Перемены в области брачно-семейных отношений
Существует много научных и особенно околонаучных рассуждений о кризисе семьи. Еще в 1913 году П.Сорокин в своей статье «Кризис современной семьи» привел эмпирические доказательства происходящих изменений в российской семье – увеличение количества разводов, уменьшение количества заключаемых браков, рост числа внебрачных детей, абортов и проституции, уменьшение числа детей в браке, эмансипация женщин, передача государству воспитательных, образовательных и опекунских функций. В своем анализе он пришел к выводу, что «разложение не остановилось, а чем дальше, тем идет быстрее, и, по-видимому, в таком же направлении пойдет и в будущем, конечно, оно не ведет к гибели семьи вообще. Семья как союз супругов и как союз родителей и детей, вероятно, останется, но формы ее будут иными»[12]. Вывод социолога противоречив – с одной стороны, мы видим оценочное суждение о разложении семьи, а с другой стороны – констатация возможного изменения форм семьи в будущем, что, в общем-то, и происходит.
Семья как социальный институт исторически всегда изменялась в соответствии с более широкими социальными изменениями в обществе и никогда не была жестким автономным образованием. Сейчас же мы находимся на стадии достаточно быстрых изменений в обществе, что не может не отражаться на семье как социальном институте и социальной группе.
Признаки трансформации семьи стали проявляться в развитых странах Европы уже с середины 1960-х годов, а в других европейских странах - с конца 1980-х - начала 1990-х годов. Перечень важнейших перемен в состоянии семьи были кратко сформулированы Дирк ван де Каа (Dirk J. van de Kaa):
· переход от "золотого века" брака к конкубинативному союзу;
· переход от пары "ребенок-король с родителями" к "паре королей с ребенком";
· переход от контрацепции в целях предохранения к контрацепции как самовыражению;
· переход от однородного хозяйства к плюралистическим типам семьи и домашнего хозяйства[13].
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности.Можно выделить ряд основных тенденций изменения семейно-брачных отношений:
- Изменение состава семьи.
В Беларуси, России и во многих странах Европы происходит уменьшение численности семьи в результате снижения рождаемости и сведение ее к супружеской паре и ее потомству (нуклеарная семья). Не смотря на то, что значение детей для полноценности жизни женщины оценивается сравнительно высоко (по данным опроса, 73,9% опрошенных молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет говорят о том, что для них очень важно создать хорошую семью, воспитать детей), современная городская семья чаще бывает малодетной – с одним или двумя детьми, причем такой сдвиг в репродуктивном поведении и соответствующих социально-психологических установках является, по-видимому, устойчивым и закономерным. Идеальное и реальное поведение в отношении рождения детей сильно различаются. Часто желаемые установки родителей на идеальную семью расходятся с их реальным поведением - несмотря на достаточно сильную репродуктивную установку (всего лишь 2,0% опрошенной молодёжи выступают за бездетную семью), наличие общих детей, как очень важное условие счастливого брака, отметили только половина опрошенных молодых людей (52,5%). При этом с возрастом количество молодых людей, полагающих, что наличие общих детей является очень важным условием для счастливого брака, уменьшается. Возможно в современной ситуации, когда каждый третий заключённый брак заканчивается разводом, дети, в представлении молодых людей, хоть и являются важной составной частью жизни, но семейного счастья не гарантируют. Также не имеет популярности у молодых людей и стремление сохранять брачные отношения «ради детей». Большинство опрошенных молодых людей (82,6%) не планируют иметь больше двух детей. За семью с тремя детьми выступает только 12,7% опрошенных, а больше трёх ожидает иметь всего лишь 2,6% молодых людей. Таким образом, среднее ожидаемое число детей, равняется 1,87, что недостаточно даже для простого воспроизводства населения.
Самой главной причиной, по которой планируемое число детей отличается от желаемого – это отсутствие нормальных жилищных условий (об этом упомянули 42,2% опрашиваемых молодых людей в целом, а также каждый второй (51,7%) молодой человек, состоящий в браке). Такая ситуация неудивительна, ведь по результатам опроса только 27,8% молодых семей имеют собственную жилплощадь, остальные либо проживают вместе с родителями или другими родственниками (34,5%), либо в общежитии (15,3%), либо вынуждены снимать комнату или квартиру (20,8%). Кроме того, 78,1% молодых людей, состоящих в браке, отметили, что они нуждаются в улучшении жилищных условий, и практически половина из них (33,3%) не имеет возможности эти условия улучшить. Наиболее остро «квартирный вопрос» стоит в городе Минске (50,2% молодых минчан отметили, что они не могут иметь больше детей, прежде всего, из-за отсутствия нормальных жилищных условий), в регионах и сельской местности не так сильно, но, тем не менее, нехватка жилплощади остаётся серьёзной проблемой.
