Функции политического лидера.
1.Научно-практический анализ и оценка ситуации, сложившейся в регионе, стране, мире.
2.Инициирование обновления, генерирование новых идей, определение целей и задач развития.
3.Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать национальное единство, объединять граждан вокруг общей цели и ценностей.
4.Принятие оптимальных политических решений в интересах общества и государства.
5.Защита масс от беззакония и самоуправства, поддержание порядка и законности.
6.Коммуникация власти и масс, усиление политической и эмоциональной связи с обществом и тем самым предотвращение отчуждения граждан от политического руководства. В условиях современного развития эта функция особенно значима.
7.Мобилизация масс на достижение политических целей и организация практической деятельности людей на выполнение принятых решений.
Все эти многочисленные функции можно разделить на три основные группы: диагностические, директивные и мобилизационные.
Набор и содержание функций зависит от множества общественных факторов. Так, наличие развитых социальных институтов, зрелое гражданское общество, высокий уровень гражданской активности в значительной степени ограничивают распространение деятельности политических лидеров. В то же время, роль политических лидеров всегда возрастает в обществах, осуществляющих радикальные преобразования, как, например, сегодня в России.
В нестабильных обществах деятельность политических лидеров обретает особый смысл и статус. Политические лидеры персонально олицетворяют политический курс развития общества, именно они предлагают варианты перспективного развития и возможные способы выхода из кризиса. Поэтому сегодня от российских политических лидеров всех уровней и типов требуется:
· способность выявлять и формулировать жизненно важные интересы россиян, российского государства и общества;
· умение обозначать новые политические цели и задачи, разрабатывать эффективные программы по выходу России из тяжелейшего системного кризиса, по возрождению экономики и утверждению политической демократии.
· наличие политической воли и желания что-либо изменить в лучшую сторону.
· умение вселять веру и оптимизм в россиян, на деле доказывать верность и правильность выбранного курса.
Подводя итог, можно сказать, что сегодня политическое лидерство представляет собой процесс взаимодействия, в ходе которого лидеры выражают интересы своих сторонников и в силу этого обладают властью и престижем, а их сторонники добровольно отдают им часть своих полномочий для реализации собственных интересов. Тем не менее, многие политологи и публицисты не перестают говорить о загадке или тайне лидерства, которая заключается в том, что именно лидеры, поднявшись над общей массой, способны нести в себе дыхание и биение пульса современной эпохи.
Вопросы для обсуждения
1.В чем сущность лидерства с точки зрения политологии?
2. Какие теории происхождение лидерства принято выделять? Какая из теорий наиболее точно объясняет происхождение феномена лидерства?
3. Какие типы лидерства можно классифицировать по способу получения власти?
4. Стиль деятельности – это результат свободного выбора лидера или веление времени? Каковы достоинства и недостатки различных стилей деятельности лидера?
5. Какие функции призваны выполнять политические лидеры в обществе? В чем специфика роли политических лидеров в современной России?
Литература
1. Вебер М. Политика как призвание и профессия. – М., «Прогресс», 1990.
2. Имидж лидера. Психологическое пособие для политика. – М., «Николо-Медия», 1994.
3. Майроф Б. Лики демократии. Американские лидеры. – М., «Инфра – М», 2000.
4. Пугачев В.П. Технологии скрытого управления в современной российской политике. // Вестник Московского университета, серия 12, политические науки, 2003, №3
5. Фреик Н.В. Политическая харизма: версии и проблемы. //Социс, 2004, №12
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА
Теория элит изначально была направлена против идей демократии и социализма, утверждающих социальное равенство людей как основной принцип общественной жизни. Представители теории элит настаивают на том, что существует экономическое, политическое и культурное неравенство, которое является неизбежным и закономерным. В основе теории элит лежит принцип элитизма, согласно которому любое общество разделено на две неравные части: элиту и массы.
