Общественное движение: декабристы, западники и славянофилы.


 

Отказ Александра I от реформ, консерватизм,присущий его внут­ренней политике после 1815 г., обусловили появление в обществе ра­дикально настроенных групп. Возмущение вызывала также жандарм­ская роль русского царизма в Европе, являвшегося вдохновителем рас­правы с восставшими в Испании и Италии. В России зародился революционный либерализм. Его сторонники развивали идеи насиль­ственного свержения власти царя и установления демократической формы правления.

Приверженцами революционных идей стали представители дворян­ской интеллигенции, прежде всего офицеры — участники Отечествен­ной войны 1812 г. и заграничного похода русской армии 1813-1814 гг. Пребывание в Европе позволило им убедиться в преимуще­ствах общественного и политического строя европейских государств, свободных от ига крепостничества и самодержавия. В истории России они известны как декабристы — по названию месяца их выступления против царизма.

В 1816-1820 гг. деятельность «Союза спасения» и «Союза благо­денствия» имела полулегальный характер. Эти общества ставили перед собой мирные задачи повышения нравственности в делах управ­ления государством и просвещения общества. Они занимались про­светительской и благотворительной деятельностью, обсуждали варианты политических и социальных реформ.

В 1821 г. создалась угроза ареста членов «Союза благоденствия» и было принято решение о прекращении деятельности общества. Несколько позднее на его основе образовались Северное и Южное общества, а затем и Общество соединенных славян.

Во главе Северного общества в Петербурге стояли Н. М. Муравь­ев, С. П. Трубецкой, Е. П. Оболенский, поэт К. Ф. Рылеев. В програм­ме Северного общества — «Конституции», составленной Н. М. Мура­вьевым, предполагалась отмена самодержавной власти царя и крепо­стного права. Россия должна была стать конституционной монархиейс императором во главе исполнительной власти и двухпалатным На­родным вечем.Страна превращалась в федерацию14 держав и двух об­ластей с назначаемой исполнительной и выборной законодательной властью. Чтобы избирать и быть избранным, надо было обладать зна­чительной собственностью. Крестьяне при освобождении получали по 2 десятины земли на двор.

Гораздо более радикальной была программа Южного общества, центр которого находился на Украине. Во главе него стояли П. И. Пестель, С. Г. Волконский, С И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин. Автором програм­мы Южного общества – «Русской правды» – был П. И. Пестель. По этой программе первой целью революцииявлялось создание револю­ционного правительства с диктаторской властью, немедленное упразд­нение крепостного права и сословного строя, установление равенства граждан перед законом. В России провозглашалась республикас все­общим избирательным правом для мужчин. Пестель выступал за еди­ное российское государство. Только Польша выделялась в самостоя­тельное государство. Верховным законодательным органом станови­лось Народное вече,правительством –Державная дума. Крестьяне получали землю в двух формах: коллективной (неотчуждаемой) и ча­стной (отчуждаемой) собственности.

Характерным для декабристов было то, что они осознавали раскол между идеалами дворянства и крестьянства, опасались народного бунта и поэтому главную свою опору они видели не в народе, а в армии, прежде всего в гвардии, имевшей опыт успешных дворцо­вых переворотов XVIII – начала XIX в.

Выступление планировалось на 1826 г., но неожиданная смерть Александра I в ноябре 1825 г. ускорила события.

13 декабря 1825 г. на последнем совещании членов Северного об­щества было решено вывести войска Петербургского гарнизона на Сенатскую площадь и принудить Сенат не присягать Николаю, а при­нять «Манифест к русскому народу» – программный документ декаб­ристов. В нем провозглашалось уничтожение самодержавия, крепост­ного права, сословий, рекрутчины и военных поселений, введение широких демократических свобод.

Однако восстание 14 декабря 1825 г. закончилось поражением. Ут­ром 14 декабря выяснилось, что Сенат уже присягнул новому импе­ратору – Николаю I, после чего все сенаторы разошлись, т. е. восстав­шие стояли перед опустевшим зданием. Узнав об этом, С. Т. Трубец­кой не явился на Сенатскую площадь. Николай I после попыток убедить восставших разойтись приказал открыть по ним артиллерий­ский огонь. Восстание было разгромлено.

Через две недели 29 декабря 1825 г. С. И. Муравьев-Апостол поднял восстание Черниговского полка. К этому времени Г.И. Пестель и дру­гие руководители Южного общества были арестованы. Хотя крестьяне поддерживали восставших, правительству удалось изолировать Черни­говский полк, и через неделю восстание на юге было подавлено.

