Государство и право Древней Индии
История государства и права Древний Индии в юридической науке рассматривается в несколько периодов:
1) Древний период
(IV – первая половина II тыс. до н.э.)
2) Ведический период
(вторая половина II века до н.э. – середина I в. до н.э.)
3) Период Маурьев
(вторая половина I в. до н.э. – I в. н.э.)
Общественно-политический строй. Причины возникновения и развития государства и права Древней Индии имеют характерные признаки, что и во всех государствах Древнего Востока:
● ирригационное производство
● земледеление
● экономические потребности общества
Структура древнеиндийского общества состояла из 4 варн и выстраивалась по иерархии:
1) брахманы (богорожденные сыны)
2) кшатрии (воины)
3)вайшьи (торговцы, ремесленники, земледельцы)
4) шудры (батраки)
Брахманы имели превосходство над всеми нижестоящими варнами и признавались посланниками Бога, обучали религии и наукам.
Кшатрии были обязаны осуществлять охрану в государстве.
Вайшьи, так же как и две вышестоящие варны относились к привилегированному классу древнеиндийского общества. В их обязанности входило ростовщичество, торговля, земледелия, изучение ритуалов и обрядов, распределение милостыни.
Шудры относились к низшей варне. Первостепенной обязанностью шудры было служение трем варнам (брахманы, кшатрии, вайшьи).
Исходя из религиозных представлений древнеиндийского общества, варны произошли из тела космического Великана Пуруши:
→ Голова – Брахманы
→ Руки – Кшатрии
→ Бедра – Вайшьи
→ Ступни – Шудры
Рабы в Древней Индии, как и во всех государствах Древнего Востока не признавались субъектом права. В рабство попадали военнопленные, должники и дети, рожденные от рабыни.
Государственный строй. По форме государственного устройства Древняя Индия была унитарным государством, по форме правления – монархия. Иерархия власти располагалась в следующем порядке:
1) Царь (власть безграничная, но подлежит ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей)
2) центральные органы власти
3) царевич - глава провинции
4) раджук - глава области
5) мукхья - глава города
6) староста - глава деревни
Правовое положение монарха в Древней Индии резко отличалось от статуса правителя Древнего Египта и Древнего Вавилона. Царь не обожествлялся, нес гражданскую и уголовную ответственность перед народом и государством, не имел права назначать наказания привилегированным социальным группам.
Право. Основными источниками права Древней Индии являются Законы Ману, составленные брахманами во II в. до н.э. – II в. н.э.
Законы Ману носили ярко выраженный идеологический характер и устанавливали неравноправное положения для различных слоев общества.
Правовой памятник состоял из 12 глав и 2685 статей, регулировал религиозно-нравственные и правовые отношения.
Обширный перечень предметов и видов собственности в сборник правил поведения свидетельствует о развитости гражданско-правовых отношений, так же четко определены способы приобретения имущества:
→ наследование
→ завоевание
→ покупка
→ получение в дар
→ ростовщичество
→ за выполнение определенного объема работ
→ милостыня
В Законах Ману прописаны нормы о необходимости возмещения вреда, в случае порчи чужого имущества.
Несмотря на то, что источник права не регламентировал возраст наступления дееспособности, сделки заключенные рабами, детьми, стариками или душевно больными людьми признавались недействительными.
Брачно-семейные отношения базировались на принципах патриархальности и неравноправного положения членов семейства (пол, возраст и происхождению).
Заключение брака между высшей и низшей варной было запрещено.
При рассмотрении уголовных дел царю предписывалось при избрании меры наказания учитывать объективные и субъективные стороны совершенного правонарушения.
Преступления по Законам Ману делились на:
► государственные
► религиозные
► должностные
► против личности
► против собственности
► против нравственности
► против порядка
По степени опасности:
► тяжкие преступления:
→ убийство
→ изнасилование
→ кража
→ грабеж
→ телесное повреждение
► преступления, совершенные без применения насилия
►рецидив (неоднократное совершение одного и того же правонарушения).
Методические указания по решению задач-казусов:
Актуализировать полученные знания поможет решение рабочих ситуаций, которые основаны на реальных судебных спорах или ситуациях, почерпнутых в судебных хрониках, сочинениях древних юристов и иных источниках.
Юридические казусы составлены таким образом, чтобы оживить представление о крупнейших памятниках зарубежного права; на примере той или иной жизненной ситуации показать суть нового, важного правового института, особенности юридического регулирования жизненных ситуаций и, в конечном счете, отразить развитие зарубежной правовой мысли.
При анализе ситуации необходимо прежде всего четко определить существо проблемы, т.е. какое право нарушено и(или) требует юридической защиты. Далее следует выделить юридически значимые факты. И наконец, каким образом Законы Древнего Востока предлагали урегулировать аналогичные ситуации.
Для успешного решения юридического казуса необходимо: |
1) внимательно изучить текст соответствующего правового памятника;
2) ознакомиться со специальной литературой;
3) проанализировать все возможные, согласно закону, варианты его решения;
4) дать аргументированный ответ на вопросы казуса со ссылками и цитированием статей памятника права. При непреодолимых затруднениях в подборе современного правового понятия используйте в решении терминологию соответствующего нормативного акта.
Решение казуса не требует использования каких-либо специальных сведений по отраслям права, хотя и не исключает этого. Для осмысления казуса и ответа на него полезно привлекать материал по курсу «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», гражданское, уголовное, процессуальное право и т.д.
Предлагаем в качестве образца решение задач казусов по праву Древнего Египта: |
В 245 г. до н.э. жена Антипатора Симона взяла в долг у Никона 70 драхм под 6% ежемесячных выплат от долговой суммы. Спустя некото-рое время кредитор обманом заманил Симону и ее сына к себе в дом. Поместив их в охраняемое помещение, он объявил, что будет держать их здесь в качестве обеспечения выплаты долга. Симона каким-то образом сбежала и возвратилась к мужу. Узнав от нее о происходящем, Антипатор потребовал от Никона освободить сына, но тот ответил, что сделает это лишь после того, как получит свой долг с процентами. Антипатор обратился к джати с просьбой наказать Никона за превышение процентов по долгу, а также за то, что держит в неволе свободного мальчика.
Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 404;