Предмет и структура исторического материализма
Научная социальная философия — это наиболее общая философская наука об обществе. Ее соотношение с научной философией, которая в равной мере относится к природе и обществу, есть соотношение всеобщего (общефилософской теории) и особенного (общесоциологической теории), а не целого и части. Особенное, как известно, неполно входит в общее, в то время как часть полностью включается в целое.
Как более конкретная философская теория, исторический материализм в значительной мере опирается на общефилософскую теорию и потому в нем можно выделить два ряда категорий, выступающих своеобразными эквивалентами друг друга. Один ряд составляют понятия общественного бытия и общественного сознания, образованные на основе всеобщих философских категорий, другой — общесоциологические понятия способа производства и надстройки. Общесоциологический язык, в отличие от общефилософского, позволяет дать расчлененное описание реального процесса жизни людей, выделить в нем основные моменты и стороны: производство, обмен, распределение, потребление, производительные силы, производственные отношения и т.д. Однако явный параллелизм обнаруживается лишь у наиболее общих понятий диалектического и исторического материализма.
Научная социальная философия — это наиболее общая теория общества, предметом которой являются наиболее общие стороны общественной жизни: отношение общественного сознания к общественному бытию, общие законы развития родовой и индивидуальной человеческой сущности, смысл и перспективы существования человечества.
Предмет научной социальной философии определяет ее структуру. В философской литературе существует несколько вариантов структуры исторического материализма, которые имеют свои основания и вызывают определенный интерес. Однако представляется, что наиболее адекватной его содержанию является двухуровневая структура. Первый уровень структуры образует изложение концепции “человека в обществе”, т.е. концепции человека применительно к социальным явлениям — производительным силам и производственным отношениям, труду, собственности, общественному сознанию, классам и т.д. Иначе говоря, это изложение иерархической системы сфер общественной жизни: материальной, социальной, духовной, политической и т.д. В Предисловии к “Критике политической экономии” К. Маркс отмечает, что способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Перечисление сфер общественной жизни дается не на одном логическом основании. Социальный процесс берется здесь как процесс жизни людей в целом, сторонами которого являются политический и духовный процессы. В свою очередь, политический процесс выступает стороной духовного процесса. В результате общественная жизнь в целом предстает как сложная иерархическая система, в которой все сферы (социальная, духовная, политическая) зависят в конечном счете от материальной сферы, или способа производства. Производство является в конечном счете решающим, ибо главное в нем — производство человеком самого себя, своей сущности, своего бытия. Государственные и правовые системы, теоретические воззрения, появляющиеся в истории, могут быть поняты только тогда, когда поняты материальные условия жизни каждой соответствующей эпохи и когда из этих материальных условий выводится все остальное. Определяющая роль экономических процессов в жизни общества не исключает активного влияния на них социальных, политических, духовных процессов.
С позиций материализма первичность общественного бытия, или способа производства, означает, что в нем заключены главные источники, причины развития общества. Это в свою очередь с неизбежностью приводит к признанию раздвоения материальной жизни на две неравнозначные стороны: труд, или целесообразную деятельность, и отношения, складывающиеся между людьми в процессе труда. При этом труд определяет экономический базис, социально-экономическую структуру общества в целом. Или, иначе, материальный труд как специфический объективный способ существования социальной формы материи является конечной основой и причиной ее развития.
Второй уровень структуры определяется идеей единого, закономерного исторического процесса. Все сферы общественной жизни необходимо представить в виде развивающегося целостного процесса, основой которого выступает общественно-экономическая формация. Стержнем исторического процесса как закономерной смены формаций служит процесс развития человеческой сущности, поскольку первая предпосылка всякой человеческой истории — живые человеческие индивиды, их деятельность и материальные условия жизни.
Различие и единство этих двух уровней, или концепций, определяется тем, что они решают различные философские вопросы: материализм (исторический) — основной, диалектика (историческая) — второй вопрос философии. Как и материализм вообще, исторический материализм становится научным только тогда, когда он включает в себя диалектику, идею развития человеческой сущности. Идея первичности — вторичности общественного бытия и общественного сознания имплицитно содержит в себе идею социального прогресса.
Функции социальной философии. Исторический материализм, выступивший в качестве теоретической и методологической основы создания и развития научной политической экономии, теории социализма, революционной теории марксизма в целом, со всей определенностью проявил свою теоретическую и практическую действенность уже на первом этапе своего развития. Прямое участие в теоретическом объяснении действительности и благодаря этому в ее преобразовании — главная функция научной социальной философии. В последнее время эта функция научной философии нередко оспаривается, а иногда расценивается как негативная. В связи с коренными изменениями, происходящими в мире под влиянием современной НТР, появились утверждения о том, что теория марксизма в целом устарела, что она соответствовала социально-экономическому состоянию общества в период домонополистического и раннего монополистического капитализма. В условиях позднего монополистического капитализма еще при сохранении классов и классовой борьбы становится возможным отмирание политических революций и даже государства.
В последние десятилетия капитализм сделал мощный технологический рывок вперед — из индустриальной в постиндустриальную фазу, резко усилил интеграционные тенденции, процессы обобществления производства, причем все эти изменения затронули в значительной мере сущностные стороны капитализма, но не устранили его противоречия, в том числе периодические кризисные явления в экономике и финансах. Что касается государственного (а теперь и надгосударственного регулирования), то без него не обходится ни одно современное капиталистическое производство, функции его регулирования (на макро- и микроуровнях) выполняют и крупные корпорации, выросшие на базе акционерной собственности, а также рынок. Однако под влиянием происходящих в странах капитала процессов социализации и гуманизации общественной жизни вполне реальным стало мирное, наиболее безболезненное для общества, осуществление социалистической революции в целом, т.е. без вооруженного восстания и гражданской войны. В то же время необходимо иметь в виду и возможность немирного перехода к социализму. Как отмечал Ленин, “история вообще, история революции в частности, всегда богаче содержанием, разнообразнее, разностороннее, живее, “хитрее”, чем воображают самые лучшие партии, самые сознательные авангарды наиболее передовых классов”98.
Важнейшей функцией социальной философии является предвидение, предсказание более или менее отдаленного будущего. Начиная с античности философы стремятся “заглянуть” в будущее. Однако эти стремления не опираются на знание глубинных тенденций, объективных законов развития человечества и имеют в качестве результата в лучшем случае гениальные догадки. Несомненным достоинством научной социальной философии становится ее предсказательная способность. Научная теория общества предсказывает закономерные этапы развития человеческого рода, возникновение в будущем подлинной истории, в которой человеческая сущность получит свое полное выражение и свободное развитие.
Одним из достижений современной эпохи является предсказанное Марксом радикальное изменение роли непосредственного труда, который в условиях современной научно-технической революции становится управляющим фактором производства, приобретает характер “всеобщего, научного труда”, связанного с устранением разделения на физический и умственный труд. С формированием нового типа труда сложатся все предпосылки, необходимые для перехода общества от предыстории к подлинной истории.
В современную эпоху главной задачей научной социальной философии является дальнейшая разработка материалистического метода, посредством которого были выработаны понятия общественной формации и естественно-исторического процесса развития этих формаций, приведение МПИ в соответствие с потребностями социального и научно-технического прогресса. Современная НТР порождает мощную тенденцию к материалистическому пониманию мира и истории.
Дата добавления: 2021-04-21; просмотров: 339;