Второй по популярности причиной малодетности молодых семей стало тяжёлое материальное положение – её упомянул каждый третий молодой человек – 34,5% (для семейной молодёжи эта цифра равна 39,6%). Низкие доходы занимают первое место в рейтинге наиболее значимых проблем современной молодёжи (61,0% опрошенных посчитали, что именно это больше всего осложняет их жизнь). Почти треть опрошенных молодых людей, состоящих в браке (27,1%) оценили своё материальное положение как «неважное, средств хватает только на самое необходимое», ещё 8,0% сказали, что их материальное положение плохое. Примерно для 70% опрошенных молодых людей, состоящих в браке размер реального совокупного среднемесячного дохода в 1,3 – 4 раза меньше желаемого совокупного среднемесячного дохода.
Помимо неудовлетворительных жилищных и материальных условий среди причин, по которым молодые люди не могут иметь большее количество детей, довольно часто упоминался страх перед будущим, неуверенность в завтрашнем дне (21,4% молодых людей в целом, 22,5% семейной молодёжи). Обращает на себя внимание тот факт, что молодые девушки указывали эту причину практически вдвое чаще, чем юноши (27,8% девушек и 15,4% юношей), однако имеющиеся данные не позволяют однозначно объяснить, что лежит в основе такой ситуации.
Оставшиеся причины (перегрузки на работе, плохое здоровье, плохие отношения с брачным партнёром и т.п.) упоминались значительно реже.
Удручает то, что если среди молодых людей, не состоящих в браке, 32,8% отметили, что они не видят причин, мешающих им завести столько детей, сколько им хочется, то среди семейной молодёжи таких остаётся только 18,3%, то есть практически вдвое меньше. Похожим образом выглядит и распределение этого показателя по возрастным группам. Таким образом, вновь подтверждается вывод о том, что по мере взросления (вступления в репродуктивный возраст) молодые люди, сталкиваясь с всё большими трудностями, уменьшают планируемое количество детей.
- Увеличение количества семей с одним родителем, в основном – с матерью.
Впервые юридический термин "одинокая мать" (в узком смысле) появился в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 г. о прямой материальной помощи многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства и учреждении "материнских" наград. Из него следовало, что одинокая мать - это женщина, не состоящая в законном браке и имеющая "внебрачных" детей. В широком смысле это определение включает категорию матерей, воспитывающих детей в семьях без отца, в том числе разведенных и вдовых. Но поскольку существуют и семьи, где есть одинокий отец, то в целом такие семьи определяют как «семья с одним родителем».
Одинокий родитель – состояние неустойчивое, и его границы часто неопределенны. Как отмечает Э. Гидденс, большинство людей не хотели бы быть одинокими родителями, но есть достаточно много женщин, которые решили завести ребенка «для себя». «Матери-одиночки по выбору» - так определяют женщин, которые имеют достаточно ресурсов для самостоятельного воспитания ребенка. Однако для большинства одиноких матерей характерна высокая корреляция между показателями рождаемости вне брака и показателями бедности.
Данная тенденция характерна и для многих других стран. Так, например, в прибалтийских странах к 2000 году число детей, рожденных вне брака, значительно увеличилось – в Эстонии было рождено вне брака 52% детей, в Латвии - 40%, а в Литве – 22%. Эти цифры различаются, возможно, в силу разной религиозной принадлежности стран – Литва является католической страной, а Латвия и Эстония – протестантскими[14].
Отношение к одинокой женщине в современном обществе неоднозначное – оно может быть негативным, нейтральным, уважительным. Все зависит от воспитания людей и соответствующих установок – традиционных или либеральных. В экономически развитых странах (Великобритания, Швеция, Финляндия) достаточно велико число респондентов (от 37% до 41%), считающих, что «для роста и развития ребенка не обязательно иметь двоих родителей». В России такого мнения придерживаются только 5% опрошенных[15]. Однако мать-одиночку, желающую воспитывать ребенка самостоятельно, в России одобряли 53% респондентов, т.е. больше, чем в среднем по всем странам Европы (44%)[16].
· Увеличивается количество сожительств (конкубинат) с детьми (около 10%) и без детей (около 14%).
