Право собственности в промышленно развитых


Зарубежных странах

Центральное для гражданского права понятие права собственности употребляется в двух основных значениях – объективном и субъективном. В первом значении оно означает совокупность норм, регулирующих отношения собственности, во втором – указывает на субъективное право собственника. Во втором – на возможность собственника по своему усмотрению использовать принадлежащее ему имущество. Так, § 903 ГГУ, ст. 641 Гражданского кодекса Швейцарии управомочивают собственника вещи «обращаться с вещью по своему усмотрению».

В системе вещных прав право собственности является наиболее полным субъективным правом. Оно опирается на принцип дозволения собственнику совершать любые действия, не запрещенные законом. Этот принцип не является абсолютным, - нет ни одного общества, в котором бы государство не устанавливало границ осуществления права собственности.

Строго говоря, пределы, или, точнее, ограничения права собственности составляют часть самого понятия этого права. В совокупности этих ограничений цивилистическая доктрина стран континентальной системы права обычно выделяет такие, которые выступают результатом выражения воли самого собственника, и такие, которые возникают независимо от его воли и даже вопреки ей. К числу первых относят так называемые «добровольные сервитуты» (servitudes ėtablies par le fait de l’homme, ст. 686 ФГК), ко вторым – «легальные сервитуты», то есть такие, которые ограничивают объект права собственности путем обременений, налагаемых не волей собственника, а волей законодателя (servitudes ėtablies par la loi, ст. 639, ст. 649 ФГК).

И те, и другие, тем не менее, ограничивают, а не ампутируют и не уменьшают правà собственника. Они лишь сужают обычную сферу действия его прав, не устраняя возможности восстановления их до первоначального объёма при отпадении наложенных обременений.

В числе сервитутов выделяют водные, сервитуты прохода, сервитуты межевания и огораживания, - все они могут быть приобретены только за справедливое и предварительное возмещение. Иллюстрируя содержание такого рода сервитутов на примере французского права, можно заметить следующее. Сервитут стока вод, например, обязывает собственников нижерасположенных участков принимать естественный сток вод с вышерасположенного участка (ст.640 ФГК); сервитут орошения обязывает собственника обремененного им участка допускать в целях орошения участков, отдаленных от стока воды, подведение воду через территорию своего участка. Аналогичные сервитуты действуют на подключение к линиям электропередачи.

Сервитут прохода (droit de passage, ст. 682 ФГК) обременяет промежуточные участки правом прохода через них собственника замкнутого участка (анклава). Такой сервитут может быть приобретён за возмещение, уплачиваемое собственникам обременяемых участков, либо приобретён по давности осуществления (30 лет).

Устройство прохода подчиняется определённым правилам. В частности, следует устраивать проход при наименьшем ущербе для собственника обременяемого проходом участка. Проход может быть устроен и тогда, когда промежуточные участки тоже являются анклавами. Если проход осуществлялся безвозмездно в течение срока приобретательной давности, то право на иск о возмещении погашается истечением такого же срока исковой давности. Наконец, если участок превратился в анклав в результате продажи, мены или раздела, право на проход возникает только в отношении участков, затронутых такими сделками, а обязанность выплаты возмещения в таких случаях не возникает.

Назначение сервитутов межевания (bornage, ст. 646 ФГК) и огораживания ((clore, ст.647 ФГК) участков заключается в том, чтобы предоставить собственнику возможность обязать своего соседа к размежеванию за общий счет их смежных участков, либо наделить его правом огородить свой участок. Такое право не возникает у собственника в том случае, когда его участок обременён сервитутом прохода в пользу чужого анклавного участка.

Право собственности на недвижимость может ограничиваться в публичном интересе. Такое ограничение возникает в результате вмешательства государства в полномочия собственника, причем подобное вмешательство подчиняется жесткой регламентации в законе. Основанием для него могут служить интересы обороны, - ограничение выражается в таких случаях в запрещении возводить строения на определенном расстоянии от оборонительных сооружений и военных баз либо в праве проводить военные реквизиции. Интересы общественной безопасности и санитарии также могут служить основанием такого рода вмешательства, таковы, в частности распоряжения органов государственной власти о сносе аварийных строений, прекращении загрязнения среды, осушении болот и т.п. Собственники могут подвергаться ограничениям и в интересах движения транспорта, например, посредством установления сервитутов в интересах авиации, поддержания обзора на шоссе, для строительства и эксплуатации линий электропередач и т.п.