Сам термин «элита» происходит от французского «elite», что означает - лучший, отборный, избранный. Начиная с XVII века, он употреблялся для обозначения товаров наивысшего качества, а с XIX века – для обозначения в социальной структуре «избранных» людей, прежде всего высшей знати. Однако данный термин практически не использовался в общественных науках до конца XIX века, а в США и до 30-х годов ХХ века. Применительно к нашей стране, термину «элита» было отказано в существовании вплоть до середины 90-х годов прошлого века.
Теория элит имела глубокие теоретические и социальные предпосылки для своего возникновения. Ещё в древние времена появились взгляды, отражающие разделение общества на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Идеи элитизма можно найти у Конфуция, Платона, Аристотеля, Н.Макиавелли, Т.Гоббса, Г.Гегеля, Ф.Ницше и других.
Классические теории элит возникли на рубеже XIX-XX веков, когда назрела необходимость в объяснении способов взаимодействия высшего слоя общества и простого народа. Представителями классических теорий стали такие ученые, как Г. Моска, В.Парето и Р. Михельс.
Гаэтано Моска – итальянский экономист, социолог и политолог. Один из основоположников элитистского направления в политологии. В произведении «Правящий класс», написанном в 1896 году, Г. Моска показал, что во всех обществах существуют два класса: класс управляющих и класс управляемых.
Класс управляющих обладает следующими чертами: всегда малочисленный; осуществляет все политические функции в обществе; концентрирует власть в своих руках; пользуется всеми преимуществами и привелегиями, а значит является правящим классом.
Класс управляемых: более многочисленный; управляется и регулируется правящим классом; обеспечивает общество материальными средствами существования.
Г.Моска утверждал, что правящий класс всегда имеет возможность манипулировать массами и держать их под контролем.
К чертам правящего класса Г. Моска отнёс: способность к управлению людьми, военную доблесть, богатство, знатное происхождение, а также моральное и интеллектуальное превосходство – все те исключительные качества, которые отсутствуют у большинства народа и позволяют правящему классу господствовать. Причем стоящий у власти правящий класс всячески стремится закрепить свое господство и передать его по наследству, если не законно, то фактически.
Необходимо отметить, что Г.Моска не оценивает деятельность правящего класса с точки зрения морали и справедливости, ученый лишь последовательно доказывает наличие этого класса в структуре общества и выполнение им правящей функции.
Независимо от Г. Моски, примерно в это же время, теорию политических элит разрабатывал В.Парето.
Вильфредо Парето – выдающийся итальянский ученый, внесший большой вклад в развитие политической науки. Исходный тезис В.Парето гласит, что люди не равны между собой физически, морально и интеллектуально. Индивиды, добивающиеся высоких результатов в любой области, составляют элиту. В.Парето впервые разделил политическую элиту на правящую и неправящую.
Правящая элита – это те группы, которые прямо или косвенно участвуют в управлении; осуществляют власть в обществе; захватывают все командные высоты.
Неправящая элита, по мнению ученого, обладает всеми характерными качествами элиты, но не имеет доступа к власти в силу своего невысокого статуса и различных социальных барьеров.
Вступив в борьбу за власть, неправящая элита превращается в контрэлиту. Если ей удастся получить поддержку масс, то контрэлита может стать правящей элитой.
Залогом жизнеспособности правящей элиты является циркуляция элит – закон, сформулированный В.Парето, согласно которому необходимо постепенное и постоянное отторжение из рядов элиты людей, утративших способность к управлению, и привлечение в её состав новых талантливых представителей из неправящей элиты. Прекращение циркуляции приводит к вырождению правящей элиты и открывает возможность её радикальной смены. Однако даже полная замена лиц правящей элиты не приводит к исчезновению самой элиты как социального слоя.
Согласно В.Парето, существует два главных типа элит, которые последовательно сменяют друг друга. Первый тип – «львы» - характеризуются консерватизмом и силовыми методами правления. Второй тип – «лисы» - мастера обмана и политических интриг. Общество, в котором господствует элита «львов» - стабильно, но склонно к застою. Элита «лис» придает обществу динамизм, но характеризуется опасным неравновесием. Общество функционирует оптимально, если в элиту обеспечен приток, как людей первой, так и второй группы.
