Экологические аспекты эволюции человека


 

Первые представители семейства гоминид были органической частью природы и полностью зависели от нее. Биологические за­кономерности играли основную роль в их адаптации к меняю­щимся условиям среды. Климатические изменения сказывались на облике гоминид, усиливали процессы морфологической из­менчивости. Природные пре­грады (непроходимые леса, бурные реки) на первых этапах разви­тия человека регулировали обмен генами между древними популяциями и усиливали их дивергенцию в условиях изоляции.

Появление человека разумного в огромной степени обуслов­лено климатическими факторами. Смена оледенений и более те­плых межледниковых периодов отражалась на животном и рас­тительном мире. Ледники служили географическими барьерами для первобытных общин, а их исчезновение давало возможность контактировать ранее изолированным группам, что в свою оче­редь приводило к метисации и, следовательно, к гетерозису, бла­гоприятно сказывалось на дальнейшем развитии.

К завершению антропогенеза человек, сохраняя свою биологи­ческую основу, превратился в существо социальное. В его существо­вание и деятельность включаются социальные факторы, постепен­но начинающие играть ведущую роль в развитии общества. Взаимодействие человека и природы менялось в зависимости от производственной деятельности и общественных отношений. Производство начинается с изготовления каменных и костяных орудий труда и проходит определенные этапы. Каждый этап рас­ширял знания человека, вносил нюансы в его взаимоотношения с природой.

В историческом аспекте выделяют три периода взаимо­действия природы и общества, различающихся содержанием трудо­вых процессов, а также интенсивностью влияния средовых факто­ров на биологию человека и обратных антропогенных воздействий. Первый период, наиболее длительный, характеризовался сла­бым по интенсивности воздействием человека на природу, охва­тывал многие тысячелетия — от появления первых орудий труда и человека на Земле до классовых общественных формаций с высоким уровнем развития производства. Второй период совпал с интенсификацией производства, на­чиная с появления классовых формаций до эпохи империализма. Третий период — научно-техническая революция (НТР).

В первый период очень важная для сохранения человека как вида и его дальнейшей эволюции способность к коллективному труду и возникшая на этой основе социальная организация об­щества. Первобытные коллективы, способные к согласованным действиям, быстрому и более эффективному усовершенствова­нию орудий труда, имели больше шансов выжить в самых экс­тремальных условиях. Древний человек, непрерывно совер­шенствуя орудия труда, предметы быта и культуры, пришел к оседлости. Первобытное общество переходило от присвое­ния естественных богатств природы к их воспроизводству пу­тем развития земледелия и животноводства.

В зависимости от природных условий складывались типы культурно-хозяйственной деятельности и темпы их развития.

Уже в позднем палеолите сформировались основные хозяй­ственно-культурные регионы:

· европейский приледниковый — охотников и рыболовов;

· сибирско-китайский — скотоводческий;

· африкано-средиземноморский — с ранним развитием оро­шаемого земледелия и скотоводства;

· юго-восточноазиатский — с долговременным сохранением собирательства и охоты.

Взаимодействие между хозяйственным коллективом и осво­енной им территорией на разных этапах человеческой истории носит название антропогеоценоза. Сходные условия среды поро­ждают аналогичные виды производственной деятельности. Наи­более важная функциональная связь в антропогеоценозе осуще­ствлялась через труд и пищевые цепи. Своеобразие пищевых цепей определяется не только составом и количеством пищи, но и физико-географическими особенностями среды с локальной недостаточностью или переизбытком жизненно важных элемен­тов. Выделяют два типа антропогеоценозов — потребительский и преобразующий. К первому типу относятся хозяйственные кол­лективы собирателей, охотников, рыболовов, второй связан с земледелием.

Для ранних стадий общественного развития большое значе­ние имело богатство занимаемой территории пищевыми ресур­сами. От этого зависел рост населения, его плотность. Поэтому в эпоху палеолита и в бронзовом веке археологи отмечают нерав­номерность общественного развития.

Прогресс в хозяйственном развитии одних регионов и отста­лость других связаны с географическими факторами, получающи­ми на определенной исторической стадии наибольшее значение. Например, климат Австралии был своеобразным препятствием для развития земледелия: в засушливых местностях аборигены вели кочевой образ жизни, в увлажненных районах растительной и жи­вотной пищи было достаточно. В древней Австралии не было ко­пытных животных и не существовало скотоводства как промежу­точной стадии между охотой и плужным земледелием.

