Биологические предпосылки социальных отношений
Генезис человека — это единый процесс морфофизиологического превращения животного в человека (антропогенез) и стадных объединений животных в человеческое общество (социогенез). Становление социальных отношений способствовало обузданию биологических инстинктов, в том числе и проявлений зоологического индивидуализма, замене их отношениями социальной коллективности. Коллективность человеческих объединений обусловлена также характером передачи человеческого опыта. Если в биологическом мире опыт передается через естественный отбор, то накопленный в процессе труда опыт, т.е. социальный опыт, надо передавать каждый раз заново от одной особи к другой, от одного поколения к другому. Результаты труда не закрепляются генетически, и каждое новое поколение, рождаясь, должно усвоить опыт предыдущих поколений, чтобы получить возможность эффективно трудиться по исторически выработанным меркам человеческой деятельности.
Исследования приматологов позволяют сделать вывод, что социальная активность имеет определенные предпосылки в стадах обезьян *. Отношения между обезьянами в стаде не являются абсолютно индивидуалистическими. Стадо обезьян — это не аморфное, бесструктурное образование, где каждый делает что хочет, а достаточно организованная целостная структура, в которой каждая особь занимает свое особое место. Это некоторая предсоциальная иерархия.
* См.: Тих Н.А. Предыстория общества. Л., 1970; Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л., 1977; Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М., 1988; Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1993; Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992; Поведение приматов и проблемы антропогенеза. М., 1991; и др.
Многие стороны поведения обезьян регулируются в рамках этой целостной структуры. Прежде всего, существуют отношения доминирования и подчинения: есть вожак, которому все подчиняются, есть рядовые взрослые, юноши, дети — и у каждого своя форма поведения, выход за рамки которой наказуем, причем в стадах обезьян немало отношений, выражающих сотрудничество и взаимопомощь*. Такие отношения складываются между потомством одной матери, между представителями одного поколения («молодежные группы») и др. В то же время в стадах приматов между отдельными особями подчас устойчиво проявляются и противоположные отношения — антипатия, враждебность и др., но они не являются определяющими.
* У нас в свое время неправомерно большой акцент делали на зоологическом индивидуализме обезьяньих предков человека. Данные приматологии показывают, что у обезьян фактор помощи превалирует, над фактором вражды, враждебности, насилия. Так, в естественных условиях наблюдались случаи, когда обезьяне со сломанной рукой соплеменники помогали переправляться через речку или обрыв. Раньше считали, что для стадного общества обезьян характерны индивидуализм и агрессивность, но агрессивность обезьян не столь высока, а коллективная помощь развита в гораздо большей степени, чем предполагали. Это обстоятельство помогает развеять миф о природной агрессивности человека, о неизбежности войн между людьми, вражды между народами, обществами.
Такое биосоциальное общение у антропоидов поддерживается средствами коммуникации — язык жестов, звуковые сигналы (выражающие радость, печаль, злобу, возбуждение и др.), действиями (поцелуи, объятия и др.). Важную роль играет и «демонстрационное манипулирование» как зачаточная форма передачи индивидуального опыта стадному коллективу (или его части).
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 500;