Новые идеи в теорию элит внёс немецкий социолог и политолог, ученик М.Вебера - Роберт Михельс. Он предложил совсем другой подход к рассмотрению элит, утверждая, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит её.
Законом любой организации является концентрация власти в руках небольшой группы людей, способных доминировать, организовывать, принимать решения в противовес остальным членам организации, зачастую совершено пассивным.
Р. Михельс назвал это «железным законом олигархии». Олигархия – власть немногих. Закон олигархии действует следующим образом:
1.управление большими организациями ведет к определенной стабильности круга правителей и выделению руководящего ядра;
2. руководящая группа становится все более изолированной и замкнутой;
3.круг руководителей постепенно выходит из-под контроля рядовых членов организации, отрывается от них и подчиняет политику собственным интересам;
4.чем крупнее организация, тем более жесткой и бесконтрольной оказывается власть её руководителей.
Если рассматривать общество как единую организацию, то появление небольшого слоя людей, сосредоточивших всю власть в своих руках, становится законом существования этого общества.
Позднее в 1941 году английский ученый Дж. Бёрнхэм подхватил эту идею и разработал понятие «бюрократической власти» как необходимого элемента любой организации. В «Революции управляющих» он утверждал, что благодаря научно-техническим знаниям и административному искусству «класс управляющих» господствует во всех индустриальных обществах как капиталистических, так и социалистических.
Таким образом, для классических теорий элит характерны следующие положения:
· Любое общество элитарно, то есть состоит из привилегированного меньшинства и пассивного нетворческого большинства.
· Элита обладает исключительными качествами: властью, богатством, знаниями, интеллектом, моральным превосходством .
· Современное общество требует профессионального занятия управленческим трудом, что под силу только элите с её исключительными качествами и возможностями.
· Массы не могут управлять обществом.
· Между элитой и массами отношение господства и подчинения.
· Смена элит происходит в борьбе за власть.
В середине ХХ века появилось радикальное направление в теорииэлит, наделавшее много шума в научных кругах. Оно связано с именемамериканского ученого Чарльза Райта Миллса, родившегося в Техасе в средней семье страхового брокера. Большую часть своей недолгой жизни Р.Миллс проработал профессором философии Колумбийского университета США. С детства Р.Миллс отличался воинственным и непримиримым характером, за что позднее в университетских кругах его называли «техасским ковбоем, с оружием и на коне».
Крупномасштабное исследование элиты Р.Миллс осуществил в известной работе «Властвующая элита», опубликованной в 1956 году. Проанализировав структуру современной политической элиты США, автор пришел к выводам, которые далеко вышли за пределы Соединенных Штатов и оказали влияние на представителей различных направлений. Интересно заметить, что критический анализ американской элиты был благосклонно встречен в Советском Союзе, а сам Р.Миллс был приглашен с визитом в СССР, где его чествовали на самом высоком уровне. Однако во время своего визита Р.Миллс не упустил возможности открыто покритиковать и советский строй. Поистине, он всегда был «с оружием и на коне…»
Во «Властвующей элите» Р.Миллс доказал, что в США господствует очень узкий круг людей – властвующая элита, которая образована из представителей трех основных сфер: большого бизнеса, армии и политических группировок, близких к президенту.
Каждая из этих сфер – экономика, армия и политика - в ХХ веке стала более структурированной и централизованной, в результате чего выкристаллизовалась единая унифицированная верхушка власти, подчинившее себе все общество. Используя сочетание экономической власти, контроля над вооруженными силами и близость к Президенту, властвующая элита способна принимать «исторические решения» как во внутренней, так и во внешней политике.
Внутри властвующей элиты могут быть разногласия, но её представители всегда стремятся сохранить сложившуюся систему власти и действуют согласованно, особенно если их положение подвергается угрозе.
