Ранние этапы социогенеза.
Становление человека – антропогенез, - происходило в тесной связи с развитием общества – социогенезом. Основным биологическим механизмом формирования гоминид на ранних этапах антропогенеза был естественный отбор. Но направление его действию придавал общественный труд. В ходе эволюции в первую очередь закреплялись и усиливались именно те наследственные изменения биологической организации человека, которые вели к его социализации и наиболее благоприятствовали дальнейшему прогрессу трудовой деятельности и развитию общества. Но и общество со своей стороны возникло в силу необходимости, под влиянием преимуществ, которые давал общественный труд. Таким образом, в процессе историко-эволюционного развития человека – антропосоциогенеза – биологическое и социальное выступали в диалектическом единстве.
Сообщества как системы организации и биологической адаптации живых существ широко известны среди самых различных групп животных, начиная с губок, кишечнополостных, насекомых и кончая приматами. Особи многих видов образуют упорядоченные сообщества с достаточно сложной структурой. В таких биологических системах действие каждой особи, направленные на удовлетворение собственных биологических потребностей, одновременно являются полезными или даже необходимыми для всего объединения. По уровню организации сообщества стоят значительно выше отдельной особи. Характерные признаки сообщества животных: сложные системы коммуникаций, разделение функций, стремление держаться вместе, постоянство состава.
Сообщества животныхявляются формой коллективного приспособления к борьбе за существования. С появлением человека возникает общество как совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, высшая ступень развития живых систем. В человеческом обществе уже на заре его зарождения основной силой выступали производственные потребности коллектива. Переход человека к изготовлению орудий труда дал ему большую приспособленность для выживания, освободив от борьбы за существование.
Реконструкция ранних этапов социогенеза является значительно более сложной задачей, чем воссоздание картины физической эволюции человека, поскольку здесь фактически отсутствуют прямые данные. Обычно при этом используется сугубо косвенная информация, заимствованная из исторических и естественных наук.
За прошедшее столетие появилось много новых фактов из области первобытной археологии, фундаментальные исследования по поведению приматов, содержащие интересные сведения об образе жизни и организации сообществ современных обезьян. Общественный, стадный образ жизни обезьян, проявляющийся в разнообразных и сложных формах, являлся одной из важнейших биологических предпосылок очеловечения приматов.
Сейчас существует несколько гипотез реконструкции ранних этапов социогенеза и соответствующих им моделей сообществ у обезьяньих предков человека. Наиболее распространены «модель стада павианов» и «модель лесостепных шимпанзе». В обоих случаях избираются сообщества животных, экологически наиболее близких к предполагаемым обезьяньим предкам человека – австралопитекам.
Наземные павианы представляют вариант жестко построенного иерархического общества, где каждая особь кому-либо подчинена и кого-либо подчиняет. Иерархия построена по принципу физической силы и жизненного опыта. Все дозволено лишь самым маленьким детенышам, а также вожакам стада. При переселениях стадо павианов представляет собой образец построения группы на марше. В центре стада движутся самки с детенышами, возглавляет шествие вожак, а по сторонам охраняют самцы. Жесткая иерархическая система держится на самцах-вожаках. Интересно, что почти все нововведения и инициативы рождаются в «низах общества» - среди павианов самого низшего ранга, чаще среди самок, которые не так заняты поддержанием своего социального статуса.
Иногда павианов предлагают в качестве модели первобытного человеческого стада. Однако закрепленность и регламентированность взаимоотношений среди членов такого «общества» не дает возможности развития. Поэтому маловероятно, что отношения среди древнейших людей были похожи на отношения павианов.
Лесостепные шимпанзе представляются более подходящей моделью ввиду филогенетической близости к человеку. Кроме того, у шимпанзе вожак доминирует менее жестоко, чем у павианов. Выраженное систематическое доминирование, вероятно, затрудняло бы совместные действия предков человека, например на охоте. Cостав самой группы шимпанзе непостоянен. Отдельные особи могут достаточно свободно переходить из стада в стадо. Внутри группы есть также иерархия, однако она далеко не столь жесткая, как у павианов. Каждая особь может завоевать авторитет сородичей не только путем применения силы, но также благодаря сообразительности. Так, известен случай, когда самец шимпанзе, стоявший на низшей ступени социальной лестницы, добился места вожака, догадавшись напугать соплеменников громыханием пустых канистр из-под бензина, украденных у исследователей.
