в. После разгона Думы 9 июня 1906 г. председателем Совета Министров был назначен П.А. Столыпин — реформатор-государственник и при этом сторонник унитаристских национал-шовинистских подходов. Аграрная реформа и реформа местного самоуправления Столыпина имеют огромное значение. Перед смертью он все же осознал необходимость объединения всех народов страны вокруг русского народа и то, что только в единстве можно созидать великую Россию. Именно Столыпин пришел к выводу о необходимости создания Министерства национальностей. Однако социально-экономический кризис углублялся, недовольство населения усиливалось и власть оказалась неспособной управлять Россией старыми методами и в рамках старого политического режима.
Революционный кризис и становление советского федерализма. Все предполагаемые преобразования не могли реализоваться из-за архаичности власти царского самодержавия. Причина была еще и в том, что Россия включилась в Мировую войну, потом в революцию и трагическую Гражданскую войну. Даже после Февральской революции российская элита не смогла объединиться и проявить волю к сохранению стабильности в государстве. К власти пришли большевики. Идеи федерализма и формирования федеративного государства при
большевиках тоже воспринимались тяжело. В.И. Ленин выступал против федеративного государства до самого 1917 г., хотя провозглашал право народов на самоопределение вплоть до отделения. Получался парадокс: самоопределение признается только вне России, а внутри — нет. Это был разрушительный вариант. Поэтому важно было заняться поиском вариантов самоопределения в самой России. Образование РСФСР не спасло единства страны, пришлось формировать «второй этаж» — Союз ССР. Взгляды В.И. Ленина и И.В. Сталина на перспективы и модели федерализма были различными. Первый в большей степени был либералом и допускал наличие «второго этажа», второй требовал жесткости и объединения всех республик в составе РСФСР. Союзный договор разрабатывался тяжело, с горячими спорами и конфликтами. Собрать вновь уже развалившуюся страну было трудно. Но договор все же состоялся и был подписан 30 декабря 1922 г. По сути, это был договор классического федеративного государства, хотя, как потом оказалось, он носил декларативный характер. Роль советского государства в экономическом и культурном развитии народов России, бесспорно, была велика, несмотря на все трагические страницы его истории в целом. Этнонациональный фактор, как ни в какой другой стране, был учтен при государственном устройстве именно в Советском Союзе. Но его влияние прикрывалось господством над ним классового фактора. Декларация прав народов России стала действительно уникальным и демократическим документом такого рода. В 1918 г. была принята Конституция федеративного государства. С самого начала был образован Наркомат по делам национальностей, который занимался обустройством всех народов, и прежде всего «нацменов», в новом государстве. Он добился того, чтобы многие народы страны стали приверженцами советской власти. В 1924 г. была принята новая Конституция СССР. Учрежден двухпалатный ЦИК — Совет Союза и Совет Национальностей. Национальная политика в Советском Союзе стала рычагом укрепления единства государства. Но многие ее стороны также часто носили формальный, а временами и репрессивный характер. Причины развала Советского Союза впоследствии — именно в этих крайностях, в тоталитарном перерождении федеративного государства и догматичности управленческих подходов. Противоречия и трудности развития советской государственности заключались и в диктате одной партии, одной идеологии. Декларативный федерализм и партийный унитаризм разрушали друг друга, поскольку имели различную природу. Советский Союз вместо федеративного превратился в тоталитарное, наднациональное, идеократическое государство. Но вместе с тем советская власть достигла успехов в народном образовании, в
ликвидации безграмотности. В.И. Ленин подчеркивал: «Безграмотный человек стоит вне политики». И действительно, были достигнуты невиданные успехи в развитии науки, искусства, литературы. Многие произведения советских писателей, композиторов, художников приобрели мировое значение. В то же время уникальные направления творчества, талантливые люди были отброшены как не соответствующие классовой идеологии. За границей оказались И. Бунин, А. Куприн, К, Бальмонт, Д. Мережковский, В. Ходасевич, А. Глазунов, С. Прокофьев, А. Вертинский, С. Рахманинов, Ф. Шаляпин, И. Репин, В. Кандинский, К. Коровин, И. Шагал — цвет российской культуры. В 1922 г. советское руководство приняло решение о выдворении из страны 165 крупных ученых, философов. Были подвергнуты гонениям и репрессиям многие выдающиеся деятели культуры всех народов страны. Но, несмотря на все трудности, было создано государство, сформирован народ, который спас человечество от фашизма. Все нации были сплочены в единый советский народ, что особенно ощущалось в тяжелые годы послевоенного восстановления. Многое, наверное, пропагандистского было в дружбе народов, но не меньше было искренних чувств и дел. В ответ на диктат в Советском Союзе наблюдается взрыв творческой энергии. Это был вызов исконно российского духа — Н. Вавилов, К. Кольцов, А. Серебровский, С. Вавилов, А. Иофере, Б. и В. Курчатовы, А. Бах, В. Пустовейта, О. Мандельштам, Э. Шеут, Г. Козинцев, И. Хейфиц, И. Пырьев, Б. Андреев, А. Бабошкин, М. Бернес, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Кара-Караев, П. Кончаловский, М. Сарьян, М. Шолохов, А Толстой, М. Горький, Л. Леонов, Р. Рождественский, А. Твардовский, Р. Гамзатов, Мустай Карим, Д. Кугультинов, Б. Ахмадуллина, А. Солженицын и многие другие.
При всей своей крепости и мощи советское государство не спешило наладить демократические механизмы развития страны, соблюдать права и свободы человека, учитывать самосознание и самочувствие народов и культур в едином государстве. Объявлены были перестройка и реформы, но воли для их осуществления не хватило. Результатом стал развал Советского Союза, прежде всего из-за отсутствия демократии и полного отхода от принципов федерализма. Разработка нового Союзного договора осуществлялась очень сдержанно. При наличии многих проектов и слов, призывов руководство оказалось неспособным предпринять конкретные шаги с учетом изменившейся ситуации. В результате — ГКЧП, попытки удержать Союз, противоречия между М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным, ускорившие развал страны. Беловежское соглашение было проявлением политического сепаратизма при отсутствии воли у руководства страны для сохранения единого государства.
В тезисах о «параде суверенитетов» в Российской Федерации тоже много реального и надуманного. Но при этом важно понять, что процесс развала Советского Союза автоматически охватывал и РСФСР.
От Федеративного договора к конституционному федерализму. Разработка и подписание Федеративного договора в России стали важной вехой на пути сохранения и обеспечения единства Российской Федерации. Благодаря Федеративному договору удалось заложить федеративные основы Конституции Российской Федерации 1993 г. Важно, чтобы соответствующие преобразования обеспечили перспективы развития федерализма в современной России. Конституционные принципы федерализма не во всех случаях стали частью государственной практики в России. Поэтому необходимо, чтобы, прежде всего, были четко обозначены исключительные полномочия Российской Федерации и совместные полномочия с субъектами Федерации. Трудности переходного периода, исказившие принципы федерализма, позволяет преодолеть федеративная реформа, которая проводится в нынешних условиях. Демократия и федерализм — вот два рычага построения в России современного правового государства, отвечающего чаяниям граждан Российской Федерации всех национальностей, всех народов и регионов страны. В современных условиях особое значение имеет правовое обеспечение принципов политики федерализма, без уклонов в крайности унитаризма и конфедерализма.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 337;