Исторического материализма
Научная социальная философия, или исторический материализм, возникает одновременно с диалектическим материализмом как ответ на потребность человеческого общества в познании сущности мира и своей собственной сущности. Создание научной теории мира и общества стало возможным благодаря сложившимся к середине XIX в. социально-экономическим, конкретно-научным и философским предпосылкам.
Исторический материализм возникает прежде всего в силу объективных условий — достаточно развитого капиталистического способа производства, в котором экономические отношения выступают в своем непосредственном виде, что делает возможным осознание скрытых пружин, движущих капиталистическим обществом и историей вообще. Появление его было вызвано также формированием той социальной силы пролетариата, которая самим объективным ходом истории поставлена перед необходимостью познания общественной жизни такой, какая она есть сама по себе, овладения подлинной теорией мира и общества.
В самих условиях общественной жизни (в производительных силах, созданных буржуазией менее чем за сто лет и раскрывших огромную роль труда в жизни общества, планомерной, пропорциональной его организации в рамках отдельных предприятий, мировом рынке, проявившем общее в развитии различных стран и народов, в массовых выступлениях рабочих, свидетельствующих о выходе на арену новой политической силы и т.д.) К. Маркс и Ф. Энгельс нашли ответы на все те вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Однако правильное осознание материальных условий жизни и “выведение” из них новых теоретических воззрений было бы невозможно без глубокого анализа открытий в естествознании (в особенности эволюционной теории Дарвина) и уже существующих учений об обществе, в первую очередь трудовой теории стоимости, которая впервые выявила главный фактор общественной жизни — материальный труд. Однако до разработки Марксом научной политической экономии научный материализм оставался гипотезой. Он перестает быть ей только с выходом в свет “Капитала”.
Научная теория общества является продолжением и вместе с тем отрицанием (с удержанием всего положительного) предшествующих социально-философских воззрений, прежде всего натуралистических представлений Фейербаха и философии истории Гегеля. Маркс критически преодолел фаталистическую концепцию истории, в плену у которой оставался Гегель, и опроверг субъективное воззрение на историю как на результат человеческого произвола. Он показал, что главным, коренным недостатком всех прежних теорий общественной жизни является их идеалистический характер. Материализм и история в них оторваны друг от друга. С позиций субъективного идеализма, который исходит из сознания, как “если бы оно было живым индивидом”, история предстает в виде истории мыслей, иллюзий субъектов, или как воображаемая деятельность воображаемых индивидов. Согласно объективному идеализму история есть развитие мысли вообще, развитие понятия. Как признает сам Гегель, он рассматривал поступательное движение одного только понятия и в истории изобразил “истинную теодицею”. С позиций натурализма (материализма) первой предпосылкой истории также оказываются не действительно существующие живые человеческие индивиды, а формы и продукты мышления. При таком понимании из истории исключаются практические (материальные) отношения к природе, а исторические эпохи предстают как эпохи господства тех или иных принципов: эпоха аристократии — принципов чести и верности; эпоха буржуазии — принципов свободы, равенства, братства. Основа мыслей — социальный материальный индивид и историческая обстановка — оставались в стороне.
Создание принципиально нового взгляда на человека и историю опиралось не столько на обобщение философского материала, сколько на обобщение естественнонаучного и обществоведческого материала.
Как отмечалось в курсе общей философии, суть коренного скачка, связанного с возникновением марксизма, заключается в появлении научной философии, которая выражает основные классовые интересы пролетариата, непосредственно совпадающие с общечеловеческими интересами, объективным ходом истории. Научность исторического материализма заключается в том, что он в принципе правильно и окончательно решил ключевые проблемы социальной философии, которые уже не могут быть решены каким-либо иным альтернативным способом. Эти проблемы выражены в двух вопросах философии, решенных в пользу материализма и диалектики. Тем самым научный материализм был распространен на общество, “достроен до верху” и обогащен диалектикой. С позиций научной социальной философии способность человека (и общества) к развитию заложена в его родовых и индивидуальных “сущностных силах”, или “сущностных свойствах”, реализуя которые в процессе познания и преобразования природы, он производит себя, свое бытие и сущность.
Радикальное отличие исторического материализма от предшествующих социальных учений — открытие Марксом социальной формы материи (законов и ступеней ее развития), абстракция которой создается им посредством исследования материального труда, как наивысшего объективного способа существования и развития. Признание решающей роли труда в жизни общества означает, что общественные законы в собственном смысле слова суть законы человеческой природы и деятельности, в первую очередь материально-практической. С открытием законов общественного развития научная социальная философия становится теоретическим руководством практического преобразования общества. В “Капитале” и других трудах Маркс убедительно обосновал идею необходимой смены общественно-экономических формаций как основных ступеней развития человечества, закономерного перехода капитализма в новое общество. Этот необходимый переход возможен вследствие развития человеческого труда, производительных сил, постепенного вырождения товарного производства (“рынка”) и вытеснения его пострыночным, основой которого станет “всеобщий, научный труд”.
Дата добавления: 2021-04-21; просмотров: 303;