Солидарность властвующей элиты объясняется следующими причинами: люди, занимающие высокие посты, являются выходцами из одной социальной среды; они разделяют одни и те же взгляды и имеют общие интересы; нередко они лично знакомы друг с другом; они превратились в единую организацию, которая правит страной, а если учитывать международное положение США, то и оказывает влияние на развитие событий во всем мире.
Властвующая элита в изображении Р.Миллса – это в основном богатые белые мужчины англосаксонского происхождения, квалифицированные специалисты. Многие из них закончили одни и те же университеты, являются членами одних и тех же клубов, совместно заседают в одних и тех же правительственных комитетах, а зачастую связаны между собой родственными узами. Между этими людьми происходит постоянное взаимодействие: политики имеют свои интересы в бизнесе, крупные бизнесмены стремятся к политическим постам, высший военный состав нередко входит в советы крупнейших компаний. Принадлежность к этому узкому кругу автоматически ведёт к получению власти и влияния в обществе.
Р.Миллс полагал, что существуют три четко различимых уровня власти.
· Первый - высший уровень - занимает властвующая элита, формально и неформально принимающая наиболее важные политические решения и отстраняющая от управления страной народные массы;
· второй уровень – это «промежуточный уровень» власти, отражающий групповые интересы в местных и региональных органах власти, влияние которых на принятие основополагающих решений ограничено;
· третий уровень – уровень «фактического бесправия массы», на котором находится основная часть общества, не оказывающая никакого влияния на принимаемые решения.
Из этого естественно следует вывод о том, что в действительности американская демократия и народовластие – не более, чем обман.
Исследование властвующей элиты США не осталось незамеченным. Позднее, выводы Р.Миллса нашли свое отражение в идеологии «новых левых» по всему миру. Кроме того, современный английский социолог Э.Гидденс убедительно показал, что термин «властвующая элита», придуманный Р.Миллсом применительно к Соединённым Штатам, можно с полным основанием отнести и к Советскому Союзу.
В конце ХХ века большую популярность получили плюралистические концепции элит. Эти концепции исходят из того, что правящая элита не является единым целым, изнутри связанным общими интересами. Напротив, состоящая из представителей разных, подчас конкурирующих групп, правящая элита всегда внутренне расколота. На основе этого возникает не солидарность внутри элиты, а соперничество в борьбе за власть.
Плюралистические концепции рисуют общество не в виде пирамиды, вершиной которой является элита, как это делали представители классических теорий элит. Новый образ общества – это пирамида с единым основанием и множеством вершин, борющихся между собой за главенствующее положение.
Ярким представителем плюралистических концепций является американский экономист и социолог Й.Шумпетер. Йозеф Шумпетер, чех по происхождению, в своей жизни занимал посты министра финансов Австрийской республики, профессора Боннского университета в Германии, а в конце жизни стал профессором Гарвардского университета США. В 1943 году вышел в свет его главный труд - «Капитализм, социализм и демократия».
Й.Шумпетер писал, что нельзя понять капитализм, исходя только из логики экономических процессов. Решающее значение имеют политические, социальные и культурные связи. Рассматривая их, ученый приходит к новой формулировке теории демократии, противопоставляя её классической теории, базирующейся на идеях народного управления, общего блага и народного представительства. Предлагая новую концепцию демократии, Й.Шумпетер одновременно выработал новое понимание политических элит, неразрывно связанных с процессом осуществления власти.
По мнению Й.Шумпетера, демократия не является способом обеспечения власти для большинства. Демократия не может предложить больше, чем возможность замены одного политического лидера или партии на другого. Демократия уже давно стала правлением политиков, а не народа. Политики – это «торговцы голосами избирателей», так же как брокеры - торговцы акциями на фондовой бирже. Для того чтобы приобрести голоса избирателей, политики должны хотя бы в минимальной степени отвечать требованиям и интересам своих избирателей. Как рынок, на котором действует конкуренция, обеспечивая возможность выбора потребителю, так и система конкурирующих групп обеспечивает некоторую возможность политического выбора избирателю.