Внутристадные отношения у обезьяночень разнообразны и не сводятся только к половой функции. Обезьяны в полном смысле этого слова «общественные животные», у них очень сильно выражено тяготение к себе подобным. Изоляцию они переносят крайне тяжело, нередко она приводит к развитию разнообразных заболеваний, в том числе неврозов и сердечнососудистых болезней вплоть до инфарктов. Отношения в стаде многолики: помимо «гаремов», включающих обычно самца и нескольких самок, это и объединения молодых самцов, и материнские (без самца) или материнско-отцовские семьи.
Известно немало примеров взаимопомощи и защиты в стадах обезьян, причем не только в классическом тандеме «мать-детеныш», но и просто по отношению к слабым членам стада.
Шимпанзе во многих деталях поведения похожи на человека. И чем дольше изучают их этологи, тем больше выявляется это сходство. Шимпанзе иногда кооперируются для охоты на мелких животных. Они используют палочки для выуживания муравьев и термитов из пней. Другие шимпанзе раскалывают орехи камнями. Третьи изготовляют из широких листьев "кружки" для воды. Существуют особые традиции использования подобных орудий, свойственные отдельным популяциям обезьян. Традиции существуют и в области общения. Например, отличаются способы приветствия. Есть даже группы шимпанзе, в которых принято рукопожатие. Пристальный взгляд и оскал у обезьян, как и у человека, означают угрозу, а ласковое прикосновение и поглаживание - дружелюбие.
Основу перехода обезьяньих предков человека к постоянному использованию естественных предметов для «потребительских целей» и далее – к изготовлению орудий составили ориентировочно-исследовательская деятельность обезьян, их способность манипулировать различными, часто непищевыми объектами, активное исследование всей окружающей обстановки и природной среды.
Что же такое предметная деятельность обезьян? Это способность использовать природные или предложенные экспериментатором предметы в качестве «орудий» – посредников для решения разного рода задач.
Впрочем, нельзя и переоценивать способности обезьян. Так, настоящей орудийной деятельности у них не существует, поскольку у них преобладает деструктивное поведение, а конструктивное находится лишь в зачаточном состоянии. Предметная деятельность обезьян – это только биологическая основа, предпосылка для развития трудовой деятельности.
Таким образом, современные шимпанзе могут служить лишь общей моделью наиболее ранних ступеней эволюции предков человека. Этот уровень примерно соответствует выходу предков человека из тропических лесов в саванны и возникновению прямохождения.
Основным типом объединения древнейших гоминид, как и современных антропоморфных обезьян, было первобытное стадо с хорошо организованной помощью и взаимопомощью, доступностью добычи для всех его членов, обучением детенышей, передачей навыков и опыта. Т.е. первобытное стадо древнейших людей уже не было чисто биологическим явлением. Такой тип объединения называется филэргон(от греческого «эргон» – работа).
Самые ранние из известных ныне гоминид – афарские австралопитеки– жили бродячими группами, разбросанными по обширной территории. Баз и лагерей у них не было. Это были малые изолированные популяции с относительно небольшой длительностью жизни одного поколения (17-22 года). Темпы прироста населения в эти эпохи составляли 10-20 % за 1000 лет.
У них существовали различные приемы разбивания камней и выбор пригодных обломков. Этап перехода к изготовлению самых примитивных орудий привел к появлению «кварцевой» культуры.
Дальнейшее развитие социальной организации наблюдается у олдувайских хабилисов. В Олдувае уже найдены прототипы древнейших жилищ. Это скопление костей и каменных орудий, возможно представляющих охотничьи стоянки. Олдувайские гоминиды были не только собирателями, использовавшими также мясо жертв крупных хищников, но временами и настоящими охотниками. А появление охоты сыграло большую роль в социогенезе человека, т.к. последняя была средством кооперации, коммуникации и фактором дальнейшего развития социальной организации гоминид.