В науке преобладало мнение, что на первом этапе взаимодей­ствие человека и природы было гармоничным, а негативные влияния на среду стали проявляться, когда техника достигла вы­соких ступеней развития и начала быстро расти численность на­селения. Однако история человечества свидетельствует о другом. Стихийная деятельность человека уже в эпоху неолита при­водила к изменениям природы довольно крупного масштаба.

Иногда ставилось под угрозу дальнейшее существование челове­ческого общества. В первобытную эпоху нарушения экосистемы происходили за счет уничтожения охотниками целых видов жи­вотных. Например, в период последнего оледенения в Евразии исчезли многие крупные животные, населявшие умеренные ши­роты Северного полушария, — мамонт, шерстистый носорог, степная форма зубра, гигантский олень. Расчеты показывают, что количество мамонтов на протяжении тысячелетий от начала охотничьей деятельности человека меня­лось мало. Но в верхнем палеолите, когда численность охот­ничьих коллективов значительно возросла, количество этих жи­вотных стало быстро уменьшаться, и они полностью исчезли.

От присвоения естественных богатств природы первобытное общество переходило к их воспроизводству путем развития зем­леделия и животноводства.

В южных районах с плодородными землями истощение при­родных ресурсов привело к трансформации собирательства и зем­леделия.

Второй этап взаимодействия природы и человека был менее продолжительным. Связанный с появлением классовых форма­ций, он длился вплоть до эпохи империализма. Для него характерны: дальнейший рост производства и коренные изменения во взаимодействии человеческого общества с природой. Развитие орудий труда достигло в конце родоплеменного строя такого уровня, при котором труд стал более производительным и его результаты превышали минимальные потребности людей. Нако­пление продуктов труда стимулировало рост качества жизни, увеличение населения. В дальнейшем возросший уровень произ­водительных сил и новые классовые формы производственных отношений, возникновение частной собственности на средства производства ослабили зависимость человека от природы, по­степенно нарушились их генетические и структурные связи. От полного слияния с природой и ощущения себя ее частицей чело­век перешел к отрыву и противопоставлению ей. Появился идеа­листический тезис: человек — царь природы (Платон).

На третьем этапе, связанном с научно-технической револю­цией, степень воздействия человека на природу достигла грандиозных размеров. Ко всем описанным способам использования экосистем прибавилась отрицательная форма воздействия на природу в глобальных масштабах — загрязнение окружающей среды. Развитие атомной энергетики, синтез новых химических веществ, внедрение их в производство и быт создают новую сре­ду — техносферу, к которой человечество вынуждено адаптиро­ваться разными способами. Антропогенные изменения сильно воздействуют прежде всего, на жизнедеятельность самого челове­ка. Накопление в биосфере мутагенных веществ меняет его на­следственность. У современных поколений людей около 50 % болезней вызвано нарушением наследственного аппарата. Опи­сано свыше 2 тыс. заболеваний человека, связанных с наруше­нием генов, около 6 % рождающихся детей подвержены наслед­ственной патологии. При неблагоприятных условиях в общем генофонде человечества постоянно увеличивается объем изме­ненных по сравнению с нормой генов, или генетического груза.

Предметом обсуждения не только в антропологии, но и в дру­гих науках является проблема «человек и биосфера». В 1926 г. В.И. Вернадский первым предположил, что биосфера Земли представляет собой единую динамичную, постоянно преобра­зуемую систему. Преобразования в ней сказываются на всей системе в целом. Все изобретения человечества — от примитив­ного каменного топора до космической ракеты и компьютера — плоды умственного труда, обеспечившего гигантский рост воз­можностей человека, сделавшего его, по выражению В.И. Вер­надского, «мощной геологической силой». Сейчас это ощущается особенно остро, ибо в результате негативных преобразований окружающей среды находится под угрозой само существование человечества.

При взгляде в будущее вызывают опасение нехватка ресурсов и возможный экологический кризис вплоть до полного загряз­нения среды отходами производства. Проблема «человек и биосфера» стала глобальной. Новый ас­пект взаимодействия человека и природы обусловливает необходи­мость прогнозировать мировое развитие, осуществлять глобальное моделирование процесса производства и мирового хозяйства. Глобальное моделирование — это не только многосторонние ме­ждународные соглашения о пользовании ресурсами биосферы, но и организация международной системы наблюдения за со­стоянием географической среды, регистрирующей в ней все су­щественные изменения, связанные с антропогенными воздейст­виями. К такого рода мероприятиям относится составление программ в рамках ЮНЕСКО.

 

 

Спорные вопросы антропосоциогенеза

 



Дата добавления: 2016-12-09; просмотров: 2913;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.