Возможность управлять и принимать государственные решения политики получают в конкурентной борьбе за голоса избирателей. Эта борьба, как правило, носит непримиримый характер, так как желающих прийти к власти много, а руководящих постов – мало. Только избиратели на выборах могут решить, какой элите править, но даже они не в силах изменить тот факт, что за власть всегда будут бороться определенные немногочисленные группы общества. Концепция И.Шумпетера получила название «демократический элитизм» за попытку соединить элитарность общества с принципами демократии.
Современные сторонники плюралистических теорий до сих пор полагают, что отдельные граждане не могут оказывать влияние на процесс принятия политических решений. Существование конкуренции между различными господствующими группами является жизненно важным условием, которое необходимо рационально использовать в общественной жизни.
Ценностные теории элит делают акцент на интеллектуальных и нравственных качествах элиты, утверждая, что элита является самой лучшей и ценной частью общества. Именно элита должна заботиться об общем благе и определять, к каким целям общество должно стремиться. Сила элиты в том, что она формируется в результате естественного отбора среди лучших представителей своей нации. Обществу постоянно следует совершенствовать механизмы формирования элиты, а значит целенаправленно вести поиск лучших представителей в элиту во всех слоях населения.
Согласно ценностным теориям, в рядах элиты должны находиться люди известные, уважаемые, пользующиеся доверием и имеющие безупречную репутацию. В результате этого элита будет иметь моральный авторитет у граждан, а все её начинания будут встречать поддержку, а не глухое равнодушие или яростное сопротивление со стороны общества.
В этом случае элита становится носителем и выразителем тех ценностных ориентаций, которые созвучны обществу и способствуют его продвижению по пути прогресса. Политическая элита, обладая огромной властью, должна определять «что хорошо и что плохо», «что можно и что нельзя» в общественной жизни, на своем примере, демонстрируя воплощение основополагающих ценностей. Представителями ценностного подхода считаются русский философ Н.Бердяев и испанский ученый Х.Ортега-и-Гассет.
Необходимо отметить, что ценностная теория элит очень близка традициям и мировоззрению русского народа, для которого на первом плане всегда были нравственные качества человека. Именно с аморализмом и своекорыстием современной российской элиты многие политологи связывают трудности и проблемы модернизации России.
Кроме того, существуют и другие концепции элит: биологические, психологические, технократические, синергетические, структурно-функциональные,которые отражают многочисленные аспекты существования элиты в обществе, тем самым, помогая приблизиться к пониманию феномена элиты.
В общих чертах, политическая элита – это относительно небольшая группа людей, занимающая руководящие позиции в общественных институтах и непосредственно участвующая в осуществлении политической власти.
Политическая элита – это:
· управляющее меньшинство, сконцентрировавшее в своих руках власть;
· круг профессионалов, для которых политика служит главным источником доходов;
· носитель или субъект власти, располагающий всеми необходимыми средствами и ресурсами.
Короче говоря, политическая элита и есть сама власть.
Данные определения характеризует политическую элиту в узком смысле, как социальную группу, непосредственно принимающую политические решения. С этой точки зрения в состав политической элиты принято включать: монархов и президентов, премьер-министров и министров, руководителей ветвей власти, депутатов и губернаторов, руководителей политических партий и высший дипломатический корпус. Исследования показали, что число таких лиц составляет примерно от двух до четырех тысяч человек. Причем, в политической элите можно выделить ядро: двести – четыреста человек, без согласия которых не принимается ни одно политическое решение в обществе.
В широком смысле слова политическая элита представляет собой элитарный слой общества в целом. Зачастую трудно отделить политическую элиту от экономической, военной, административной, так как политика пронизывает своим влиянием все виды деятельности. Поэтому к политической элите в широком смысле относятся люди, имеющие опосредованное отношение к политике – это: руководители средств массовой информации, военачальники, собственники, совладельцы и руководители корпораций, крупных банков, акционерных обществ, государственных предприятий.
Вслед за В.Парето, сегодня принято выделять правящую и неправящую (оппозиционную) элиту. Правящая элита – та, которая непосредственно обладает властью. Неправящая элита или контрэлита - это элитарный слой оппозиционных сил; это люди, не имеющие власти, но стремящиеся к ней.
