Архитектура Византии


После распада Римской империи византийские императоры, стремясь превзойти блеском прежнюю столицу, вкладывали боль­шие средства в строительство новой царской резиденции — Неа Рома (Нового Рима) — Константинополя.

 

 

Широкое влияние на культуру Византии оказала христианс­кая религия.

В 313 г. христианская религия была принята в Византии им­ператором, а в 382 г. стала основной государственной религией.

В архитектуре Византии хорошо прослеживаются этапы на­копления и слияния опыта римской и восточной школ. В своем развитии византийская архитектура прошла три этапа:

Ранневизантийский Vначало VIII вв.

Средневизантийский VIII—XIII вв.

Поздневизантийский XIII—XV вв.

В 1453 году Константинополь захватили турки, которые дали новое название городу — Стамбул.

Византийские зодчие использовали в своем творчестве мест­ные строительные материалы: мелкий камень и обоженный кир­пич — плинфу ( кирпич квадратной или прямоугольной формы толщиной 4 — 5 см). Кладка выполнялась на цемянке — извест­ковом растворе с добавлением толченого кирпича. Часто в кладке 4 — 5 рядов кирпича чередовались несколькими рядами камен­ной кладки. Такая кладка получила название «византийской». Бетонная техника не применялась.

Каждый этап развития византийской архитектуры характе­ризуется выработкой определенных конструктивных или плани­ровочных систем. Так, в ранневизантийский период происходит становление купольных конструкций и композиционных приемов центрйчных зданий; в средневизантийский был разработан тип крестовокупольного храма; поздневизантийский период — вре­мя монастырского строительства и отказа от монументальных храмов в пользу небольших изящных церквей.

По сравнению с римскими, византийские архитекторы создали более экономичные системы сводчатых конструкций. К их чис­лу относятся крестовые своды из кирпича и купол на парусах в форме сферического треугольника.

Одним из характерных элементов византийской архитектуры было применение различных вариантов аркад на колоннах. Вне­шние линии аркад (архивольты) поддерживались лентой из кир­пича. Капители колонн были разнообразны по своей типологии и часто представляли упрощенные и огрубленные производные от римских ордерных систем.

 

 

На фасадах зданий часто применялись комбинации из крас­ного кирпича на поле стен, зубчатые кирпичные карнизы. Ин­терьеры культовых и дворцовых зданий были богаты живописью по штукатурке, наборной мозаикой, стены покрывались мрамор­ными плитами.

Главное место в строительстве Византии занимало оборонное строительство (крепостные стены, мосты, дороги, маяки, укреп­ленные гавани, башни).

Константинополь всегда был центром архитектурной деятель­ности. Здесь возводились монументальные храмы и дворцы. Го­сударственное строительство (ипподромы, термы и т.д.) было второстепенным. Город имел лучевую планировку улиц, сходив­шихся к площади с императорскими дворцами. Поквартально в Константинополе селились ремесленники, строились крупные мастерские, театры, гостиницы. Город не имел проточной воды, поэтому для его водоснабжения сооружались акведуки и боль­шие подземные цистерны для воды. Одним из основных дости­жений Византийской архитектуры является формирование четы­рех основных типов культовых зданий :

центрально-купольные (Собор Св. Софии

в Константинополе); центрические (Церковь Сан-Витале

в Равенне);

крестово-купольные (Церковь Сан-Марко

в Венеции);

базилики (Базилика в Турманине).

Собор Святой Софии в Константинополе (архитекторы: Анфимий из Тралл, Исидор из Милета

(532-537 гг.))

Примером центрально-купольного собора является Собор Свя­той Софии в Константинополе (рис. 28). В разработке и реали­зации его проекта приняли участие около 100 архитекторов и 10 тысяч рабов. В создании собора заключалась идея создания главного христианского храма. Размеры собора 74,8 х 69,7 м.

Собор занимает наивысшую точку Царьграда и находится на одном из холмов города. Собор решен как придворная церковь.

• парадных дверей ведут из облицованного мрамором нартекса,

 

 

перед которым расположен атриумный двор с портиками и мра­морным фонтаном, внутрь храма. Через центральный вход мог­ли заходить только император и патриарх. Простые люди имели доступ в собор только через боковые входы, где масштаб архи­тектурных деталей был более соразмерен человеку. Освещение в храме — не одинаково. Наиболее освещен был амвон под цен­тральным куполом (сооружение из золота и серебра, где прохо­дили литургические службы). Освещение центральной части зала нарастало снизу вверх, от приглушенного свечения нижнего яруса, воспринимаемого сквозь аркады экседр и боковых нефов, к ярко освещенным окнам апсиды, к сплетению солнечных лучей, ко­торые падали сквозь многочисленные окна полукуполов (у их основания).

Центральный купол имел 40 окон, в его толщу были вдела­ны для акустики и облегчения конструкции родосские горшки (вес 12 таких горшков равен 1 обычному). В этом потоке света главный купол, облицованный изнутри голубой мозаикой с зо­лотым крестом в центре, воспринимался как парящее чудо. 40 све­тя щихся окон создавали иллюзию светового кольца, впечатле­ние того, что купол «подвешен« к небу на золотой цепи. Стены собора были облицованы розовым порфиром и цветным мрамором

 

 

с золотой смальтой, придававшей ощущение легкости и парадно­сти. В боковых нефах использовалась фресковая роспись.

В отличие от внутренней отделки, наружная облицовка очень строга и проста. Толщина стен храма — 1,1—1,5 м. Покрытие ку­пола — из свинцовых листьев. Купол при помощи парусной кон­струкции опирается на 4 пилона высотой 23 м и размером

• х 7,5 м. Диаметр купола 31,4 м. Для пластичности в цемент добавляли масло, вместо воды применяли настой ячменя. Сте­ны выполнены из обожженного кирпича на очень толстом слое раствора.

После взятия Константинополя турками в 1453 г. собор был переделан в мечеть. Внешне София не утратила своего облика, но получила 4 стройных минарета. Позже были пристроены на­ружные контрфорсы.



Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2992;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.