У олдувайских хабилисов уже существовало разделение труда между мужскими и женскими индивидами с преобладанием охоты и изготовления орудий у первых и собирательства у вторых. Важную роль в социализации гоминид сыграла активная транспортировка охотничьей добычи к домам-базам. Сообщества, члены которых делились со своими сородичами, получали определенное селективное преимущество. Существенное значение имел и индивидуальный, межгрупповой, а, возможно, и групповой межвидовой отбор на «умелость» и интеллект как адаптивно полезные признаки.
Появление таких социальных явлений как пролонгированность детства, совместные усилия в производственной деятельности, забота о старших членах сообщества как источнике опыта уменьшали роль борьбы за существование.
В ходе антропосоциогенеза физическая организация гоминид должна была совершенствоваться под влиянием социализации. Связь морфотипа и культуры отчетливо проявляется при сопоставлении типологии орудий со структурными и функциональными особенностями системы «мозг-рука». Трансформации формы и размера орудий приводили к изменениям рабочей позиции руки, способа захвата, положения пальцев, силового напряжения и т.д. Так пропорции и особенности суставов кисти афарского австралопитека говорят о том, что он использовал в качестве орудий необработанные камни. Черты строения кисти хабилиса свидетельствуют уже об усилении контроля за камнем. У неандертальца основная нагрузка при изготовлении орудий падала на ладонь и ногтевые фаланги, что привело к усилению радиализации кисти. У них также появилась прижизненная функциональная гипертрофия руки.
Прослеживается связь и между функцией руки и развитием определенных зон мозга. У австралопитеков по сравнению с обезьянами было уже более высокое развитие зоны мозга, связанной со стереоскопией, стереогнозией, зрительным и слуховым восприятием различных сигналов. У палеоантропов выделяются два эпицентра в нижней теменной дольке, соответствующие надкраевой и угловой извилинам; наибольшего развития они достигают у неоантропов. Для последних вообще характерно развитие участков коры мозга, ответственных за специфическую человеческую деятельность.
Возникшая в ходе общественного трудового процесса потребность в общении обусловила развитие звукового языка и мышления. Первоначально слово возникло у гоминид как средство коммуникации в совместной трудовой деятельности и лишь впоследствии приобрело и функцию субстрата обобщения.
Время возникновения членораздельной речи, пути и факторы ее формирования, являются предметом дискуссии. Одни исследователи считают, что речьразвивалась постепенно и в своей примитивной форме существовала у эректуса. Однако существует точка зрения, по которой даже палеоантропы еще не имели вполне адекватного фонетического аппарата и не были способны к отчетливой артикуляции отдельных гласных звуков.
На рубеже между средним и верхним палеолитом первобытное стадо сменилось родовым строем. Это привело к появлению множества самобытных археологических культур. Характерными чертами этого периода было:
1) значительное разнообразие планировки и конструкции жилищ и даже целых поселков и мастерских, население которых могло образовывать производственную организацию – род или общину;
2) огромное разнообразие специализированных орудий разного назначения, сделанных из различных материалов, использование рукоятки, значительно повысившей энергетический эффект;
3) появление нескольких видов первобытного искусства: орнамент, многоцветная пещерная живопись, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.
Переход к родовому строю способствовал ускорению процесса сапиентации, т.к. связан с введением экзогамии. Экзогамия– запрет половых отношений между членами одного сообщества и разрешение их между разными сообществами (племенами) или разными частями одного большого сообщества – родами. Тем самым предотвращались неблагоприятные генетические последствия близкородственных браков, возникало сходное с гетерозисом повышение жизненности потомства.
В процессе социализации человека происходило постепенное самоустранение формообразующей функции естественного отбора. Как принцип эволюции человека он прекратил свое действие около 40 000 лет назад, когда сформировалась генетическая программа вида Homo sapiens, которая не претерпевала с тех пор существенных изменений. Огромное значение приобрело “социальное наследование” путем воспитания и формирования личности. “Парадокс человека” заключается в сравнительной ничтожности морфологических изменений по отношению к величайшему скачку в психической сфере.
Дата добавления: 2016-12-09; просмотров: 5487;