Политологи выделяют высшую и среднюю элиту. Высшая элита принимает политические решения в рамках всей страны и является воплощением высшего руководства государства. Средняя элита - это региональные и местные элиты, которые тоже пытаются играть самостоятельную роль в политическом процессе.
В научной литературе и публицистике часто употребляются такие понятия, как псевдоэлита и антиэлита, обозначающие группы лиц, которые занимают высокое положение в обществе, но по причине вырождения, разложения, коррупции, перестают отвечать требованиям элиты. Использование понятий «псевдоэлита» и «антиэлита» при анализе политической ситуации в стране говорит о негативном отношении общества к своему правящему классу.
Главным требованием, предъявляемым сегодня к элите, является эффективность её деятельности, которая определяется такими реальными вещами, как:
· достигнутый уровень экономического прогресса в стране;
· качество и уровень жизни населения;
· обеспечение политической стабильности и национальной безопасности;
· оптимальное соотношение между государством и гражданским обществом.
Другими словами, политическая элита, обладая огромной властью, несёт ответственность за все, что происходит в стране. Именно политическая элита призвана заниматься процессом моделирования общества, обращая внимание на вопросы планирования и контроля. Большое значение имеет наличие политической воли, то есть искреннего желания решить общественные проблемы.
В современной теории элит важное место занимает изучение способов формирования или рекрутирования политических элит.Под способом формирования понимаются механизмы отбора людей в элиту, первостепенные качества и способности, которые оказываются востребованными при пополнении элиты. Принято выделять две основные системы формирования элит: систему гильдий и антрепренёрскую систему.
Характерные черты этих систем отражены в таблице.
СИСТЕМА ГИЛЬДИЙ | АНТРЕПРЕНЁРСКАЯ СИСТЕМА |
отбор претендентов в элиту из нижестоящих слоев самой элиты | отбор претендентов в элиту из любых общественных слоев и групп |
долгий, многоступенчатый путь наверх | возможность быстрого взлета политической карьеры |
наличие большого количества формальных требований для занятия высокой должности (стаж, возраст, национальность, семейное положение) | небольшое число формальных требований к претенденту |
первостепенное значение таких качеств, как личная преданность и лояльность руководству | первостепенное значение личностных качеств, необходимых политику |
практическая несменяемость элиты | ротация (сменяемость) кадров, на основе конкурентных выборов |
воспроизведение уже существующей модели руководства | возможность обновления и изменения стиля руководства |
закрытый тип элиты | открытый тип элиты |
На основе вышеперечисленных черт, можно сказать, что система гильдий порождает и воспроизводит закрытую элиту, похожую на властвующую касту, неподконтрольную и неподотчетную обществу. Информация о закрытой элите строго контролируется. Закрытые элиты характерны для тоталитарных и жестко авторитарных режимов.
Антрепренёрская система, название которой происходит от театрального термина «антреприза», что значит «непостоянная труппа», порождает и воспроизводит открытую элиту, регулярно обновляемую за счет выборов. Открытые элиты характерны для демократических обществ.
Уже в ХIХ веке ученые доказали, что элита играет важную роль в жизни общества, которая определяется её функциями.
Функции элит зависят от многих факторов, таких как: разнообразие политических сил в обществе, уровень развития гражданского общества, наличие деструктивных проявлений в общественной жизни, период кризиса или подъема, наличие определенных стереотипов в общественном сознании и так далее. Другими словами, роль политической элиты определяется конкретной исторической ситуацией и национальными особенностями культуры. Но есть незыблемые универсальные функции элиты, соответствующие её высокому общественному статусу - статусу субъекта политического управления.
· Стратегическая функция – это определение политической программы действия, формулирование основных целей и задач общественного развития, выделение приоритетов и ориентиров в различных сферах жизни общества. Элита должна указывать путь, по которому пойдет общество;
· Организационная функция предполагает организацию и мобилизацию общества на выполнение политических решений, разработку и внедрение в жизнь способов, направленных на достижение поставленных целей, а также осуществление контроля над выполнением принятых решений.
