Преступления, посягающие на основы политической системы РФ


Статья 277 УК РФ устанавливает ответственность за посягательство на жизнь государственного или общест­венного деятеля

Основным непосредственным объектом это­го преступления являются основы политической системы РФ. Дополнительным непосредственным объектом являются жизнь государственного или общественного деятеля.

Потерпевшим при совершении данного преступле­ния может быть только государственный или общественный дея­тель. К государственным деятелям относятся руководители и иные должностные лица высших органов законодательной, испол­нительной, судебной власти и прокуратуры, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ (Прези­дент РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Феде­рации, члены Правительства РФ, лица, занимающие аналогичные должности в органах власти субъектов РФ, и т.д.).

Под общественными деятелями понимаются руководители и активные функционеры политических партий, общественных движений, фондов, профессиональных и иных союзов на федеральном или региональном уровнях.

Объективная сторона преступления заключается в посяга­тельстве на жизнь государственного или общественного деятеля. Состав является формальным, т.к. окон­ченным преступлением он признается с момента совершения об­щественно опасных действий, направленных на лишение потер­певшего жизни, но фактическое причинение ему смерти охваты­вается составом рассматриваемого преступления и не меняет юридической сущности деяния.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом и специальной целью (прекратить государственную или иную политическую деятельность потерпевшего) либо спе­циальным мотивом (отомстить потерпевшему за указанную дея­тельность). Если убийство государственного или общественного деятеля совершено с иной целью или по иным мотивам, нежели указанные в диспозиции ст. 277 УК, деяние квалифицируется по ст. 105 УК.

Субъект — лицо, достигшее 16 лет. Если это деяние совершено лицом в возрасте от 14 до 16 лет, то ответственность наступает по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

В июле 2006 года из текста статьи удалены слова «террористический акт».

Статья 278 УК РФ устанавливает ответственность за насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Основным непосредственным объектом пре­ступления являются основы политической системы Российской Федерации в части легитимности государственной власти, кон­ституционного порядка установления и функционирования госу­дарственной власти и ее органов. Дополнительным непосредственным объектом выступают здоровье, телесная неприкосновенность, честь и дос­тоинство лиц, пострадавших от насильственных действий.

Объективная сторона преступления может выражаться в дей­ствиях, направленных на насильственный захват власти, или на насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, или на насильственное изменение конституционного строя РФ. Действия, направленные на насильственный захват власти, означают попытку неконституционного способа прихода кон­кретных лиц, политических партий, движений и иных политиче­ских сил к власти в РФ или ее субъектах без изменения конституционного строя в стране.

Насилие как некон­ституционный способ захвата власти или ее удержания может состоять, например, в заключении под стражу, интернировании, насильственной физической изоляции, физических унижениях, побоях, причинении вреда здоровью лиц, представляющих орга­ны власти, сформированные в соответствии с Конституцией и законами России.

Действия, направленные на насильственное удержание влас­ти — это отказ уступить власть вопреки результатам выборов, референдума или иному законному, основанному на Конститу­ции РФ акту, соединенный с применением насилия к представи­телям политических сил, к которым в соответствии с Конститу­цией РФ должна перейти государственная власть. Насилие при неконституционной попытке удержать власть по содержанию ничем не отличается от насилия при неконституционной попытке захватить власть.

Самой опасной разновидностью данного преступления являются действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ, заключающихся в насильственных действиях, преследующих цель изменить обще­ственный строй, политическую систему, госустрой­ство либо основные политические институты РФ и сформировать новую систему органов власти.

Крайней формой насилия является применение оружия. Но ес­ли оно приобретает форму вооруженного мятежа в целях сверже­ния или насильственного изменения конституционного строя РФ, то деяние полностью охватывается составом вооруженного мятежа (ст. 279 УК) и не требует дополнительной квалификации по ст. 278 УК, поскольку названные цели преду­смотрены и в ст. 278, и в ст. 279 УК (цель свержения конституци­онного строя выступает средством последующего захвата власти). Если же мятеж преследует цель захвата власти (без свержения конституционного строя), что выходит за рамки ст. 279 УК, и одновременно цель нарушения территориальной целостности РФ, кото­рая не охватывается составом преступления, описанного в ст. 278 УК, то его следует квалифицировать по совокупности ст. 278 и 279 УК.