Конкубинат (cohabitation или сожительство на обыденном языке) – официально незарегистрированный долговременный (не менее 2-х лет) супружеский и хозяйственно-бытовой союз мужчины и женщины. Если в сожительстве рождается ребенок, то такой союз называют неофициальным браком.
В поколениях, родившихся до 60-х годов, лишь 20% пар начинали совместную жизнь с конкубината, тогда как современные молодые пары уже в 50% случаев начинают сожительство без оформления отношений. Россия движется от модели, близкой к американской и достаточно традиционной для развитых стран, к нетрадиционной шведской модели. Для неё практически повсеместно характерно более или менее продолжительное совместное проживание партнёров до брака.
Согласно данным А.А.Авдеева[17] одна треть женщин в сельской местности и одна шестая женщин в городах не состоят в браке, а находятся в сожительстве. Эта практика не одобряется обществом, но и не осуждается. Для мужчин сожительство означает возможность жить с женщиной и при этом оставаться более свободным, чем в браке. Перепись населения это подтверждает – у нас всегда большее количество женщин, считающих себя замужними, нежели мужчин, считающих себя женатыми.
Современные опросы показывают, что разделение труда в сожительствующих союзах является более традиционным, однако сожительствующие мужчины и женщины отмечают более активное участие мужчин в домашних делах и большую удовлетворенность разделением домашнего труда. Как отмечают авторы исследования, вероятно, происходит сдвиг властных полномочий с вступлением в брак: мужчины более склонны помогать женщинам, когда в их отношениях меньше определенности и поэтому сожительствующие женщины больше удовлетворены браком.
Органами ЗАГСа Беларуси в 2008 году было зарегистрировано около 77 тысяч браков, из них примерно 80% — в торжественной обстановке, передает БелаПАН.
Хотя еще год назад статистика свидетельствовала о тенденции роста бракосочетаний. В 2006 году в Беларуси появилось чуть больше 80 тысяч новых семей, а в 2007 году марш Мендельсона прозвучал уже более чем для 90 тысяч пар молодоженов. Брачную статистику портит тот факт, что в период брачного возраста вступят белорусы, родившиеся после чернобыльской аварии. А это были времена спада рождаемости. Во-вторых, в стране наметилась тенденция заключения гражданских браков. И это, пожалуй, одна из главных причин.
Исследователи говорят о том, что это - общемировая тенденция. Во всем цивилизованном мире падает заинтересованность в регистрации семейных отношений, за исключением разве что мусульманских стран. Например, в Великобритании прогнозируют, что к началу 2010 года пар, живущих в гражданском браке, будет больше, чем семей, которые свои отношения узаконили. По некоторым данным, доля британок в возрасте от 18 до 49 лет, никогда не бывавших замужем, удвоилась.
В Беларуси нет статистики, сколько молодых пар официальной регистрации предпочли гражданский брак. В частности можно говорить об увеличении числа регистраций становления отцовства - это когда ребенок рождается вне брака и мужчина просто узаконивает свое отцовство.
· Рост числа разводов
Наряду с увеличением числа разводов в двадцатом веке одновременно происходит уменьшение числа людей осуждающих разводы. Если посмотреть в глубь веков, то брак во многих западных странах был практически не расторжим. Развод допускался лишь в единичных случаях, если партнер демонстрировал не способность к брачным отношениям (например, женское бесплодие, психическая болезнь). В современной Испании это происходит до сих пор.
С 1976 года число разводов в России не опускалось ниже полумиллиона в год. Среднее число детей на один развод в семьях, в которых есть дети - существенно выше единицы, оно колеблется вокруг величины 1,3 ребенка на один развод.
В большинстве стран Европы удельный вес разводов по отношению к заключаемым бракам заметно возрос, тогда как показатель разводов, приходящихся на 1000 жителей, с течением времени относительно снизился, поскольку уменьшилось количество браков, например,
Развод часто является длительным процессом, возникающим в недрах брака. П. Беннон выделяет шесть этапов развода:
· Эмоциональный развод – нарастание напряжения между партнерами, обычно ведущее к разрыву.
· Легальный развод, включающий необходимые основания для окончания брака.
· Экономический развод, связанный с разделом имущества и собственности
· Со-родительский развод, включающий вопросы, связанные с опекой над детьми.
· Коммуникативный развод, связанный с изменением дружеских связей.
· Психологический развод – окончательное разрушение эмоциональной зависимости.
Исследования показывают, что женщины больше страдают от развода в экономическом плане – развод в большей степени снижает материальный уровень жизни женщины, особенно если дети остаются с ней, как это часто в реальности и происходит.
Процесс психологической и социальной адаптации после развода у мужчин и женщин протекает примерно одинаково.