Особую категорию государственного вмешательства составляют действия не по ограничению прав собственников, а по лишению их этих прав. Речь идет о принудительном отчуждении объектов права частной собственности. Возможность такого отчуждения предусматривается в праве промышленно развитых зарубежных стран (expropriacion, takings, desapropriaçāo). Возможность принудительного отчуждения, однако, может обосновываться только общественными интересами (utilitė publique), а само такого рода обоснование должно подчиняться ряду правил. Первое из них требует, чтобы общественный интерес был признан законом или подзаконным актом, второе – чтобы отчуждение производилось только по решению суда, третье – чтобы отчуждению предшествовало предварительное и справедливое возмещение. (ст.545 ФГК).

Общий подход сводится, таким образом, к тому, что вопрос об ограничении права собственности связывается с подчинением его некоторым общим принципам, не столько определяющим объем содержания права собственности, сколько указывающим на известные долженствования, касающиеся использования собственником принадлежащих ему правомочий. Формулируются такие указания более в терминах обозначения границ правомерного поведения собственника, использующего предоставляемые законом возможности, нежели в плане сужения или расширения границ содержания права собственности.

Наиболее отчётливо идея поведения собственника не столько в русле осуществления признаваемых за ним прав, сколько в русле исполнения налагаемых на него обязанностей выражена принципом, известным под названием «социальной функции собственности».

Этот принцип не нов: получение им теоретического обоснования относится к началу ХХ в. Его освещение и оценки в советский период отечественной цивилистики нередко давались с остро критических позиций, поскольку считалось, что вытекающие из него солидаристские концепции камуфлировали социальные антагонизмы классово разделённого общества идеей социальной солидарности. Между тем, его основной тезис состоит в том, что собственность должна характеризоваться не только правомочиями, но и обязанностями, и поэтому он не должен оставаться за рамками вопроса о понятии и содержании права собственности. Этот тезис («собственность обязывает»), получивший законодательное закрепление в ряде промышленно развитых зарубежных стран, в том числе и на уровне конституционного положения («Eigentum verpflichtet”, ст.14 Конституции ФРГ), имеет большое упорядочивающее, организующее и дисциплинирующее воздействие на мотивацию поведения участников правоотношений собственности. Действительно, если обладание имуществом на праве собственности суть не привилегия, а обязанность, то эффективность правового регулирования в сфере отношений собственности органично повышается за счет установления санкций за невыполнение такой обязанности, либо за чинение препятствий к ее нормальному, надлежащему исполнению.

При восприятии такого подхода к законодательной трактовке права собственности в Российской Федерации стало бы возможным разрешить либо создать необходимые предпосылки для разрешения многих остающихся нерешенными вопросов. «Собственность обязывает» - это принцип, требующий от собственников предприятий сохранения либо создания рабочих мест без ущерба для их рентабельности; это принцип, не допускающий уменьшения площади зеленых массивов в населённых пунктах путем отведения их территории под промышленные и иные строения, и т.д. Собственность должна обязывать своего обладателя быть заботливым хозяином и расчётливым коммерсантом.

 

Современное состояние правоотношений частной собственности в западных стран характеризуется процессами глубоких перемен. Эти перемены не затрагивают пока традиционных правовых конструкций, в которые облекаются различные субъективные права собственников и обладателей иных вещных прав. Однако содержание этих отношений становится существенно иным, чем прежде. Это отражается, например, на традиционных привилегиях собственников природных ресурсов, - растущий массив экологического законодательства подвергает их существенным ограничениям. Меняется роль недвижимости в качестве вместилища частных имущественных накоплений – растущее налоговое бремя, особенно заметное при совершении сделок, оформляющих переход таких накоплений от поколения к поколению, меняет отношение значительной части населения западных стран к такому виду имущества как средству достижения личного финансового благополучия. По существу, происходит постепенное изменение традиционных представлений о частной собственности.

 



Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 308;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.