Биологические предпосылки социальных отношений


 

Генезис человека — это единый процесс морфофизиологического превращения животного в человека (антропогенез) и стадных объ­единений животных в человеческое общество (социогенез). Станов­ление социальных отношений способствовало обузданию биологи­ческих инстинктов, в том числе и проявлений зоологического инди­видуализма, замене их отношениями социальной коллективности. Коллективность человеческих объединений обусловлена также ха­рактером передачи человеческого опыта. Если в биологическом мире опыт передается через естественный отбор, то накопленный в процессе труда опыт, т.е. социальный опыт, надо передавать каждый раз заново от одной особи к другой, от одного поколения к другому. Результаты труда не закрепляются генетически, и каждое новое по­коление, рождаясь, должно усвоить опыт предыдущих поколений, чтобы получить возможность эффективно трудиться по исторически выработанным меркам человеческой деятельности.

Исследования приматологов позволяют сделать вывод, что со­циальная активность имеет определенные предпосылки в стадах обезьян *. Отношения между обезьянами в стаде не являются абсо­лютно индивидуалистическими. Стадо обезьян — это не аморфное, бесструктурное образование, где каждый делает что хочет, а доста­точно организованная целостная структура, в которой каждая особь занимает свое особое место. Это некоторая предсоциальная ие­рархия.

* См.: Тих Н.А. Предыстория общества. Л., 1970; Фирсов Л.А. Поведение антро­поидов в природных условиях. Л., 1977; Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М., 1988; Тинберген Н. Социальное поведе­ние животных. М., 1993; Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992; Поведение приматов и проблемы антропогенеза. М., 1991; и др.

 

Многие стороны поведения обезьян регулируются в рамках этой целостной структуры. Прежде всего, существуют отношения домини­рования и подчинения: есть вожак, которому все подчиняются, есть рядовые взрослые, юноши, дети — и у каждого своя форма поведения, выход за рамки которой наказуем, причем в стадах обезьян немало отношений, выражающих сотрудничество и взаимопомощь*. Такие отношения складываются между потомством одной матери, между представителями одного поколения («молодежные группы») и др. В то же время в стадах приматов между отдельными особями подчас устойчиво проявляются и противоположные отношения — антипа­тия, враждебность и др., но они не являются определяющими.

* У нас в свое время неправомерно большой акцент делали на зоологическом индивидуализме обезьяньих предков человека. Данные приматологии показыва­ют, что у обезьян фактор помощи превалирует, над фактором вражды, враждебнос­ти, насилия. Так, в естественных условиях наблюдались случаи, когда обезьяне со сломанной рукой соплеменники помогали переправляться через речку или обрыв. Раньше считали, что для стадного общества обезьян характерны индивидуализм и агрессивность, но агрессивность обезьян не столь высока, а коллективная помощь развита в гораздо большей степени, чем предполагали. Это обстоятельство помо­гает развеять миф о природной агрессивности человека, о неизбежности войн между людьми, вражды между народами, обществами.

 

Такое биосоциальное общение у антропоидов поддерживается средствами коммуникации — язык жестов, звуковые сигналы (выра­жающие радость, печаль, злобу, возбуждение и др.), действиями (поцелуи, объятия и др.). Важную роль играет и «демонстрационное манипулирование» как зачаточная форма передачи индивидуального опыта стадному коллективу (или его части).

 



Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 520;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.