Состав преступления — формальный. Окон­чено с момента совершения действий, направленных на насиль­ственный захват власти, или на насильственное удержание власти, или на насильственное изменение конституционного строя РФ, независимо от того, удалось ли виновным осуще­ствить преступные планы (захватить или удержать власть, изме­нить конституционный строй РФ).

Если в процессе применения насилия причиняется смерть чело­веку, она не охватывается составом данного преступления и требует дополнительной квалификации по ст. 277, 317 или 105 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом и специальной целью — неконституционного за­хвата власти, неконституционного удержания власти или измене­ния конституционного строя Российской Федерации насильст­венным путем. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. При насильственном удержании власти субъект специальный: представитель органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ, но обязанных в соответствии с нею же пере­дать государственную власть политическим силам, которые приш­ли к власти конституционным путем.

Статья 279 УК РФустанавливает ответственность завооруженный мятеж. Непосредственный объект преступления — основы политической системы Российской Фе­дерации в части незыблемости основ конституционного строя и территориальной целостности России.

Объективная сторона преступления характеризуется как ор­ганизация вооруженного мятежа либо активное участие в нем. В ст. 279 мятеж понимается как спровоцированное, организованное воо­руженное выступление против законной власти, конституционного строя и территориальной целостности РФ.

Организация вооруженного мятежа — это различные дейст­вия, направленные на провоцирование вооруженного выступле­ния против законной власти в РФ. Они могут состоять, в частности, в пропаганде вооруженного мятежа, в вер­бовке его участников, в снабжении мятежников оружием, воин­ским снаряжением, в планировании вооруженных операций и других действиях по идеологическому, материальному или орга­низационному обеспечению мятежа.

Активное участие в вооруженном мятеже означает совмест­ное с другими участниками мятежа совершение насильственных действий с применением или попыткой применения оружия, на­правленных на достижение целей мятежа. Однако умышленное причинение смерти в процессе применения насилия не охватыва­ется составом ст. 279 и подлежит дополнительной квалификации по ст. 105 УК, а если потерпевшими являются го­сударственные или общественные деятели либо сотрудники пра­воохранительных органов, то по ст. 277, 295 или ст. 317 УК (при наличии остальных признаков этих составов преступлений).

Законодатель, описывая две формы данного преступления — организацию мятежа и активное участие в нем, в обоих случаях подразумевает действительное выступление мятежников. Поэтому вооруженный мятеж в форме его организации следует признавать оконченным преступлением с момента первого воо­руженного выступления мятежников. Если действия организато­ра фактически не привели к вооруженным выступлениям против законной власти, их следует квалифицировать, как приготовление к вооруженному мятежу. Активное участие в вооруженном мятеже считается оконченным с момента совершения участником мятежа конкретных насильственных действии с применением или попыткой при­менения оружия, направленных на достижение целей мятежа, независимо от фактического осуществления этих целей или иных последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом и (альтернативно) специальной целью: 1) свержения конституционного строя; 2) насильственного изменения конституционного строя; 3) нарушения территориальной целостности РФ. Цель свержения конституционного строя РФ предполагает стремление насильственным путем упразднить основы конститу­ционного строя, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, ликвиди­ровать права и свободы, закрепленные в гл. 2 Конституции РФ, и установить общественный и государственный строй, не соответ­ствующий Конституции РФ. Цель насильственного изменения конституционного строя РФ имеет то же содержание, что и в ст. 278 УК.

Цель нарушения территориальной целостности РФ означает на­мерение разрушить принципы федеративного устройства, закреп­ленные в гл. 3 Конституции РФ, и насильственно отторгнуть часть ее территории с провозглашением ее независимости от Рос­сии или присоединением к иностранному государству.

Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.



Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 371;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.