Дороманский и романский периоды
Основными архитектурными сооружениями в это время являются:
• Замки-донжоны;
• { Монастыри;
• | Храмы (базилики, зальные храмы) и баптистерии (крешаль- ни); I
• Рядовые жилиша.
Замкиокружались мощными стенами и башнями, поскольку его хозяину постоянно угрожали другие мелкопоместные соседи. Перед крепкими воротами, часто двойными или тройными, через глубокий ров с водой перебрасывался подъемный мост. За стенами из грубо обработанных глыб камня, оставшихся еше с ледникового периода, возводились здания с жильем для феодала, его прислуги и дружины, хозяйственные постройки, домовая церковь. К одной из стен примыкал донжон — высокая крепостная башня, часто служившая последним оплотом защитников крепости. В нем устраивались подземные ходы за пределы замка, колодцы.
Позже крепости стали строить как крепости-дворцы, вместо открытых дворов, служивших для сбора войск или защитников замка, стали строить курдонеры — открытые парадные дворы во дворце, к которым примыкали рыцарские залы. Как правило, первый этаж занимали конюшни, сторожевые и подсобные помещения. Жилые комнаты, придворная капелла и служебные помещения находились на втором этаже. На третьем — комнаты слуг.
Монастырии монастырские соборы этого времени часто имели вид крепости. Монастыри вели собственное натуральное хозяйство и как крупные феодалы владели землей, лугами, лесами. Кроме соборов с мощными гладкими стенами, высоко расположенными узкими окнами — бойницами и оборонительными башнями по углам, на монастырской территории находились кельи послушников и странников, дома настоятелей, хозяйственные постройки, мастерские, скотные дворы, больница, школа послушников, иногда кладбище.
Примером такого монастыря может служить монастырь в Клюни на юге Франции (X—XI вв.) (рис. 36). Но поскольку этот монастырь в более позднее время достраивался и перестраивал
ся, его главный собор близок к античным традициям. Это пя- тинефная базилика длиной 180 м. Все ее башни были сгруппированы над двумя трансептами и алтарной частью. Центральный неф перекрыт цилиндрическим сводом.
Храмы. Вся Западная Европа находилась под влиянием, рим- ско-католической церкви во главе с папой. Поэтому в Ерропе распространились базиликальные храмы и круглые креща^ьни- баптистерии центричного типа, ставшие ведущими архитектурными типами культовых зданий еще в эпоху раннего христианства в Риме — отсюда и название стиля — романский.Но, несмотря на название стиля, в его основе лежит опыт строительства Византии, обогатившийся местными строительными традициями. Например, в Испании заметно влияние арабской архитектуры, а в Италии и Южных областях Франции — античное.
Типичным примером является собор в Пуатье (конец XII в. Франция) (рис. 32) — трехнефная базилика с нартексом, выступающим трансептом и венцом капелл в алтарной части.
Рядовые жилища.Характерным является так называемый Дом ремесленника в Клюни. В нем на первом этаже, сложенном из грубо обработанных камней с крупной кладкой находились склады, мастерские или лавки. На втором и реже третьем этажах находилось жилище. Здесь кладка стен более мелкая или кирпичная, крыша черепичная.
Рядовые жилища были основным градостроительным элементом любого города или населенного места
Градостроительство
Крупные населенные пункты Западной Европы X—XII вв. условно можно разделить на три типа: сложившиеся на месте античных городов и римских военных лагерей; возникшие на основе замков, монастырей и деревенских поселков; города-колонии.
Города раннего средневековья сравнительно невелики по размерам, до 5 тыс. человек. В них преобладала стихийная, сильно затесненная планировка. Только в городах-колониях, созданных по регулярному плану, сохранялась четкая планировка. Стены ограничивали рост городов, поэтому плотность застройки была высокой. Узкие фасады домов теснились вдоль кривых улиц, служивших одновременно сточными канавами.
Отсутствие водопровода, канализации (примитивные варианты которых появились лишь в XVI веке) и скученность строений были причинами частых эпидемий. При пожарах выгорали целые кварталы. На их месте строились каменные и фахверковые дома высотой до 5 — 6 этажей, стены переносились, город расширялся. Архитектура не гармонировала с природой, а напротив, противопоставлялась ей.
Центром города, как правило, являлась торговая площадь с собором, дворцом правителя и городской ратушей. Площади обычно размещали на возвышенных местах. Рельеф в городе, как правило, не выравнивался
Различают 4 основные формы средневековых площадей — вытянутая (улица-площадь), веретенообразная, нерегулярная, треугольная.
Города, развивавшиеся на месте античных, имели более благоприятные условия для экономического роста, поскольку значительную часть городского населения составляли торговцы и ремесленники. Так, в Венеции в XIV веке проживало 200 тыс. человек, в Париже — 100 тыс. человек, в то время как в Лондоне — 35 тыс. человек.
Для романской архитектуры характерна несовершенная моделировка грузных каменных элементов зданий, все части которых отличались значительной массивностью (рис. 33).
Толстые глухие стены храмов и крепостей обычно усиливались снаружи контрфорсами, а внутри — мощными столбами, несущими своды. Дверные проемы, как и небольшие, редко рас-
ставленные окна, завершались полуциркульными арками. Окна были не застекленными.
Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который нередко украшался скульптурой и арочным перспективным (пространственным) порталом, получившим еще название «романский».
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 4023;