Федерализм как способ бытия культуры
Д.Ж. Валеев
Если культуру понимать как систему гуманистических ориентиров деятельности социума и поведения человека, то федерализм выступает как форма бытия политической и правовой культуры.
По своей сути федерализм выражает меру свободы существования территориальных единиц государства при учете их местных особенностей — национально-этнических и регионально-географических.
Антиподом федерализма во всех его проявлениях — экономическом, политическом, правовом, нравственном и т.д. — является унитаризм как отказ от учета местных особенностей (особенно национальных). Например, газета «Известия» от 28 апреля 1998 г. опубликовала следующее заявление лидера ЛДПР В.В. Жириновского: «Чтобы спасти русскую нацию от катастрофы, сохранить ее в
качества субъекта мировой истории, необходимо превратить Россию в унитарное государство (небольшое число крупных административных единиц, образованных не по национальному, а по региональному принципу...»).1
Было бы не совсем верным считать федерализм лишь принципом, относящимся к многонациональным государствам. Федерализм как принцип территориального устройства является объективным и необходимым признаком любого современного цивилизационного государства, где уважаются и признаются нормы права и морали. Необходимость федерализма как одного из ведущих принципов существования современного государства обусловлена требованиями свободного экономического развития отдельных регионов в условиях перехода к рыночным отношениям. Характерным примером в данном аспекте являются США, где отдельные штаты имеют свои гражданские и уголовные кодексы, свои таможенные законы.
Федерализм как способ бытия культуры в России имеет давние традиции. Многие вошедшие в состав России земли обрели статус, близкий к государственности. Они имели своих правителей, свои законы и даже свои конституции. Так, в XVII веке по договору 1661 г. в состав России вошло Калмыцкое ханство; до конца XVII века просуществовало находящееся под подданством России Касимовское ханство, основным этносом которого были татары. В 1809 г. в состав России вошло княжество Финляндия, пользовавшееся автономией и имевшее свою конституцию; в 1815 г. по решению Венского конгресса к России отошла большая часть Варшавского княжества, из которой было образовано Королевство Польское, имевшее особый статус в составе России и управляемое собственной конституцией.2
Приведенный перечень земель, находящихся под протекторатом или в той или иной форме вассальной и полувассальной зависимости от России, можно было бы продолжить. Однако дело не в количестве примеров, а в том, что все эти проявления федерализма как принципа территориального устройства многонационального государства, каковым являлась Россия, были явлением постоянным на всем протяжении ее истории. И весьма смехотворной кажется сегодня позиция тех, кто пытается превратить Россию в унитарное государство. Этот путь бесперспективен, ибо противоречит и
традициям российской культуры, и объективным закономерностям развития государственности в мировом масштабе, и опыту передовых стран (США, ФРГ, Англия и др.), вставших на путь создания правового государства.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 401;