Каким будет решение «джати»?
Предлагаем вам методику решения данного казуса:
Действительно в Древнем Египте дополнительным способом обеспечения возврата долга была возможность для кредитора увести к себе в дом жену и детей должника. Эта варварская мера уживалась в древнеегипетском праве вместе с другими, вполне цивилизованными способами обеспечения долговых обязательств, предполагавшими, например, передачу третьим лицам прав на имущество должника, с тем чтобы в случае неуплаты им долга эти лица передавали эти права кредитору.
Указанный варварский способ обеспечения исполнения долговых обязательств продолжал применяться в Египте и в первые десятилетия правления династии Птолемеев.
Однако еще фараоном Бокхорисом не позднее (498 г. до н.э.) было установлено, что «кредиторы, которые требуют уплаты долга, могли обращать взыскание только на имущество должника, и не позволял ни в коем случае порабощать его тело. Ибо законодатель предусмотрел, что как вещи принадлежат тому, кто их приобрел или своим трудом, или посредством трансмиссии, или путем дарения; так и личность гражданина принадлежит государству, которое в любой момент может призвать его на свою службу как во время войны, так и во время мира. И действительно, было бы абсурдным позволять кредитору уводить воина в момент сражения за родину, чтобы спасение всех зависело от жадности отдельных лиц.
Чаще всего в договорах фиксировалась, что в случае невыполнения должником договорных условий кредитор предъявит к должнику требование отдать ему: «Зерно, землю, раба, рабыню, корову, осла, серебро, медь, одежду, масло и все в этом мире, что принадлежит» должнику. «И он возьмет их в счет долга до тех пор, пока он не возвратит ему его деньги вместе с установленным выше накопившимся процентом».
Таким образом, Никон нарушил одновременно несколько правовых норм.
Во-пepвых, он не имел права самолично арестовывать и задерживать кого-либо в качестве обеспечения исполнения частноправового договора. Это мог сделать по его заявлению лишь чиновник, занимавший должность Практора.
Во-вторых, царской диаграмматой, изданной в 246 или 245 году до н.э., — во всяком случае, до заключения Симоной с Никоном договора займа, предполагавшего ежемесячную выплату за кредит в размере 6%, — было установлено, что такие выплаты не могут превышать 2% в месяц.
В качестве наказания за допущенное самоуправство и превышение процентов по займу, Никон должен мальчика вернуть отцу, и лишен права истребования долга.
Образец решения задачи казуса №2 по праву Древнего Египта: |
Наунакхте была женщиной преклонного возраста, нуждав-шейся в уходе, что она и не скрывала в своем завещании. Она была дважды замужем: от первого мужа детей не имела, но от второго мужа у нее было восемь детей: четыре сына — Маайнакхтет, Кен-хикхопшеф, Аменнакхт и Неферхопт — и четыре дочери — Уос-накхте, Маненакхте, Хеншене и Кхануб.
«В завещании Наунакхте писала , я ста-новлюсь старой, они не заботятся обо мне, как я за-ботилась о них. Кто мне помогал, тому я и отдам свое имущество».
Из всех детей Наунакхте решила дать наследственную долю из своего имущества только Маненакхте. Остальным детям она заявила, что они не будут участвовать в наследовании.
Одновременно она определила, что хоронить ее будет один из сыновей -Кенхикхопшеф.
После смерти женщины ее дети обратились в суд, оспаривая завещание матери.
Каким будет решение суда?
Решение задачи.
Порядок наследования, который показывают древнеегипет-ские документы, относящиеся к эпохе «Нового царства», скорее всего, существовал еще во времена «Среднего царства», а возмож-но, и в более ранний период.
Определял деление семейного имущества на три категории:
1) имущество мужа, унаследованное им от своих родителей;
2) имущество жены, унаследованное ею от своих родителей;
3) совместное имущество мужа и жены, приобретенное во время брака, из которого 2/3 принадлежало мужу и наследовалось после его смерти детьми, 1/3 — жене и оставалось после смерти мужа у нее.
Такое деление семейного имущества гарантировало женщине материальное содержание в случае смерти мужа и без включения ее в число наследников его имущества. И по правилу жена не могла за мужем наследовать (как, впрочем, и муж за ней). Законными наследниками имущества, принадлежавшего ее мужу, были только дети. Имущество жены также должно было переходить к детям. И если у жены не было ни сына, ни дочери, которым она могла бы передать свое имущество, то оно отходило к ее братьям и сестрам, то есть возвращалось в ту семью, откуда женщина пришла к мужу. Подобным же образом имущество мужа, если он умирал бездетным, наследовалось его братьями и сестрами, то есть не доставалось его вдове.
Муж имел возможность в случаях, если жена оставалась после его смерти без средств существования, поскольку вынуждена была отдать все имущество детям, включить в свое завещание оговорку, по которой наследственное имущество переходило к детям не сразу, а по истечении некоторого срока. Очевидно, что оно могло оставаться во владении супруги-вдовы до самой ее смерти
Таким образом Наунакхте не могла лишить своих детей долей в имуществе мужа, поскольку, согласно египетским обычаям и законам, участие в разделе наследованного имущества отца являлось неотъемлемым правом всех его детей.
В отношении имущества самой Наунакхте суд может определить: что Наунакхте вправе была лишить своих детей наследования ее имущества по причине того, что они плохо выполняли свою основную обязанность — не заботились о ней надлежащим образом.
Но Маненакхте не может быть единственной наследницей матери, так как в египетском наследственном порядке этого времени по-прежнему главным принципом распределения наследства было правило, выражавшееся в формуле: «Пусть имущество отдается тому, кто хоронит». Поэтому имущество матери достанется тому, кто ее хоронил.
Самостоятельно решите следующие задачи-казусы по праву Древнего Египта:
1. Амменеус женился второй раз, так как первая жена умерла. После свадьбы он сделал подарок своей молодой жене – дорогое ожерелье. Увидев это, его дочь он первого брака возмутилась и подала иск в джаджат с требованием признать это дарение недействительным.
► Каково будет решение суда?
2. Анкхрен и Ануфер прожили в браке более 10 лет, однако детей не было. Поэтому они купили рабыню, которая родила хозяину троих детей. После смерти мужа Ануфер усыновила мальчика-раба и удочерила двух девочек-рабынь. Однако младший брат мужа Падиу заявил: «Пусть доля моего брата будет отдана мне». Ануфер заявила, что дети являются законными наследниками Анкхрена, Падиу обратился в суд.
► Каким будет решение суда?
3. Мерри-Секхмет, будучи в гневе, убил своего 15-летнего сына.
► Какое наказание ждет детоубийцу?
4. Навенахер встречался с замужней женщиной, но однажды их застал её муж.
► Какое наказание ждет прелюбодеев?
5. Неканор заключил договор о найме 3-х рабынь, принадлежащих Месуа, на 15 дней работы. В качестве уплаты за их труд, он отдал быка. Однако погода была очень жаркой, рабыни не могли работать. Через 15 дней Месуа потребовал своих рабынь обратно. Неканор отказался их вернуть под тем предлогом, что они не работали, не выполнили запланированный объем работы. Неканор обратился в суд.
► Каким будет решение суда?
Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 806;