Феминистские подходы к изучению семьи (К.Дельфи, Б.Фридан, И.Янг и др.)
Американские социологи[10] отмечают, что феминистские исследователи позволили сделать ряд очень важных шагов в анализе семьи:
- стали рассматривать не семью как единицу анализа, а сфокусировали анализ на структурах гендера, поколения, сексуальности, расы и нации.
- озвучили опыты, которые идеология отвергает – включая мужское доминирование и женское подчинение как внутри семьи, так и за ее пределами, различные опыты материнства, наличие неравно распределенной работы, конфликты и насилие внутри домашней сферы.
- подняли вопросы о границах семьи, показав, что семейная изоляция частично иллюзорна, поскольку существуют явные взаимосвязи между организацией оплачиваемой работы, государственно организованной системой социальной и юридической поддержки, школами, детскими садами и другими институтами.
- бросили вызов идеологии монолитной семьи, которая возвышает семью с мужем добытчиком и женой домохозяйкой как единственно легитимно существующую.
- показали, что дихотомия «публичное-частное» связана с амбивалентностью в ценностной структуре. Амбивалентность проходит через ценности индивидуализма и равенства – ценности, от которых женщина долгое время была отделена и ценностями воспитания и коллективизма, которые символически были связаны с женщиной и семьей. Эти последние ценности были провозглашены некоторыми феминистками как базис для широких социальных изменений. Существующая напряженность между индивидуализмом и коллективизмом является основой политики изменения семьи.
Бросая вызов существующей дихотомии частного и публичного, феминистские исследователи пересматривают социальную теорию и выносят на поверхность темы, которые были долгое время скрыты от внимания ученых.
По расчетам специалистов, в США социология семьи включает несколько десятков тысяч работ. Наиболее известными специалистами в области социологии семьи в США являются И. Най, Л. Коттрелл, У. Гуд, К. Девис, У. Берр, Р. Хилл, Г. Кристенсен, И. Ранте, во Франции - А. Жирар, Л. Руссель, М. Бекам-бо.
В СССР социологические исследования семьи особенно активно проводились начиная со второй половины XX века, а точнее с середины 60-х годов. За период с 1968 по 1983 г. в стране опубликовано более 3 тыс. работ по семье. Наибольшее число работ посвящено вопросам репродуктивного поведения, совмещения профессиональных и семейных ролей работающих женщин, распределению власти и обязанностей в семье. Значительный массив данных введен в научный оборот Всесоюзным исследованием репродуктивных установок, проведенным в НИИ ЦСУ в 1969 г. В начале 80-х годов усилилось внимание специалистов к образу жизни семьи, эмоциональным отношениям супругов, конфликтам, распределению обязанностей, отношениям власти и авторитета, государственной помощи семье (включая деятельность служб семьи и семейных консультаций), теоретическим и методическим проблемам, молодым семьям, воспитанию детей в неблагополучных семьях, сексуальному и добрачному поведению. Одновременно сократилось количество публикаций по правовым аспектам брака, репродуктивным функциям семьи, профессиональной деятельности женщин.
Сферы изучения семьи:
- семейная коммуникация,
- ролевое напряжение
- и конфликт,
- структура власти в семье,
- молодая семья,
- неполная семья и др.
В начале 90-х годов наиболее популярными темами стали
- проституция,
- девиантное поведение,
- дети-сироты,
- покупной брак,
- самоубийства,
- наркомания,
- гомосексуальное поведение,
- нравственная подготовка к семейной жизни,
- городская многодетная семья, до - и послеразводовая ситуация,
- женщины - предприниматели.
Семья и брак – социологический анализ Существуют две формы социальных институтов: простая и сложная. Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института. Классическим примером простого социального института является институт семьи. Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности. На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.Семья - это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
Ключевыми понятиями в данной области являются понятия семья, брак, родство.
Семья представляет собой социальную группу, характеризующуюся совместным проживанием и общим ведением хозяйства. Члены семьи поддерживают друг друга социально, экономически и психологически (любовь, забота, привязанность). Семья как социальный институт представляет собой совокупность исторически сложившихся социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками.
Родство – это отношения, являющиеся следствием кровной связи между людьми (отцы, матери, дети, братья и сестры, бабушки и дедушки и т.д.), а также отношения, возникающие при заключении брака (родство по закону).
Брак – это получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых людей. Брак как социальный институт представляет собой совокупность социальных норм, санкционирующих союз между мужчиной и женщиной и обеспечивающий легитимность их потомства.
Семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи:1) вступление в брак – образование семьи; 2)начало деторождения – рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения –рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи –смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типовсемейной организации. В зависимости от формы брака выделяются · моногамная и полигамная семьи.Полигамия
Полигамия означает форму брака, при которой мужчина или женщина могут иметь более одного партнера. Существуют два вида полигамии – полигиния, при которой мужчина может состоять в браке одновременно более чем с одной женщиной, и менее распространенная полиандрия, при которой женщина может состоять одновременно в двух и более брачных союзах с разными мужчинами.
Полиандрия существовала в южноиндийской культуре тодов – в их семьях отцовство определялось во время обрядов, когда один из мужей преподносил беременной жене игрушечные лук и стрелу, что означало его желание быть отцом этого ребенка. Э. Гидденс полагает, что полиандрия существовала только в обществах с крайне низким жизненным уровнем, где практиковалось умерщвление девочек[11].
В обществах, где разрешена полигиния, большинство мужчин имеет только одну жену, поскольку правом иметь несколько жен в основном пользуются мужчины, имеющие высокий социальный статус и, соответственно, высокий материальный уровень жизни.
Полигиния распространена гораздо в большей степени, чем полиандрия. Ряд современных культур, например, в арабских странах, допускают и даже поощряют полигинию.
В зависимости от структуры родственных связейвыделяются · простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи.Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Семью, состоящую из трех и более поколений, живущих вместе, называют расширенной семьей. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, племянников и племянниц.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 434;