Причины разводов
Согласно данным ВЦИОМ, алкоголизм или наркомания являются главными причинами разводов в России, на эту причину указывают большинство респондентов (51%). Среди других причин распада семьи участники опроса назвали «отсутствие собственного жилья» - 41%, «невозможность прокормить семью из-за низких доходов» - 29%, «вмешательство родственников в дела семьи» - 18%. Реже россияне отмечали невозможность иметь детей - 10%, длительное раздельное проживание - 8%, тюремное заключение -3% или хроническую болезнь одного из супругов - 2%. За последние 17 лет возросла доля тех, кто в качестве причин разводов называют алкоголизм или наркоманию - с 33% до 51%, отсутствие собственного жилья - с 21% до 41% и невозможность прокормить семью - с 8% до 29%.
По мнению опрошенных россиян, препятствуют разводам чаще всего невозможность "поделить" детей между родителями (33%), сложности с разделом жилья, имущества (32%), материальная зависимость, несамостоятельность одного из супругов (24%), несогласие на развод одного из супругов (20%), неприятность процедуры развода (12%), национальные и религиозные обычаи (10%), осуждение родственников, друзей (8%). При этом 23% опрошенных россиян уверены, что на пути развода нет непреодолимых препятствий, развестись можно всегда.
В Беларуси в 2006 г году было зарегистрировано 31, 8 тысяч разводов, в 2007 году распалось уже более 36 тысяч семейных пар. А, например, в 2008 году только в столице на каждые тысячу браков приходилось 520 разводов.
· Изменение ролевой структуры семьи.
Распределение обязанностей в семье становится более равноправным, повышается авторитет и влияние женщины-матери, изменяются представления о главе семьи.
До Второй Мировой войны в России преобладала патриархальная семья, которая характеризуется преобладанием мужчины в доме и подчинением ему всех остальных членов семьи. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х годов до 80-х, доминирующей стала детоцентристская семья, в которой очень большое значение придается благополучию детей и сохранению брака в интересах детей.
Совсем недавно возникла супружеская семья, в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами.
Экономическая самостоятельность женщин, повышение их социального статуса неизбежно предполагает иной - партнерский тип супружества. Причем немногие мужчины готовы мириться с равным положением и тем более превосходством жен в браке, а женщины, в свою очередь, часто предпочитают свободу от супружества, в котором они не находят понимания и материнство без брака.
В целом современная молодёжь в основном придерживается достаточно традиционных взглядов на брачно-семейные отношения. Большинство опрошенных (88,7% молодёжи в целом, 92,5% молодых людей, состоящих в браке) согласны с тем, что ребёнку нужна семья с двумя родителями (отцом и матерью), что говорит о том, что неполные семьи являются в глазах молодого поколения скорее исключением, а не нормой. Наличие детей также остаётся важным для современной молодёжи – 58,3% молодых людей полагают, что женщина должна иметь детей, чтобы выполнить своё предназначение. При этом в русле традиционных представлений о семье, для мужчины наличие детей не так важно как для женщины – с тем, что мужчина должен иметь детей, чтобы он мог выполнить своё предназначение, соглашались несколько реже (49,4% опрошенных). Семья и брак занимают достаточно высокие позиции в ценностной иерархии молодых людей: 56,8% опрошенных согласились с тем, что брак или длительные отношения являются необходимым условиям для счастья и только 17,4% полагают, что брак – это устаревший социальный институт.
Тем не менее, на фоне преобладания традиционных семейных ценностей, всё отчётливей оформляется новый образ современной женщины – не только жены и матери, но и социально активного члена общества, которая уже не должна жертвовать своей карьерой ради семьи. По результатам опроса полагают, что ребёнок в дошкольном возрасте страдает от того, что его мать работает только 37,7% опрошенных. К тому же, пока мама на работе, отец вполне может позаботиться о детях самостоятельно – так ответили 76,3% молодых людей. Впрочем, возможно причины такой ситуации кроются не столько в доминировании посттрадиционных идей и взглядов, сколько в объективной необходимости: молодые мамы вынуждены выходить на работу, чтобы прокормить семью. Имеющиеся данные пока не позволяют однозначно ответить на данный вопрос. Наличие противоречий в этой сфере подтверждает и то, что достаточно небольшое количество опрошенных (40,3%) считают, что иметь работу – это единственный выход для женщины быть независимой (ещё столько же с этим не соглашаются, полагая, что быть домохозяйкой – это тоже работа, а 17,3% молодых людей вообще затруднились определить своё мнение). Обращает на себя внимание и существенное расхождение мнений на этот счёт у юношей и девушек: согласны с тем, что иметь работу – это единственный выход для женщины быть независимой 52,7% опрошенных девушек и только 28,7% опрошенных юношей. Такая ситуация говорит о несовпадении взглядов на семью: если молодые люди видят место женщины прежде всего в семье, при этом роль добытчика и кормильца оставляя для себя, то девушек такое положение вещей уже не устраивает.