· Интегративная функция предусматривает укрепление единства и стабильности общества, консолидацию различных сил, так как властные полномочия эффективнее реализуются в едином, целостном государстве.
Подводя итог, можно сказать, что с конца ХIХ века теория элит, накопила большой запас теоретических знаний и эмпирических фактов о возникновении, функционировании и развитии элит в обществе. Сегодня теория элит переросла в одно из ведущих направлений мировой политической науки, называемое элитологией.
В заключении попытаемся применить некоторые принципы элитологии в кратком анализе современной российской элиты.
Несмотря на глубокие социально-экономические преобразования в России, политическая элита по-прежнему остается главным фактором политического процесса в нашей стране. Более того, многие исследования убедительно показывают, что в современном российском обществе политическая элита не только сохранила, но и укрепила свою роль. Перспективы развития российского общества определяются сегодня, как и всегда, значимым активным меньшинством, выступающим в качестве российской элиты.
Вот небольшой социологический портрет новой российской элиты… Политическая элита сосредоточена в основном в Москве, она является более молодой по сравнению с советской элитой; уровень образования очень высок, хотя в советской элите людей с научными степенями было больше; представители новой элиты преимущественно горожане по рождению, чего не скажешь о советской элите; в идейном плане представители современной элиты занимают более «прозападные» позиции и являются приверженцами рыночной экономики.
Формирование политической элиты в современной России происходит на фоне низкого уровня внутренней индивидуальной свободы, низкой гражданской активности, неумения и нежелания брать на себя ответственность за принятие решений. В этой ситуации основной тенденцией в деятельности политической элиты стало не решение задач эффективного государственного управления, а реализация определенных экономических интересов. В России сегодня политическая элита является самым конфликтным слоем, так как экономические группы ведут жесточайшую борьбу за контроль над властными правительственными институтами.
Особенностью российского элитообразования является подъём региональных элит, которые становятся сегодня ведущими действующими лицами российской политики. Конечной целью региональных элит является контроль над экономическими ресурсами регионов, возможность самим определять пути социально-политического развития.
Нынешним представителям российского правящего класса предстоит немало сделать, чтобы по праву называться элитой – лучшими, избранными, отборными членами общества. А политическая наука в свою очередь должна разработать такую модель функционирования элиты в нашей стране, которая стала бы эффективным инструментом анализа и прогноза деятельности тех, кто реально управляет общественными делами.
Вопросы для обсуждения
1. Что означает принцип элитизма? Каковы исторические предпосылки возникновения теории элит?
2. Когда возникли классические теории элит? Какие идеи доказывают их представители?
3. Какой вклад в теорию элит внес американский ученый Р.Миллс?
4. В чем научная новизна плюралистических теорий элит? Кто из мыслителей является основоположником демократического элитизма?
5. Что такое политическая элита с точки зрения современной политологии? Какими характеристиками она обладает?
6. Сделайте сравнительный анализ двух систем формирования элит: системы гильдий и антрепренёрской системы.
7. Какие функции призвана выполнять элита в обществе, и каковы критерии её эффективности?
Литература
2. Васильева Л.Н. Теория элит – синергетический подход. //Общественные науки и современность. 2005, №4.
3. Васильева Л.Н. Элита или эрзац-элита: политическое будущее России. //Общественные науки и современность. 2007, №1.
4. Кортюк Ю.Г. Политическая элита современной России с точки зрения социального представительства // Полис. 2001, №1.
5. Крыштановская О.В. Современные концепции политической элиты и российская практика. //Мир России, 2004, т. ХIII, №4
6. Левада Ю.А. Власть, элита и массы: параметры взаимоотношений в российских кризисах. //Вестник общественного мнения: данные, анализ, дискуссии. 2006, №1
7. Миллс Р. Властвующая элита. – М., Издательство иностранной литературы, 1959.
Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 342;