После подавления восстания в Петербурге и на юге начались аресты и следствие. Специально созданная комиссия определяла степень участия и вины каждого. В зависимости от этого выносился и приговор. Пятеро из восставших были казнены (П. И. Пестель, К. Ф Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол. М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г.Каховский). Остальные были отправлены на каторжные работы, разжалованы в солдаты и сосланы в Сибирь.

Восстание декабристов стало значимым событием в русской истории: впервые были разработаны революционные программы и планы будущего устройства государства. Требования дворянских революционеров – отменить крепостное право, ликвидировать самодержавие, предоставить на-роду широкие демократические свободы – отражали насущные потребности России.

Общественное движение второй четверти XIX в. Несмотря на разгром декабристского движения и реакционную политику в сфере духовной культуры, общественная мысль в стране продолжала развиваться. Передовых людей волновали вопросы даль­нейшей судьбы России: крепостное право, место страны в системе европейских держав, пути ее развития и т.д.

Общественное движение стало более демократичным. Впервые заговорили о возможном участии народа в предстоящих переменах; среди участников движения появляются люди разных сословий, преж­де всего – разночинцы. Основной формой движения стали кружки, лите­ратурно-политические салоны. Большое общественное значение при­обрели художественная литература и литературная критика.

Организации были немногочисленны, не имели определенных целей и методов. Их участники были в основном молодые люди, студенты.

К этому времени относится начало общественной деятельности В.Г. Белинского, А. И. Герцена. Наиболее яркой стала деятельность кружка Н. В.Станкевича (1831-1834). В этом кружке начали свою деятельность, ставшие извести впоследствии революционеры, демократы, либералы, ученые разной политической ориентации.

Общественное движение 1840-х гг.Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х гг. Его идеологами были литераторы и философы А. С Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Акса­ковы, Ю. Ф. Самарин.

Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы главной ее движущей силой считали не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины.Они доказывали, что именно православие предопредели­ло великую будущность России, придало всей ее истории подлинно духовный смысл. Самодержавие, по мнению славяно­филов, избавляло российское общество от политической борьбы, в которой погрязла Европа. Славянофилы под­вергали критике Петра I за насильственную европеизацию, которая привела к нарушению хода естественного развития России, породила крепостничество и социальные конфликты. В то же время славянофилы настаивали на ликвидации крепостного права, созыв Земского собора для определения пути дальнейшего развития, ответственности монарха перед подданными. Они отрицали револю­циюи радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования, проводимые сверху под давлением общества по прин­ципу царю – сила власти, народу – сила мнения.

Западничество оформилось как идейное течение в работах и деятель­ности Т. Н. Грановского, К. Д. Кавелина, П. В. Анненкова, С. М. Со­ловьева, В. П. Боткина, В. Г. Белинского. Как и славянофилы, запад­ники стремились к превращению России в передовую державу, к об­новлению ее общественного строя. Но в отличие от славянофилов, они видели корень бед в отставании России от Запада, развивающего­ся по универсальным законам истории. Для преодоления отставания России необходимо воспринять опыт и ценности Запада: либераль­ные идеалы свободы личности, гражданского общества, конституци­онной монархии. По мнению западников, для дальнейшей модерниза­ции страны крайне необходимы были: развитие рыночных отноше­ний, предпринимательства, промышленности; отмена крепостного права; развитие образования и распространение научных знаний; ос­новными методами своей деятельности они считали формирование общественного мнения для подготовки преобразования России путем реформ «сверху».

Революционная демократия. Особенностями революционной демократиикак идейного течения явилось совмещение ряда идей западничества (свобода личности, граж­данские права и свободы, единство мирового исторического развития), славянофильства (идеализация общинного строя, русское и славянс­кое мессианство, коллективизм) и европейского социализма.

Цель движения заключалась в создании общества социальной справедливости. В качестве метода достижения цели были избраны радикальные реформы или массовая революция.

Основоположником теории «русского социализма» выступил А. И. Герцен. Критикуя русскую действительность, А.И. Герцен считал, что России необходимо миновать капитализм и ей следует двигаться по некапиталистическому пути: от крепостничества – к социализму используя сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением.

Несмотря на реакцию, благодаря общественному движению в стра­не удалось сохранить внутреннюю свободу – независимость и свобо­домыслие духовной элиты.

Во второй четверти XIX в. происходило усложнение обществен­ной мысли, появлялись самостоятельные и самобытные, учитываю­щие национальную специфику течения. Началась дифференциация общественно-политических направлений, которые подготовили ин­теллектуальную и нравственную почву для дальнейшего развертыва­ния освободительного движения в России.

Общественное движение страны оказало значительное влияние на развитие отечественной культуры, и особенно литературы. С другой сто-роны, русская литература, берущая на себя функции негласного духовного парламента России, придала общественно-политическим идеям ху-дожественную форму и тем самым усиливала их воздействие на общество.



Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 389;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.