Одним словом, в современных условиях перехода от традиционных представлений о семье к посттрадиционным, молодые женщины подвержены так называемой «двойной нагрузке» – от них по-прежнему ждут реализации себя в семье (быть хорошей хозяйкой, заботливой мамой, как в традиционной модели семьи), но к этому уже присоединяется требование реализации в общественной жизни (стать хорошим профессионалом, сделать карьеру, зарабатывать не хуже мужчины, как в современных моделях семьи). Очевидно, такая «накладка» усложняет выбор молодыми девушками жизненных приоритетов и косвенным образом, вкупе с неблагоприятными экономическими условиями, способствует снижению рождаемости.
Нестабильность современного брака некоторые исследователи связывают с действием внутренних и внешних сил «отталкивания» и с менее сильным влиянием внутренних и внешних сил «притяжения»[18]. В качестве внешних сил «отталкивания» называют следующие:
· либерализация общественной морали,
· меньшее влияние религии,
· лояльное отношение общественного мнения к разводам и повторным бракам,
· упрощение процедуры расторжения брака.
Внутренние же «силы отталкивания» определяются как:
- возросшие требования мужчин и женщин к супружеству с точки зрения эмоциональности взаимоотношений,
- баланс «близости − автономии»,
- способность к изменению отношений,
- качество общения.
Способность личности легко перестраиваться является весьма необходимым качеством в эпоху постоянных изменений, занятости обоих супругов вне дома и необходимости менять модели взаимодействия, распределения труда. Чем в большей мере браки становятся гетерогенными, тем больше они уязвимы с точки зрения оптимального функционирования и стабильности. Понятие супружеской автономииявляется отражением растущей индивидуализации западного общества, потребности человека иметь интересы за пределами семьи. Особое значение приобретает совпадение взглядов супругов в отношении границ автономии каждого из них[19].
По мнению известного исследователя ценностей Р. Инглехарта (Inglehart), современные западные, рациональные ценности/«ценности самовыражения» отличны от традиционно-религиозных ценностей/«ценностей выживания»[20]. Лишь последние предполагают важность семьи и детей. Ценности личностной автономии, профессиональной самореализации, гедонизма не всегда совместимы с семьей, основанной на браке.
Экономической же причиной кризиса института семьи ряд исследователей считает нерегулируемую глобальную экономику, которая предполагает ненормированный рабочий день, постоянную смену места работы, необходимость постоянно максимизировать свой человеческий капитал, риск остаться без подходящей работы. Работодатели не заинтересованы в работниках с семейными обязанностями, которыми чаще всего являются женщины. Рынок в большей степени создает рабочие места для работников мужчин.
Проблема кризиса материнства. Элизабет Бадинтер: инстинкт материнства - миф. Женщина может не хотеть ребенка, не испытывать чувства, которое ей веками приписывалось. Это естественно не хотеть иметь детей. И поэтому, все зависит от чувств женщины, от ее готовности к рождению ребенка от общества в котором она живет. Феминизация: с женщины снимаются все стереотипные роли, которые ей приписывались. Женщина может быть специалистом, а значит вполне возможно, что она может остаться за рамками материнства. Таким образом, кризис материнства - это результат перехода к новой ступени развития общества и результат феминизации.
Изменение экономической функция семьиСемья «проедает» и накопленное другим поколением. Все больше семей, где один из супругов теряет работу и ограничивается семейными ролями.
a) Ухудшение материального положения молодой семьи. Большая часть доходов уходит на питание. Мало употребляется овощей и фруктов, что является опасным для детей и беременных женщин;
b) Низкая зарплата молодоженов, бытовая неустроенность.
c) Высокая нагрузка у женщин дома и на работе.
d) Многие семьи вынуждены вести подсобное хозяйства, что приводит к отсутствию свободного времени.
e) Тяжелое материальное положение приводит к отказу от ребенка (РБ занимает одно из первых мест по количеству абортов).
Существенные сдвиги в сфере добрачного поведения. Терпимые установки к добрачным связям.
Появление и распространение нетрадиционных форм семьи (неполные, монородительские, фактическое сожительство);
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 360;